Эстетика чайной церемонии.

История чайной церемонии началась с Бодхидхармы, который по традиционной буддийской версии явился в Китай около 520г и основал учение чань (дзэн). По легенде он, сидя в медитации, почувствовал, что засыпает, рассердился и вырвал себе ресницы-веки, отбросил их, из них вырос чайный куст. Дзенские монахи пили зеленый чай как средство против сонливости.

Родоначальником чайной церемонии следует считать Лао-цзы, а временем ее рождения – 5в до н.э., когда Лао-цзы изобрел некий ритуал с чашкой некого "золотого эликсира". Чайный ритуал в Японии завели позднее, в начале периода Камакура (1185-1333г, Эйсай).

Ключевая фигура в истории чайной церемонии — Сэн-но Рикю (1522-1591). Именно при нем фактически появилась чайная церемония как светское действие.

Церемония проходила в небольшом чайном павильоне, расположенном в глубине сада, к которому вела каменная дорожка (родзи), выглядит она как каменная тропинка в горах. Архитектура павильонов становится обособленной, выделяются канонические правила. Внимание уделяется столбам и балкам, ценится неправильность, естественность и искривленность. Всего для церемонии нужно 24 предмета (коробочки для чая, сосуды для холодной и горячей воды, черпак из бамбука и тд).

К 16в чайная церемония из коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль (игра в ритуал для взрослых), который рассматривался как одна из форм духовной практики, где каждая деталь имела символический смысл. Церемония давала иллюзию некого некогда духовного церемониала. Три запретные темы: деньги, болезни, политика. Приглашалось не более 5 человек, близких по духу (среди них не должно быть врагов).

Архитектура: павильон нарочито маленький, чтобы зайти, нужно нагнуться – несколько смыслов: это смирение, все равны (так как все кланяются, не зависимо от положения), нельзя зайти с оружием. Окна нужны, чтобы поступал свет, но они все расположены высоко, чтобы внимание не отвлекалось от церемонии. Используются понятия ваби и саби (они употребляются всегда вместе – бедность и заброшенность). Ваби – прелесть тихой, безнятежной жизни, строгая и простая красота; саби – прелесть старины, покоя и одиночества.

Керамика: должна составлять единый художественный ансамбль, но не аналогична. Отличается природностью, делалась от руки, важны тактильные ощущения, роспись сугубо спонтанна – послевкусие дзенских традиций. Распространились различные виды керамики (около 30-40), особенно выделается тип Раку. Чаши должны выглядеть нерукотворными, они грубые и толстые (чтобы сохранять тепло). Раку делилось по цветам, нарочито бедная и непритязательная керамика. Донышко по размеру ладони, высота такая, чтобы чаша поместилась в одной руке, ее поворачивали, чтобы осмотреть со всех сторон. Особое внимание уделялось верхней кромке – к ней прикасались губами.

Чай: очень густой, это зеленый суп-пюре со взбитыми пузырьками. Чашу берет один, рассматривает ее, трогает, передает другому. Так она проходит через руки всех, последний ее выпивает. Потом достают другую чашу, дают ее другому человеку, опять же все смотрят, последний выпивает. Каждый просматривает и ощупывает пять чаш, но пьет только из одной.








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 338;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.