Архитектура синтоизма и его эстетика.
В начале эры складывается пантеистическая (те объединяет бога и мир) религия Синто («Путь богов»), много аналогий с китайским Дао. Боги – Идзанаги и Идзанами, дети – Аматерасу (Солнце), Цукиеми (Луна), Суссано (вода, бури). Обожествлялся весь мир, боги не антропоморфны (бесплотные духи, вселяющиеся в природные объекты), поклонялись уникальным объектам природы (их венчали соломенной веревкой). Первые святилища – это рощи священных деревьев или расчищенные площадки перед амбарами. Амбар – первый прототип священного здания. Он на сваях (от мышей, воды), окружен галереей, дощатые закрытые стены, седловидная крыша с перекрещивающимися стропилами. Культ плодоносящего поля – отсюда акцентирование горизонтальной плоскости, культ камня, чистоты и целостности (неосквернения природы). В первых веках нашей эры стали сооружаться специальные святилища.
Храмовый комплекс в Исе (1-3в или 3-5в н.э.) – главное такое святилище. В древнем лесу реликтовых деревьев (типа кипариса, хвойные), посвящено богини солнца. Рядом с храмом прямоугольная площадка такого же размера засыпана галькой или белым гравием, что обеспечивает чистоту, так как раз в 20л храм переносился на новую (соседнюю) площадку из новых деревьев. Считалось, что как жизнь растения проходит, так и жизнь храма должна проходить, так что храмы строили деревянными, потом ритуально сжигали и переносили. Площадь окружена 4 рядами оград (напоминают деревенский дощатый забор). В материальном плане храмы не сохранились, но архитектурная идея передана идеально. Постройки: выглядят как хижины на сваях, но на самом деле они очень масштабны. Сваи – от сельских амбаров. Храмы выступают как своего рода сокровищницы, там находятся стволы священных деревьев; в центральном храме еще регалии царской власти (меч и еще 2 каких-то). Все хранится в закрытом виде, так же как зерно, которое после сбора тут же забивается. В стенах нет дверей, открываются храмы раз в год. Крыша из мелкой дранки (тонкие щепки), которые укладывались так, чтобы стекала вода. Здание – стоично-баллочная конструкция с дощатыми легкими стенами. Наверху 9 бревен (кацуоги), уложенных поперек коньку крыши (чтобы ветер не раздул материалы кровли). Дерево только очищают и полируют, важна обработка деталей, нет никакой краски. Стропила таковы, что они уже сами собой представляют декоративную ценность. Отдельно стоящие столбцы подпирают коньки крыши, они зарыты в землю, это антисейсмический эффект. Пустые площадки, усыпанные гравием, тоже приходят из сельской архитектуры. Они были перед амбарами для призвания богов и для ритуальных празднеств (в число этих празднеств входит борьба сумо, идея, что два толстяка из разных деревень борются за то, кому будет благодать и охрана богов на следующий год, кого вытолкнули за границы участка – тот пролетел). Пустая площадка – священное место. В Исэ два больших комплекса и много подсобных святилищ. Это внутреннее святилище Найку (посвящено Аматерасу, прародительнице императорского рода) и внешнее святилище Гэку (посвящено Тоеукэ, кухарка при Аматерасу, святилище радом с рекой, поэтому внешнее). Река Миягава (до 1945г) играла роль границы священного участка, который нельзя пересекать (пересечешь, и у всего государства проблемы), поэтому до 12в (когда власть захватили сегуны) монахи шантажировали императоров, что если не будет исполнено их требование, они сами придут во дворец (и пересекут границу).
Сокровищница Сессоин при храме Тодайдзи, 8в. Построена в традициях синтоизма (на сваях). Сейчас там находятся дары императора, собираются они с 8в (уже много корпусов). Раз в год, осень, когда происходит закладка продуктов в амбары, здесь происходит закладка даров. Лютня, инкрустированная перламутром по лаку (китайско-корейская техника, сам инструмент из Китая). Персидская парча, 8в.
3-6в н.э. культура синтоизма еще развивается. Начиная с 4в постепенно проникают идеи буддизма, к 6в они становятся очень популярны. Буддизм приходит в страну со своей уже развитой духовной культурой и художественными традициями и архитектурными принципами. В сер 6в буддизм официально принимается, с этого времени периоды называются по имени столиц.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 322;