Архитектура и сады периода Муромати.
Эпоха Муромати, 1333-1573г. Асикага – династия канцлеров, которые фактически управляли страной, фактической столицей оставалось Киото (Хейян). Формируются характерные черты искусства, сохранившиеся до наших дней. Сложился Дзенский культурный комплекс, сады, чайная церемония, развивается экибана. Воинская верхушка обрела аристократический опыт, стала утонченнее. Религиозное и светское искусство развиваются в близком контакте, переплетаются. Продолжается традиция строительства загородных резиденций и их передача монастырям (с храма Феникса). В архитектуре новый стиль – сеин («кабинетны», происходит от оформления кабинетов дзенских монахов). Особенность: наличие в комнате ниши «токонома», параллельных полок «тигаи-дана», окон с бумажными ставнями.
«Золотой павильон» Кинкакудзи монастыря Рокуондзи, Киото, 1398г. Построен сегуном Асикага Ёсимаса, потом передан храму. Квадрат в плане, небольшое помещение (11х12). Отражается в воде (подчеркивается стройность), 3 яруса обнесены галереями, на 2м жилые помещения, на 1м террасы и помещения для отдыха, на 3м кабинет и место для религиозного уединения. Окна 3го яруса с полукруглым завершением – отсылка к буддийской пещере. Стены между столбами подвижны, перегородки 2 и 3 ярусов позолочены. На самой верхушке птица (возможно петух с распростертыми крыльями).
«Серебряный павильон» Гинкакудзи монастыря Дзиседзи, Киото, ок1480г. Построен внуком сегуна в подражание. 2 яруса (жилой и кабинет для занятий и уединения), бело-коричневый (белый внизу), на 2 этаже арочные окна. Тоже на берегу пруда, нет позолоты, здание почти не поднимается над поверхностью воды, природа проникает в интерьер. Это переходное явление стиля синден (галереи, на берегу озера) и сеин (раздвигающиеся стены). седзи – перегородка, нижняя часть дощатая, верхняя – решетка, обклеенная бумагой. Есть сеть желобков, по которым передвигаются перегородки. Стандартный размер – 90х180см, размер спального места, он же модуль. С этого времени размер зафиксирован и все измеряется в татами (циновка). Перешли от круглых к квадратным столбам, в которых тоже желобки.
Архитектура стиля Сеин идеально соответствовала задачам созерцания окружающей природы, она не мыслилась без окружающего садового контекста. Вокруг павильонов и рядом с монастырями располагается множество садов. Основы теории садового искусства заложены в Китае, но в Японии сохранились сами памятники (китайские ранние сады не сохранились). В древности поклонялись камням и скалам, в 10в сад оформился как жанр. Хайян – синден-дзукури (сад с холмами, озерами, водопадами). Дзен – сухой пейзаж: аскетичный, нет цветущих растений, 2 вида сада – с холмами (цукияма) и плоский (хиранива). Название по тому, чего больше (сад камней, мхов). Вода – натуральная или символическая (песок, галька). Сутэиси – искусство расстановки камней. Учитывалось взаимоотношение Инь (вода) и Ян (камень).
Сад Мхов монастыря Сайходзи, к13в. Самый старый. Нет границ, это просто некий участок, сформированный вокруг искусственного озера (форма озера близка к иероглифу сил или сердца), вода торфяная – мутная. Тут же нашли смысл: в сердце все отражается на таким, какое оно есть на самом деле.
Сад Камней монастыря Реандзи, к14в. Монастырь имел много садов, но этот – квинтэссенция сухого сада. Вода представлена символически в виде бороздок, созданных граблями. В саду главные два элементы – горы и воды. В расположении камней куча закономерностей и правил. Линии, соединяющие камни не должны быть равной длины, не должны быть параллельны. Главенствует принцип неопределенности: ничто не равно друг другу, ничто не параллельно. В этот сад человеку невозможно войти, для восприятия сада есть специальный помост, где можно сидеть и передвигаться. Галька ведет происхождение из искусства синтаизма (белая галька на площадях), подчеркивает сакральность пустого пространства. Пустота – это позитивный план, так как это открытость для познания. Сады отличны от масштаба окружающей действительности. Сад обнесен стеной, оштукатуренной и побеленной. Она (стена) невысокая, покрыта крышей. Всего 15 камней, но всегда видно только 14. Сад – модель мира (горы над облаками, море и камни). Сам сад прямоугольный, это условное пространство; его отделяют от нашего пространства множество ступенек, все для того, чтобы никто не наступал на сакральное пространство сада.
Сад при храме Дайсен-ин монастыря Дайтокудзи, Киото, 1509г. Ширина полоски земли всего 5м, крупная галька, большие скалистые камни, оштукатуренная стена. Изображается время человеческой жизни, некий временной промежуток, который течет как река. Развитие сюжета начинается с двух высоких камней, стоящих в углу. Потом поток как бы течет дальше, вначале гора, водопад, много камней, чего-то бурно. Заканчивается все довольно спокойным участком, где мало небольших камней. Самый высокий из камней имеет имя бодхисатвы Канон (милосердия), он смутно напоминает пропорции стоящей человеческой фигуры. Рядом камень – гора Хореай (священная буддийская). Вода передается бороздками белой гальки. Каждый камень имеет свою ассоциацию, свое имя, но для понимания совсем не обязательно все это знать. В дзенском саду не принято сажать цветущие растения, они недолговечны, а здесь все долговечное. Также цветы нарушают монохромию колорита, дзенский сад должен быть приближен к живописи тушью. Немного повышен уровень почвы у внешней стены (чтобы не было перспективы, а сад раскрывался перед зрителем).
Сад Океан Пустоты монастыря Дайтокудзи. Площадка, где насыпаны два равных конуса гальки. Но мы видим не две кучки гравия, а своеобразный и отвлеченный пейзаж. Причем искусство это начиналось с того, что действительно надо было где-то держать гравий.
Пустынное море, Дайтокудзи. Пустая площадка, просто засыпанная расчесанной галькой.
Сад луны при «Серебряном павильоне». Участок разработан в 18в. Состоит из нескольких конусов песка, тут же есть несколько камней. Песок более текучий и рассыпающийся, чем галька. У конусов абстрактная форма (конус со срезанной верхушкой). Все это на крошечной площади, которая переходит в сады другого типа.
Искусство сада развивалось в русле дзенской философии.
При монастырях также существовали чайные павильоны. Традиция чаепития давно практиковалась дзенскими монахами, так как был соблазн заснуть во время длительной медитации. Поэтому буддийские монахи пили для бодрости зеленый чай (который позже стал светским). В русле дзенской традиции стала вырабатываться чайная церемония.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 1027;