Камакурская живопись на свитках.
К власти пришло военно-феодальное сословие, формально сохранили императорскую власть. Новые культурные герои – монах и воин, взаимодействовали друг с другом. Во главе феодального правительства - род Миномото. Распространяется живопись на свитках. Постепенно все большую роль начинает играть пейзаж, причем не только как фон или связующий элемент между двумя сюжетами, но и как самостоятельный мотив. Камакурские портреты военачальников – первые в истории нерелигиозные изображения реальных людей.
Портрет Миномото Йоритомо в парадной одежде, художник Фудзивара Таканобу, шелк, 12в (первый сёгун). Обобщенно идеализированный образ военачальника, ставшего мудрым правителем. Полководец в апофеозе всех своих достоинств, в придворном церемониальном костюме, костюм становится более жестким, накидки увеличивают размер фигуры. Похож на хэйянских аристократов, эмоциональное направление другое – твердость решительность, сжатые губы, сосредоточенный взгляд. Вырабатывается новое отношение к костюму, большое значение играют доспехи (выполнялись из кожи). Фигуре придавали контур ломаной линии – отличается от хайянского времени, цвета войны – красный, черный, золотой отражается в колорите живописи. Орнаментика жестче, нет нежности и размытости хэйянской эпохи.
Тайра Сигемори, Фудзивара Таканобу (2п 12-н13в). Похож на портрет китайского чиновника, сильное волевое лицо,
прикрывает рот палочкой, черное кимоно (еще использованы красный и золотой).
Хейан выражали роман и стихи-танка, Камакуру – военные эпопеи гунки (исторические факты перемежаются с невероятными происшествиями и чародейством), стиль строгой хроники (ритмизированная проза сказок), слог классической литературы (с простонародной речью). С гунки сопоставима камакурская живопись на длинных горизонтальных свитках, которая становится демократичнее по сюжетам и идеалам. Впервые действующим лицом оказывается людская масса, активная и динамичная, главный герой воин-всадник, а не музицирующие придворные. Вместо изолированных статичных сцен, где важно передать настроение персонажей, свитки камакурского времени разворачиваются как единое повествование (бурное движение, драматические действия). Возрастает роль пространства как среды, где действуют герои и толпа. Фон эволюционирует от нейтрального к разработанному и определенному, возрастает роль пейзажных мотивов. К к13в тенденция к увеличению роли пейзажного фона в живописи на свитках возрастает еще больше.
Жанр житие:
Легенды горы Сиги, 12в. На Сиге монах основал жилище, посылал чашу в деревню для сбора еды (так питался). Когда крестьянин запер чашу в амбаре, она взлетела вместе с ним и полетела к монаху, люди пришли просить, чтобы им вернули зерно, монах отправил мешки зерна в деревню. Дидактический характер: передается жадность людей, злоба. Гротескно, почти монохромно, с подсветкой. Линия доминирует, подцветка вторична.
Жизнеописание святого Иппена, свиток на шелке, 1299г. Иппен в сопровождении крестьян с зонтами на фоне величественного пейзажа. Изумрудно-зеленые пустынные пейзажи с одинокими соснами, мягкий силуэт золотистых холмов, стаи птиц – главные элементы эмоциональной выразительности. Есть что-то схожее с северосунским периодом.
Путешествие преподобного Гендзе Сандзе в Индию, н14в. Изображен разрушенный индийский храм. Мирная природа.
Исторические свитки:
Хейдзи-моногатари, 13в. Сказание о гражданской войне Хейдзи, единое повествование на фоне пейзажа, красно-черный колорит. Живая людская масса, повозки, быки написаны быстро и динамично.
Сказание о монгольском вторжении. Камикадзе – ветер богов, он подул на монголов, их затопило. Японцы гордятся тем, что на их землю не ступала нога завоевателя. Колорит красно-черный, живопись мене тщательна.
Легенды храма Китано Тендзин, 1219г. На одном из свитков есть сцена, где самурай на вершине горы обращается к небу с жалобой на свою несчастную судьбу. Природа изображена в ином масштабе, рождается мысль не только о важности человека, но и о самостоятельности жизни природы.
Свитки о гадских мирах:
Дзигоку соси (повесть об аде), 14в. Грешников загоняют в огонь. Тема связана с популяризацией буддизма – надо показать рай и ад.
Повесть о голодных духах, 2п 12в. Мир голодных духов - отдельный от ада мир сансары. Здесь пребывают те, кто проявлял скупость в отношении духовенства, они хотят все время есть, но не могут ничего проглотить, голодные изможденные духи. Голодные духи где-то среди нас, поучительный момент - если скупиться то тоже станете голодными духами.
В религиозном искусстве тоже видно увеличение роли пейзажа.
Свиток болезни и уродства. Сюжетика безобразна, но красивые линии, расцветка, страшные или отталкивающие вещи показываются красиво. Адская тема востребована. Мучения в аду любовной пары, но композиция, рисунок, распределение темного и светлого красиво.
Касуга-мандала, ок1300г. Пейзажная мандала, не плоская схема, а вид сверху. 5 храмов, из них выходит Будда и 5 бодхисатв, синтоистские ворота.
Тенденция привела к пейзажному свитку, где природа, воспринимаемая как отвлеченное божество, и природа как зрительно воспринимаемый объект сливаются.
Водопад Нати, 13в, неизвестный художник. Свиток, важен не столько сюжет, а его осмысление как картины, а не как иконы. Дикие грандиозные горы с лесом, мощные струи водопада. Божество-ками в виде водопада, горы и солнце – все похоже на изображение в пейзажной манадале, но нет ее схематизма, объединено в композицию, которая имеет прототип в реальности.
В живописи 14-15в природа выступает уже как главный объект художественного претворения. Основной итог столетий в освоении сложившейся в Китае художественной системы монохромного пейзажа и в создании нового по смыслу ансамбля, где окружающая среда выступала как равноценный компонент архитектурного образа.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 486;