БУРЖУАЗНАЯ КУЛЬТУРА.
Буржуазная культура, или культура нового времени, начала формироваться в Европе в ХVII веке. Это, прежде всего, культура рационализма, который имел глубокие корни в экономической, технической, научной деятельности этой эпохи. Наука, знания стали рассматриваться как высшая ценность. Этикетные нормы приобретают характер своеобразного инструментария, с помощью которого происходит сдерживание человеческих аффектов, неуместных в рациональном обществе. Не случайно одной из задач воспитания, по Рене Декарту (1596-1650), было научение человека тому, как можно подавлять свои чувства, сдерживать их, чтобы при минимальном расходе сил получить максимальный эффект. Этот принцип присутствует и в современных правилах приличий, особенно – английских. «С детских лет в англичанине воспитывают способность к самоконтролю. Его приучают спокойно сносить холод и голод, преодолевать боль и страх, обуздывать симпатии и привязанности. Ему внушают, что человек должен быть капитаном собственной души» (В.Овчинников «Сакура и дуб»).
Главной особенностью эпохи буржуазной культуры становится идея личностного начала человека, его автономности, суверенности. На первый план в ряду моральных ценностей выдвигается ценность человеческого достоинства. Этикет при этом становится формой самоутверждения личности, а его основополагающим чувством - собственное достоинство личности.
В это время продолжают создаваться интереснейшие практические руководства и трактаты по этикету и этике. Например: Джон Локк (1632-1704гг.)«Мысли о воспитании» (1693г.), Жан де Лабрюйер (1645-1696гг.)«Характеры, или Нравы нынешнего века»(1688г.), Филип Честерфилд (1694-1773гг.) «Письма к сыну» (изданы в 1774г.).
Можно сформулировать три особенности этикетных норм, сформировавшихся в эпоху буржуазной культуры:
· Среди всех качеств, которыми должен обладать воспитанный человек, предпочтение отдаётся четырём наиболее важным: добродетель, мудрость, благовоспитанность и знание. Приведём по этому поводу цитату из Дж.Локка: «Научите джентльмена господствовать над своими наклонностями и подчинять свои влечения разуму».
· Этикет принимает всё более естественные формы поведения. Предпочтение начинает отдаваться простоте перед лицемерием и подражательностью. Цитата из Ф.Честерфилда: «Надо не только уметь быть вежливым, что само по себе совершенно необходимо, высшие правила хорошего тона требуют ещё, чтобы вежливость твоя была непринуждённой».
· Этикет не допускает светского высокомерия, а требует вежливости и приветливости в обращении с людьми различных социальных слоёв (не только высших). Из Дж.Локка: «Нельзя допускать, чтобы дети утрачивали уважение к человеку из-за случайностей внешнего положения».
Идеалом добропорядочности становится человек, который «всем обязан самому себе» (“self made man”). Щедрость, расточительность, праздность аристократического образа жизни сменяются добродетелями трудолюбия и бережливости. Для буржуа понятие чести связано, прежде всего, с умением жить без долгов. Образцом воспитанности выступает человек, «заслуживающий кредита», а кодекс приличий в это время пополнился новым правилом: «В срок и полностью выплачивай свои долги!».
Этикет в это время становится средством достижения успеха и в бизнесе, и в частной жизни.
Формируется этикетный образец, своеобразная знаковая фигура эпохи – это джентльмен (от англ. gentlman). Слово это появилось в Англии ещё в 1414 году, а оттуда впоследствии распространилось по всему миру. В Англии «джентльменами» называли особую социальную категорию – младших сыновей именитых дворян-землевладельцев, в соответствии с английскими традициями, не получавших ни наследства, ни титула отца. Единственное, что у них оставалось от семьи - это врождённое благородство и хорошее воспитание.
Не одно столетие спорят о том, кого правильно называть джентльменом. Сторонники одного подхода предлагают в качестве критериев знатность и благородство происхождения. Представители другого подхода главными критериями джентльмена называют благородство характера, личные достоинства, уровень образования и воспитания человека, безотносительно к его социальному происхождению. Само значение слова «gentl» убеждает нас в истинности второго подхода. “Gentl” можно перевести на русский язык как «мягкий, добрый, тихий, спокойный, кроткий, нежный, вежливый».
Считается, что современному джентльмену присущи четыре основных качества: самоконтроль, порядочность, честность и чувство собственного достоинства. Конечно, с таким человеком будет приятно и надёжно вести дела.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 2789;