ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ XIV-XVI
Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV – XVI вв. – «Пчела»,«Домострой» и др.
«Домострой» – по-славянски «дому строитель», представляет собой книгу наставлений и советов ремесленно-купеческому городскому люду: «Наказание от отца к сыну», «Kaк чтить детям отцов своих...», «Как детей своих воспитывать», «Како дети учить...» и др. Сохранились различные тексты «Домостроя»; составитель одного из них – священник Благовещенского собора Сильвестр (середина XVI в.).
«Домострой» требовал воспитывать детей в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них. В нем перечислялись запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: «не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать, не бражничать, не помнить зла» и другие. «Домострой» требовал воспитания таких добродетелей, как мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость, уважение старших, повиновение наставникам, любовь к родине и др.
Основными способами воспитания в «Домострое» признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в том числе и физические («воспитати во всяком наказании»).
«Пчела» (XIV–XV bb.) – сборник морально-этических правил жизни в виде афоризмов, пословиц, поговорок.
Заметный вклад в развитие российского образования и педагогической мысли XVI–XVII в.в. внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Василий Бурцев, Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др.
Они провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей: «все есть дети Адамовы» (И.С. Пересветов); «равно всем даны солнце, луна, звезды» (И. Федоров и П. Мстиславец). Русские педагоги интересовались школьно-педагогическим опытом Византии и Западной Европы, знали о школе Витторино да Фельтре (Дм. Ралев), использовали идеи Яна Амоса Коменского.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1283;