КУЛЬУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ.
К XI веку в Западной и Центральной Европе сложилось особое сословие – рыцарство, которое в XII- XV вв. достигло расцвета. Рыцарство – это привилегированный социальный слой. В широком смысле – все светские феодалы, в узком – только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Вассал-рыцарь должен был нести за свой счёт военную службу в войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, вооружение (меч, щит, латы), участвовать в турнирах. Помимо этого рыцарь должен был получить особое рыцарское воспитание. До семи лет это воспитание осуществлялось в семье, до 14 лет – при дворе сеньора в качестве пажа, до 21 года – в качестве оруженосца при рыцаре. Рыцарское воспитание включало обучение религии, придворному этикету и так называемым семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов в честь дамы сердца.
Рыцари создали свою специфическую культуру, в которой чрезвычайно большую роль играла внешняя сторона. Рыцарь должен был быть красивым и привлекательным. Отсюда - особое внимание к одеждам, аксессуарам (головным уборам, перчаткам и т.п.), манерам, ритуалам (рыцарским обетам, клятвам, соглашениям), символике предметов, цвета. Рыцарская этика включала верность своим обязательствам по отношению к равным себе, заботу о слабых. Основным качеством рыцаря должно было быть мужество. Были выработаны специальные правила поведения рыцаря в бою (или турнире):
· нельзя отступать,
· нельзя убивать безоружного врага,
· главное не победа, а поведение в бою (турнире),
· отдавая себя на милость победителя, в знак своего поражения рыцарь снимал головной убор,
· если силы рыцарей были равны, они в знак готовности к переговорам протягивали друг другу правую руку, в которой обычно держали меч, и рукопожатие длилось до тех пор, пока оба не приходили к решению, которое устраивало обе стороны.
Важной составляющей рыцарской культуры являлось отношение к женщине, которую рыцари называли Прекрасной Дамой или Дамой сердца. Любовь к Прекрасной Даме должна была облагораживать рыцаря, вдохновлять его на подвиги. При этом дама должна была быть благородного происхождения. Простолюдинки не удостаивались ни ухаживаний, ни обожания со стороны рыцарей. Изысканно ухаживая за дамой, оказывая ей всевозможные знаки внимания, рыцарь тем самым подчёркивал свою принадлежность к миру избранных. Такой тип любовных отношений с Прекрасной Дамой получил название «куртуазной любви» (от старофранцузского court – двор) – изысканно вежливой, утончённой, галантной. Это некая форма игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам и отведённой им роли. В европейской литературе этого времени сформировалось особое направление – куртуазная литература, представленное лирикой трубадуров во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами (творчество Бертрана де Борна, Кретьена де Труа).
В наше время отличительной чертой европейской цивилизации являются традиции куртуазной любви, унаследованные от рыцарской эпохи.
Эпохе средневековья мы обязаны появлением самого понятия «этикет», обозначающего установленный порядок и формы обхождения при дворе монарха. Легенда гласит, что впервые слово начало употребляться в данном значении при дворе французского короля Людовика ХIV (1638-1715), правление которого отличалось многочисленными войнами, высокими налогами и необыкновенной пышностью королевского двора. Во время одного из изысканных приёмов у Людовика ХIV гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения на этом приёме. От французского названия карточки (etiquette) произошло и само понятие этикета.
Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора. Этикет имел силу закона, а нарушение его норм рассматривалось как преступление, за которое полагалась строгая кара. По поводу строгости дворцового этикета известна такая легенда. Французскому королю Людовику ХIII необходимо было срочно побеседовать с кардиналом Ришелье, который был болен и лежал в постели. Нормы же этикета предусматривали, что говорящий с королём должен непременно стоять. Тогда Людовик лёг рядом, и разговор состоялся. Таким образом, законы этикета и честь короля не пострадали.
Суровость этикета того времени может быть объяснена тем, что этикет служил специфическим способом самосохранения высшего сословия, которое по сравнению с другими слоями общества было немногочисленным. Этикет выступал особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более «низких» культур, воспитание у представителей высшего сословия сознания своего социального превосходства. Этикет тем самым позволял отличать людей «своего круга» от всех прочих и в этом смысле он действительно был «этикеткой».
Средневековый этикет абсолютизировал свою внешнюю форму. Доблесть и добродетель заключалась не в том, чтобы быть человеком нравственным и гармоничным, по-своему уникальным и непохожим на других, но, напротив, в том, чтобы соответствовать жёстким стандартам, образцам, авторитетам, подчинять свою индивидуальность типичному, а личное поведение – строгим правилам этикета, которые в эту эпоху были предельно формализованными.
Этикет представлял собой очень сложную, детализированную и разветвлённую систему норм и ценностей, зачастую запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно. Сложность этикета проявлялась и в многочисленной этикетной атрибутике, обрамлявшей этикетные ситуации. Таким вещам, как платок, цветок, перчатка, лента и т.п., придавалось огромное значение. Манипуляции с ними были очень выразительны и многозначны, особенно в отношениях влюблённых (например, рыцаря и его Прекрасной Дамы). Тончайшие цветовые оттенки одежды, цветов, украшений были полны значения. Вещь была неким заместителем самого человека, поэтому дарить вещи, особенно касающиеся тела, было небезопасно с точки зрения этикета. Вспомним трагедию «Отелло» (1604г.), главный конфликт которой связан с платком, потерянным Дездемоной.
Усложнённость этикета создавали необходимость в пособиях и руководствах. Первый известный трактат такого рода появился в Испании ещё в 1204 году – это «Дисциплина клерикалис», написанная Педро Альфонсо. Книга эта была ориентирована на духовенство и содержала, например, правила поведения за столом, порядок ведения беседы, приёма гостей и т.д. Позднее на основе этой книги появились аналогичные руководства в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях.
Наибольшую известность в придворных кругах сначала Италии, а затем и всей Европы получила книга современника и друга Рафаэля графа Бальдассарре де Кастильоне «Придворный» (1528г.). Имитируя беседы реальных лиц, автор воссоздаёт картины придворной жизни как искусства, выявляющего разнообразные грани человеческой личности. Приведём цитату из этой книги: «…светская женщина должна быть мягкой и деликатной, достаточно образованной, чтобы участвовать в беседах, развлекать гостей игрой на каком-либо музыкальном инструменте кроме флейты и, разумеется, легко и красиво танцевать. Незамужняя женщина может одарить своей благосклонностью лишь того, с кем она могла бы вступить в брак. Если она замужем, то может предложить поклоннику только своё сердце».
Этот образ светского человека хорошо дополняет и конкретизирует Джованни де ла Каза в книге «Галатео, или Книга хороших манер», изданная в Италии в 1558 году. Даваемые в ней рекомендации по поводу манеры одеваться, разговаривать, вести себя за столом широко распространились в Италии и получили одобрение придворных кругов. Приведём несколько рекомендаций из этой книги: «Каждый должен одеваться в соответствии со своим возрастом и положением в обществе. Если этого не делать, то можно заметить на себе презрительные взгляды окружающих людей…Говорить нужно спокойно, с достоинством, так, чтобы вас понимали; человек должен всё делать красиво, изящно, быть любезным».
Практические руководства по этикету активно издавались и переиздавались в то время. Вот названия некоторых из них: «Путеводитель кавалера», «Наставления тем, кто устремляется ко двору и посещает благородные собрания», сборник «Цветы красноречия», выдержавший пять переизданий за восемь лет.
В средневековой Европе формируется религиозная христианская мораль, оказавшая огромное воздействие на этикетные нормы. Так, тягчайшим грехом, с точки зрения христианской морали, является гордыня и порождаемые ею высокомерие, стремление выставлять напоказ свои заслуги, могущество, знания, достижения и т.п. Поэтому этикетные нормы требовали от благородного человека уступок по отношению к другим благородным людям, являясь своеобразной формой отвержения гордыни. Смирение, самоуничижение культивировались в нормах учтивости (но лишь по отношению к равным себе по сословию). Другим тяжким грехом религиозная мораль называет грех плотский. Это нашло отражение в нормах этикета – всё, что касалось проявления человеческой физиологии, считалось низменным, запретным, неприличным. Идея греховности, неприличности телесного нашла своё воплощение и в законах куртуазности, регламентирующих любовные отношения рыцарей-дворян с Прекрасной Дамой. Любовь в этот период постоянно романтизируется. Её эротическое начало вытесняется. Любовь возводится до уровня прекрасной игры, обставленной благородными этикетными правилами. В эту эпоху игра была присуща всей европейской культуре, да и самой жизни. Поэтому отделить серьёзное от игрового было непросто. Для игры важна форма, важны детали костюма, цвет, взгляды, интонации. Приведём цитату из средневекового романа: «Когда Гийом де Машо в первый раз увидел свою возлюбленную, он был поражён тем, что она наделе к белому платью лазурно-голубой чепец с зелёными попугаями, ибо зелёный цвет – цвет новой любви, голубой же - цвет верности». Таким образом, форма в этикете давлеет над содержанием. Этикет становится более выразительным в эстетическом отношении. Он становится своеобразным украшением жизни высших слоёв общества.
В средневековой Франции утверждается принцип театрализации жизни. Театр считался наилучшей школой манер, позволял выработать у молодых людей благозвучное произношение, свободу жеста, благородство осанки и походки, внешнюю элегантность.
Постепенно из-за дворцовых стен этикет проникает в городскую среду, в которой зарождаются новые, более демократичные формы и стандарты внешних приличий.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 429;