Ранний буддизм в Японии (эпоха Асука, 552-645г).

В сер 6в в Японию пришел буддизм, в 594г принц Сетоку Тайси признал его как официальную религию. Буддизм стал достоянием образованной верхушки общества, он внедрился мирно, ассимилируя местные культы. Япония включилась в огромный мир средневекового дальнего востока. Радость открытия мира, приобщение к высокой культуре определило эмоциональный строй раннего буддийского искусства в Японии. Оно светлое, юное, есть бурные порывы. Период Асука – это время надежд на нечто новое. Сначала воспринимают все яркое, возникают огромные буддийские монастыри, появляются новые материалы (черепичные крыши, лаковые столбы, высотные постройки, бронзовая скульптура). Япония приняла махаяну. Гаутама в хинаяне не имеет зримых черт, в махаяне становится вечным сияющим божеством Будда Шакьямуни (Сяка-Нёрай). Территория храмов предназначалась для пышных обрядов, постройки размещались с расчетом на свободное обозрение. Первые буддийские комплексы строились по двум типам планировки: симметричное построение по оси север-юг или асимметричное расположение храма и пагоды.

Монастырь Хорюзди в Нара (607-670г). В формах воспроизводятся черты раннесредневековой китайской архитектуры. Окружен глинобитной стеной, главный вход на южной стороне (Великие южные ворота), напротив внутренние ворота (тюмон), по обе стороны от которых начинается крытая галерея, с противоположной стороны зал для проповедей. Как и в древности, внутреннее пространство здания второстепенно по отношению к внешнему. Пагода и Кондо стоят рядом, а не по одной линии, отсюда некая асимметрия, и живость в восприятии; расположены на невысоких, но все же подиумах-постаментах, ничего такого не было раньше. Пагода Годзюното: играет роль реликвария, 5ярусов, сквозь проходит ствол кипариса (закреплен под землей и не связан с окружающей его «коробкой», внизу антисейсмическая система), венчает его бронзовый шпиль со ступой и кольцами сфер. Много новых материалов: черепица, окрашенные красным лаком стены, есть и оштукатуренные участки, из Китая пришли многоярусные кронштейны – каждый ярус крыши имеет большой вынос (тень-свет). Внутри один уровень, остальное пространство не используется функционально. Кодо (Зал поучений), 1 ярусная крыша, там состязания (в логике и красноречии), проповеди, диспуты. Кондо (Золотой зал) – внутри алтарная композиция Сяка-Нёрай работы Тори Буси (пришела в сложившейся форме). Красные лаковые столбы, каменные подиумы, серо-голубая черепица, оштукатуренные стены, бронзовые фонари. Помещения монахов вынесено за пределы ограды – монастырь становится центром распространения буддийского учения, а не местом уединения. Поверхность двора усыпана белой галькой (синтаизм), привлекается внимание к горизонтальной поверхности, к пустоте.

Тори Буси – первый японский скульптор (Тори – имя, Буси – указание на то, что он буддийский монах). Работал как мастер конской сбруи и украшений по прорезям, стал монахом, стал изготавливать статуи. Первая статуя неудачна, похожа на идол (Якуси-Нерай, Будда-Целитель) . Работал для монастыря Хорюдзи (алтарная композиция), здесь его работы хороши, около 623г, есть подпись. Алтарная триада Сяка (Будда Шакьямуни (Сяка-Нерай) с предстоящими Якусе и Якудзе (босацу, бодхисатвы).

Якуси Нерай (Будда Врачевания) – единичная скульптура. Сначала к буддизму возносили те же ожидания, что и к магии, ждали, что конкретные боги будут исцелять конкретные случаи. Будда на троне, куда спадают складки его одежды (очень красивый фестончатый узор, напоминает северо-вейскую китайскую скульптуру), пропорции юношеские, если не детские. Большой нимб в форме капли, есть мотив плетенки, огня и 7ми Будд, которые уже побывали в этом мире.

Триада Сяка из Кондо монастыря Хорюдзи, ок 623г, Тори. Сравнительно небольшой размер у группы. Центральная фигура – Будда Шакьямуни (бронза), сидит на троне со скрещенными ногами, по сторонам от него две бодхисатвы целителя Якусе и Якудзе (дерево). Каждый персонаж имеет свой ним, хотя большой вбирает в себя меньшее, он с богатым орнаментом и 7 небольшими рельефными изображениями будд. Пирамидальное построение, длинные ниспадающие одежды, симметричный узор складок подчеркивают бесплотность фигур, в итоге – торжественный и монументальный образ, хотя есть условность и схематизм. Лики почти одинаковые, застылые и неподвижные, отчужденные. По пластическим свойствам триада тяготеет к плоскостности рельефа. Бодхиставы стоят на цветах лотоса, это дети с наивным выражением лица, хотя и в царских одеждах, большие головы и кисти рук. Во всем убранстве храма повторяется мотив изогнутых стеблей. Единственный источник освящения – открытые створки дверей, поэтому алтарь располагается напротив входа, сюда падает свет, нимб выступает как огромный рефлектор, собирает свет. Нимб – форма лотосового лепестка, воспроизводит также форму пещеры (это овал, с килевидным завершением). В составе алтаря много страж (Комоку Тэн, Тори, остальные нет). Также над композицией есть балдахин неясного происхождения (Японский или Корейский). Там пикирующие ловчие соколы (охота в Корее – атрибут высшего сословия, для буддизма не характерна). Украшает балдахин композиция из резных музыкантов. Эти фигурки, по сути, эпиграф к искусству периода Асука. Интересен один из бодхисатв: на голове волосы непонятно полу распущены, но на макушке собраны в два шарика – такого нет в Индии, зато это традиционная прическа для мальчиков в Китае.

Комоку Тэн, Тори (?), дерево. Один из царей-охранителей сторон света, в данном случае охраняет алтарь. Довольно сдержанный пластический и мимический образ, фигура симметрична, локти у туловища, рот закрыт, в руках кисть и свиток (охраняет каноническую традицию, знание). В костюме для верховой езды, соответствует корейскому знатному всаднику. Ажурная позолоченная бронзовая корона (корейская традиция). Нежно окрашена. Часто центральная часть алтаря –бронза, по мере снижения ранга –дерево, лак и тд, то же с цветом.

Будда Мироку (Майтрея, Будда и Бодхисатва будущего), Хорюдзи, бронза. Шакьямуни уже ушел в нирвану, поэтому должен прийти следующий Будда. Сейчас он бодхисатва, будет выполнять свой долг и спасать. Одновременно и Будда, и бодхисатва. Это образ надежд. Изображен в канонической позе, которая символизирует принятие решений: в позе лотоса, одна нога уже спущена с трона, причем пяткой вперед (дальне восточная, а не индийская традиция), локоть опирается на еще согнутую ногу, рука как бы подпирает подбородок. Он принимает тяжелое решение, не уходить в нирвану сейчас, а идти помогать живым существам. Выражена незавершенность действия, прическа китайского мальчика, да и весь вид детский или юношеский. Этот образ навеян корейскими прототипами, в 4-6в в Корее этот образ особенно популярен, тк покровительствует «золотой» молодежи правящего класса.

Распространились изображения богини Канон.

Кударо Каннон (Авалакитешвара или Гуаг Инь, Милосердие), 7в. Привезена из Кореи (царство Кударо), 2,3м, камфорное дерево (еще и благоухала), из одного ствола, поэтому несколько столпообразна, есть что-то растительное. Нет черт прекрасного царевича, почти женский образ. Плавные утонченные черты лица, удлиненные пропорции. В правой опущенной руке сосудик, еле держит двумя пальцами. Левая рука полусогнута в локте. Лицо излучает свет. Все текучее, плавное. Мягкие лаки.

Гюссе Канон (Спаситель мира), камфорное дерево. Тоже баддисатва Милосердия, одновременно считается портретом принца Се Туко, который в Японии проповедовал буддизм. Тоже скульптура из Корее. Очертание бабочки, какого то неземного существа. Над головой нимб-шар, низ и складки расходятся как крылья бабочки. Роскошные ювелирные украшения из ажурной бронзы. Нимб выполнен отдельно, там накладки из ажурной позолоты, легкая подкраска.

Алтарь Тамамуси, 7в. Домашний переносной алтарь, это и живопись, и скульптура, и пластика, тоже из Хорюдзи. В это время буддизм считался личным делом каждого, поэтому заказывались домашние произведения. Этот алтарь заказан знатной придворной дамой, название переводится как драгоценный жук. Края украшены бронзовыми обкладками, которые положены на крылья красивых жуков (любопытно, что японские буддисты не видели никаких противоречий в том, чтобы жить в мире с миром, и при этом отрывать крылья у нескольких сотен жуков). Название алтаря закрепилось за патронессой. Здесь лаковые росписи. На закрывающихся дверках изображены 2 стража красным лаком на черном (напоминает китайские лаки). Есть сюжет джатоки о голодной тигрице. У китайцев это тяжелая и мрачная картина, здесь же красота! Изящный ныряльщик, горы с виде скобок – корейская традиция, прекрасные растения, романтическая ива (символи разлук), и тд. Царит безмятежность, то есть японцы еще не видят жертвенной, трагической подоплеки сюжета. Здесь тоже есть ошибка переводчика, так как изображены 7 тигрят. По сути – это первый памятник сохранившейся японской буддийской живописи.

В монастыре также были и стенописи, нанесенные на стены сухой штукатуркой, пострадали от пожара в 20в., не сохранились. Выполнены были в 8в, то есть уже в эпоху Нара. Явные центрально азиатские мотивы (Аджанта процветает), но живопись более графична и плоскостна. Росписи выполнены позже, чем основные работы по архитектуре и скульптуре. В росписях это молодые зрелые существа, с тремя подбородками и капризным ртом, а не живые мальчики и юноши. То есть это уже нарский имперский идеал красоты.








Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 747;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.