РОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ ЭТИКЕТА.
Культура европейского этикета начала складываться в России в первой половине ХVIII века. Но предпосылки появились ещё в ХIV-ХVII веках. В качестве такой предпосылки можно назвать интереснейшее произведение русской литературы середины ХVI века «Домострой» - своеобразный свод правил поведения. В этой книге даны 64 наставления, совета, поучения, представляющих собой «сценарный план» проведения жизненно важных семейных и общественных действий. В качестве примера приведём названия некоторых глав: «Наставление отца сыну», «Как с домочадцами угощать благородно приходящих в дом твой», «Как жене с мужем советоваться каждый день и обо всём спрашивать: и как в гости ходить, и к себе приглашать, и с гостями о чём беседовать». Приведём также цитату из этой книги: «Когда пригласят тебя на пир, не упивайся до страшного опьянения и не сиди допоздна, потому что во многом питии и в долгом сидении рождаются брань и свара и драка, а то и кровопролитие».
Почти до середины ХIХ века «Домострой» был незыблемым руководством «для всякого живущего в России».
В России ХVI-ХVII веков светские приличия смешивались с религиозными нормами и народными обычаями. Это проявлялось, например, в отношении к женщине. Жён, как правило, держали взаперти. Жена не могла показываться гостям, лишь в особых случаях боярыня могла спуститься из своего терема, одетая в лучшие одежды, с золотым кубком, которого касалась губами, а затем подавала каждому гостю. После этого она становилась на почётное место и принимала от гостей поцелуи. В этом ритуале явно чувствуется влияние рыцарской культуры Европы.
Жизненный уклад России начал меняться в эпоху Петра I (1682 -1725гг.). Серьёзные изменения происходят в бытовой жизни дворян. Молодые люди обучались в учебных заведениях, где овладевали светскими приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия и т.д. Наставлением для них служила книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» (1717г.). Предполагают, что составителем этой книги был сподвижник ПетраI, русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал, граф Яков Велимович Брюс (1670-1735гг.). Эта книга сыграла огромную положительную роль в развитии культуры этикета в среде российского дворянства.
Правила этикета внедрялись Петром I при помощи специальных указов, содержащих угрозы наказания за их невыполнение. Этикет, таким образом, имел силу закона. Так, предписывалось брить бороды, носить европейское платье, есть европейскую пищу. Появляется и новая форма светского общения – ассамблеи, которые устраивались в Санкт-Петербурге поочерёдно представителями знати, а летом – в Летнем саду (с 5 до 10 час. вечера). Ассамблеи разрушили прежнюю замкнутость жизни дворян, общение стало более раскрепощённым. Мужчины стали более галантны. В дворянском обществе изменилось отношение к человеческой красоте. Начала признаваться внешняя красота, которая должна приносить радость, удовольствие, и которую нужно уметь создавать и демонстрировать.
В послепетровское время утверждается пышность императорского двора. Преобладает формальная сторона этикета над его нравственным содержанием. Этикет предписывал каждому сословию свой стиль в одежде. Так, по специальному Указу 1742 года, особам первых пяти классов разрешалось носить шелка, парчу, кружева. В эпоху Елизаветы Петровны (1741-1761гг.) происходит так называемое «офранцуживание» русской культуры. До 1812 года просуществовали французские пансионы, специфические учебно-воспитательные заведения. Носителей данного типа культуры иронично называли «петиметрами» и «кокетками». Положительный образ русского дворянина также формируется под французским влиянием. Он получил название «комильфо» (от французского “comme il faut”- как нужно). Л.Н.Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» сформулировал признаки «комильфо»: французский язык, ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать; равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной, презрительной скуки.
В послепетровскую эпоху этикет становится всё более маркированным. Так же, как в средневековой Европе, большое значение придаётся его внешней стороне. Обязательной принадлежностью дамского туалета становится веер, мужского – шпага как знак сословного статуса дворянина.
Дворянству стремилось подражать формирующееся российское купечество. Появляется особый тип купеческой культуры с заимствованными элементами дворянского быта и манер. Купеческую среду в разнообразных её проявлениях очень хорошо изобразил в своих пьесах А.Н.Островский.
В 1775 году манифестом Екатерины II был обозначен особый разряд городского населения – «мещане», то есть «городские обыватели», не записанные в купечество (мелкие торговцы, служащие частных компаний, прислуга и т.п.). Мещане старались во всём подражать господам, копируя их образ жизни, манеры, внешние атрибуты воспитанности.
Во второй половине XIX века в среде богатого купечества устраивались, как и в среде дворянства, званые обеды, приёмы, маскарады. Они одевались по моде, имели дома в лучших кварталах города. Дети образованных купцов стали получать прекрасное классическое образование, усваивали правила этикета. Приметой времени стали смешанные дворянско-купеческие браки. Всё это создавало социокультурную базу для новой генерации культурных людей России – интеллигенции. Интеллигентами стали называть людей образованных, просвещённых, несущих в себе лучшие прогрессивные черты своей эпохи. Их ещё называли «просвещёнными читателями», так как на Руси всегда существовал культ книги, а человек с книгой считался духовным руководителем. Интеллигента должна была отличать правильная, грамотная речь. В среде интеллигенции сложились свои каноны приличного поведения, среди которых главное – это нравственное, духовное, личностное начало в человеке, чувство собственного достоинства, подчёркивающее самоценность личности, заниженное внимание ко всему внешнему. Среди интеллигенции всегда был популярен кантовский лозунг: «Имей мужество пользоваться собственным разумом!». Таким образом, нравственные поиски интеллигенции свидетельствовали о преемственности с античностью.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 586;