Культура Кофун и ханива.
В первых веках нашей эры происходят серьезные социальные сдвиги: создается первое централизованное государство из союза племен, по месту расположения – Ямато (центральный регион, Хонсю). Кофун – завершающий период культуры Яей, 300-600г н.э. В это время сооружаются многочисленные гробницы-курганы (иногда колоссальные размеры) князей Ямато. Курганы напоминали замок для ключей, состояли из круга (небо) и трапеции (земля). Ханива (глиняный круг) – система надземной погребальной керамики, ставилась по периметру кургана. Особенно интенсивны контакты Ямато с Китаем и Кореей. Верхушка японского общества начинает пользоваться иероглифической письменностью (это открыло доступ к китайской философской и политической литературе).
Гробница императора Нинтоку, н5в. По площади превосходит пирамиду Хеопса, 480м в длину, 36м в высоту. Имеет форму замочной скважины (увидеть это можно только с большой высоты). Окружена она подковообразным водоемом, видно стремление к слиянию с природой (в Египте торжество над природой).
Ханива: располагалась на поверхности кургана (в Китае она пряталась внутрь), выполняла функцию магической ограды, вместе с цилиндрическим постаментом размеры не превышали 1м; много трогательных узнаваемых сюжетов. Скульптура развивалась из полых столбиков-цилиндров, располагавшихся вокруг кургана. Сюжеты многообразны – от магических воинских щитов и мечей (щит из раскопок в Ивами), архитектурных сооружений (в Сара и Сайтобару), оседланных боевых коней до многочисленных типов человеческих фигур: жрецы, музыканты, придворные (раскопки в Окумамура, Хариман-бара). В пластическом языке ханива сочетается обобщенность в трактовке лиц, поз и жестов фигур с большой точностью в передаче характерных деталей, указывающих на конкретные особенности персонажа (доспехи воина, головной убор и одежда жреца). Масштабная деформация, пропорциональные несоответствия – мастеру важно зафиксировать, в первую очередь, общий силуэт фигуры, смысл ее действий (жрец воздевает руки к небу). Многообразие и выразительность лиц. Живости мастера добивались варьированием простейших приемов вырезания ножом из глины (глаза, рот) и вылепливания в мягком рельефе (брови), при этом допускалась легкая асимметрия. Нет детализации – обобщенность.
Итог: древнейший период – формирование широких мировоззренческих концепций, которые сохраняли свои значения в будущем. Среди множества явлений три наиболее важны: обобщение законов мироздания в пластической форме ритуального сосуда (Дземон), рождение архитектурных форм и пространственного мышления (синтоизм), сложение пластического языка и первое непосредственное отражение с его помощью жизненных явлений (ханива).
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 322;