Германская живопись XV—XVI веков
Германия XV и XVI веков — это время бурных, кровопролитных классовых столкновений, эпоха Реформации и крестьянских войн; это ломка старых представлений о мире, развитие гуманитарных и практических наук и появление таких людей, как Томас Мюпцер, Мартин Лютер, Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Николай Кузанский, Парацельс. После двухвекового царствования готики это пришествие Ренессанса.
В начале XV века, когда в Италии уже определились пути развития Ренессанса и художники Нидерландов смело завоевывали реальность, работая над правдивым изображением человека и природы, Германия все еще пребывала во власти средневековых традиций. По-прежнему строились величественные готические соборы, единственным назначением художников было их украшение, а самым распространенным видом этого украшения была роспись складных створчатых алтарей. История немецкой живописи XV века — это история алтарей. Каждый из них — серия картин, связанных сюжетным и композиционным единством. Готический художник расписывал их плоскими разномасштабными фигурами, нарушая пропорции человеческого тела, и помещал на золотом фоне, символизирующем «божественное происхождение» библейских сцен и персонажей.
Германия в то время состояла из многих независимых княжеств, которые даже говорили на разных диалектах. Такой же дробностью отличалась и художественная жизнь. В города юга новые веяния проникли из Италии — родины Ренессанса. Города севера находились под влиянием своего соседа — Нидерландов.
С 1430-х годов на юге Германии зародилось новое художественное течение: здешние художники пытались изображать окружающий мир таким, какой он есть, трехмерным, а людей не бесплотными фигурами, а похожими на живых — из плоти и крови.
Обновлению культуры, зарождению гуманизма, развитию наук и искусств в большой степени содействовало изобретение в 1445 году Иоганном Гуттенбергом книгопечатания. Стало возможным распространение литературных и научных трудов. С этим же связана широкая популярность гравюры на дереве (ксилографии), которую и применяли при иллюстрировании книг, и гравюры на меди. В Германии гравюра получила распространение, как ни в одной другой стране, и в 1470— 1480-е годы здесь появляются книжные иллюстрации, которые можно причислить к произведениям искусства.
Переходы от одного художественного стиля к другому не совершаются плавно и незаметно или резко, в одночасье. Готический стиль давал о себе знать и в творчестве самых передовых художников, новые черты уживались с архаическими приемами. И длился переходный период до рубежа XV—XVI веков, когда в напряженный период Реформации и крестьянских волнений, завершившихся Великой крестьянской войной 1524— 1526 годов, в Германии случился блестящий расцвет культуры Возрождения, и наиболее ярким проявлением ее стала деятельность гуманистов и художников. В эти годы особенно бурно происходит освобождение немецкой живописи от безраздельного господства Церкви. Рождается жанр пейзажа. Большим спросом пользуются портрет и картины светского содержания. Дюрер, Бальдунг Грин, Грюневальд, Кранах Старший, Альтдорфер, Хольбейн Младший — это славное созвездие имен принадлежит людям одного поколения. Искусство Ренессанса в Германии процветало до середины XVI века.
Одним из первых каноны поздней готики нарушил живописец и скульптор из Швабии — Ханс Мульчер (около 1400 — около 1467). Он руководил в Ульме мастерской, где создавались алтарные картины и скульптуры из дерева и камня. Из живописных творений, принадлежащих его кисти, нам известен «Ландсбергский алтарь» (1437). Мульчер старался запечатлеть переживания персонажей, которые передавал на полотне жестами и мимикой. Готике несвойствен интерес к человеку, как и любование материалом — деревом, металлом, камнем, а меж тем Мульчер тщательно выписывал их фактуру.
Пейзаж «Воскресения» весьма условен: изгородь, хилые деревца и кусок скалы, символизирующей пещеру с гробом Христа. Зато выразительны фигуры спящих стражей. Изображение воскресшего Христа художник лепит светотенью, наделяя его объемностью (чувствуется опыт скульптора). В некоторых картинах Мульчер помещает композицию в интерьер. В «Христе перед Пилатом» изображен на золотом фоне балдахин, под которым Пилат умывает руки над тазиком, принесенным слугой. Мульчер уходит от изысканной, присущей готике красивости. Его герои грубоваты, похожи на крестьян и наделены индивидуальными чертами.
На оборотной стороне алтаря из церкви в Вильдунгене (1414) имеется надпись: «Выполнена Конрадом из Зоста, живописцем». Конрад из Зоста (около 1370 — после 1422) происходил из семьи художника Вернера — основателя династии мастеров, который до рождения Конрада перебрался в Дортмунд из близлежащего Зоста. Его потомки работали в городах Вестфалии еще полтора века. Конрад тоже работал в Дортмунде начиная с 1394 года. Он совершил путешествие в Париж, где познакомился с искусством фламандцев, ломбардцев, бургундцев, что обогатило его стиль. Конрад — лирик, ему чужд драматизм. Художнику довелось заниматься книжной миниатюрой, что отразилось в живописи, в тщательном выписывании деталей затейливых рисунках одежд персонажей. Из произведений мастера известны два алтаря: «Виль- дунгенский» (1403), где вокруг «Распятия» помещаются 12 сцен, и «Дортмундский» (1420) с «Успением Девы Марии» в центре.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Принципы построения тренировок | | | Магматизм и магматические породы |
Дата добавления: 2019-08-02; просмотров: 1318;