СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКЕТА
Не может не поражать умение Дмитрия Сергеевича Лихачёва говорить просто и понятно о самых сложных и важных вещах нашей жизни. Так же ясно и просто мы должны воспринимать нормы этикета, принятые в окружающей нас социальной действительности. Эти нормы – наше оружие и наша защита. Деловому человеку они помогут добиться успеха, робкому человеку – обрести уверенность в себе и любому человеку – стать полноправным и желанным членом общества.
Человечество накопило огромный этикетный опыт. Существует множество правил, появляются новые этикетные требования. Запомнить их все невозможно, заучивать скучно, поэтому попытаемся понять дух и смысл этикета, сформулировав его основные принципы. У нас получится четыре принципа.
Принцип первый – принцип гуманистичности (человечности).
Он воплощается в ряде моральных требований: вежливость, тактичность, скромность и точность. При помощи схемы это можно выразить так:
Корректность |
Учтивость |
Любезность |
Деликатность |
ВЕЖЛИВОСТЬ – форма взаимоотношений между людьми, суть которой доброжелательство.
Моральное качество, противоположное вежливости, - хамство. Понятие это библейское. В Книге Бытия можно прочитать, что Хам был вторым из трёх сыновей Ноя, которого тот родил в возрасте 500 лет (Быт.; 5:32). После всемирного потопа Ной стал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и лежал обнажённым в шатре своём (Быт.; 9:20-21). Там его обнаружил Хам и рассказал об этом братьям своим. Братья Хама покрыли наготу отца своего; при этом лица их были деликатно обращены назад. Впоследствии Ной проклял род Хама и обрёк его на рабство (Быт.;9:24-27).
Вежливость может проявляться по-разному. Есть разные степени, формы или «концентрации» вежливости, которые мы в праве выбирать. Главная же идея заключается в том, что в любой жизненной ситуации мы остаёмся в сфере вежливости, не унижая человеческого достоинства ни чужого, ни своего. Действительно, поступая по-хамски, человек демонстрирует свою рабскую сущность, он не свободен и потому не заслуживает уважения.
Существует несколько форм вежливости, которые мы расположим по мере увеличения степени или усиления концентрации вежливости.
Корректность – официальная, подчёркнутая, сухая вежливость, лишённая какой-либо эмоциональной окраски. Она позволяет держать себя в руках в любых обстоятельствах, даже самых конфликтных. Поэтому проявлять корректность означает сохранять достоинство своё и своего партнёра по общению. Так, корректно мы здороваемся с человеком, на которого обижены.
Учтивость – почтительная вежливость, применяемая обычно по отношению к старшим по возрасту и по официальному положению. Здесь допустима лёгкая эмоциональная окраска, например, сдержанная улыбка. Так, учтиво мы здороваемся со своим преподавателем, деканом, ректором университета, в котором учимся, со своим начальником или же просто с пожилым человеком.
Любезность – яркая, выразительная, эмоциональная вежливость, применяемая в том случае, если хотят продемонстрировать своё стремление быть приятным и полезным другому человеку. Так, любезно мы приветствуем своего друга, человека близкого нам по духу, которого мы глубоко уважаем и, действительно, рады встрече с ним.
Деликатность – вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, душевной чуткостью. Проиллюстрируем деликатность цитатой из Н.А.Добролюбова: «Главная забота, главная мысль его - о том, чтобы не стеснить кого-нибудь, не быть кому-нибудь в тягость. Он постоянно и чутко смотрит, не помешал ли он вам, не скучно ли вам с ним, не стесняетесь ли вы его присутствия». Так, деликатно поступает тот, кто позвонив вам по телефону не забывает не только поприветствовать вас, но и осведомиться, не отрывает ли он вас от дела и можете ли вы уделить ему внимание.
ТАКТИЧНОСТЬ – это своеобразное чувство меры, которое следует соблюдать в отношениях с другими людьми; это умение чувствовать ту границу, за которой у человека может наступить обида. Тактичность – это умение общие моральные принципы реализовывать в конкретных условиях. Например, тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему публичных замечаний, не задавать таких вопросов, которые могут поставить человека в неловкое положение.
Тактичность – непременное условие и обязательный признак хорошего воспитания, которое – «не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, что это сделает кто-нибудь другой» (А.П.Чехов). «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» (Джонатан Свифт).
СКРОМНОСТЬ - умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать собственной значимости, не афишировать своих достоинств и заслуг. Например, у англичан не принято вести разговоры о себе самом, о своих делах, о профессии. Считается дурным тоном проявлять в разговоре собственную эрудицию, безапелляционно утверждать что-либо, чересчур увлекаться отстаиванием своей точки зрения. Если же вы будете игнорировать эти правила, вы услышите по-английски такую фразу: «Вряд ли это может послужить подходящей темой для разговора». Другой пример касается национальных этических особенностей французов. Так, французы никогда не ставят себя на первое место при любом перечислении. Вот типично французское построение фразы: «Моя собака и я ходили на прогулку», «Моя машина и я ждём вас».
И ещё одно важное замечание. Не следует путать скромность с робостью, застенчивостью и скованностью, которые являются не моральными качествами, а психологическими проблемами личности, возможно, следствием комплекса неуверенности в себе. Скромность же – качество сильной и цельной личности. В подтверждение – цитата: «Скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придаёт им силу и рельефность» (Жан де Лабрюйер).
ТОЧНОСТЬ – умение ценить своё слово, выполнять то, что обещано. По этому поводу уместно вспомнить изречение французского короля Людовика XVIII: «Точность – вежливость королей и долг всех добрых людей!».
Англичане всегда славились своей точностью и пунктуальностью. Часто рассказывают назидательную историю об одной леди, которая опаздывала на званый обед. Хозяйка предложила гостям сесть за стол, предположив: «Она, наверное, сломала ногу». Когда все уселись за стол, раздался телефонный звонок от дворецкого той самой леди, который сообщил, что выходя из дому его хозяйка оступилась, сломала ногу и сейчас она в больнице, поэтому к обеду прибыть не может.
Современную трактовку категории точности следует, на наш взгляд, соотносить с понятием положительной репутации. Точность является главнейшим проявлением положительной репутации человека. Подробнее понятие репутации мы рассмотрим в следующей теме.
Второй принцип современного этикета – принцип целесообразности действий.
В этом преимущество современного демократического этикета перед аристократическим. Этот принцип позволяет нам творчески подходить к нестандартным этикетным ситуациям. Если мы затрудняемся, как следует повести себя в том или ином случае, мы можем поступать так, как нам удобно, не ущемляя, однако, интересов и достоинства других людей. Вспомним замечательный фильм Милоша Формана «Вальмон» и фразу светской дамы, наставляющей молодую девушку: «… делайте что хотите». Свобода выбора этикетных действий в каждой конкретной ситуации – вот суть рассматриваемого нами принципа.
Например, веками складывалось правило, согласно которому женщина, идя рядом с мужчиной, должна занимать положение справа от него. Для современных военных допустимо исключение. Свою спутницу они располагают слева, чтобы не беспокоить её, отдавая честь людям в военной форме. Другой пример. Принято пропускать женщину вперёд. Но не во всех ситуациях это может оказаться вежливым. Так, мужчина может пройти вперёд, чтобы придержать тяжёлую дверь, поднимаясь по крутой лестнице и т.д.
Третий принцип современного этикета – это принцип эстетической привлекательности поведения человека.
Этика, этикет и эстетика тесно взаимосвязаны. Вот почему говорят: «ты ведёшь себя некрасиво», подразумевая при этом: «неприлично», то есть, нарушая нормы этики и требования этикета. У любого человеческого поступка должно быть единство формы и содержания. Это означает, что поведение человека должно быть и внешне и внутренне красивым. Взаимодействуя с другими людьми, мы должны стараться не оскорблять их эстетического чувства, их представления о красоте, изяществе, вкусе. Наш внешний облик должен соответствовать ситуации, в которой происходит общение: в офисе или учебной аудитории он один, на теннисном корте – другой, в театре – третий и т.д. Вот почему нелепо, а значит, некрасиво выглядит вечерний макияж в утренние часы или спортивный костюм в концертном зале филармонии.
Принцип эстетичности означает также сведение к минимуму всякого проявления физиологии. Некрасиво, например, смотрится жующий человек в общественном месте: на улице, в трамвае.
Четвёртый принцип современного этикета – опора на традиции и обычаи, сформировавшиеся в процессе исторического развития человечества.
В современном этикете много правил, трудно объяснимых с точки зрения трёх названных принципов. Например, даже самый строгий застольный этикет не предусматривает специальной вилки для хлеба - хлеб за столом всегда берут рукой и укладывают на специальную тарелочку, которая располагается слева. Это правило объясняется традиционным уважением к основному продукту питания для многих народов. Мужчины снимают (либо приподнимают) головной убор, приветствуя кого-либо, снимают головной убор, входя в помещение, обмениваются рукопожатиями при встрече. Эти нормы возникли очень давно и утратили свой первоначальный смысл, но прочно закрепились в культурном опыте человечества. Так, обычай снимать головной убор при приветствии имеет два объяснения. Одно – из времён Древнего Рима, где рабы должны были обнажать свою бритую голову, как признак рабской принадлежности, при встрече со свободным римлянином, чтобы тот видел: это – раб. Другое объяснение – из рыцарских времён Европы, когда рыцари снимали шлем, оставляя голову незащищённой, в знак доверия к человеку, с которым встречались. Приведу цитату из книги замечательного актёра Льва Константиновича Дурова «Грешные записки»: «Наш великий пианист Святослав Теофилович Рихтер, встречая на улице знакомых и здороваясь с ними, непременно снимал головной убор. Как-то он остановил меня и поинтересовался делами театра. А погода стояла промозглая, шёл снег и было мерзко. Но в продолжение всей нашей беседы он так и не позволил себе надеть шапку. Что это, чудачество? А по-моему, истинная воспитанность, не на громких словах, а на деле доказывающая его уважение к человеку» [М.,2001.С.154].
Итак, мы рассмотрели четыре главных принципа современного этикета. Вооружившись ими, каждый человек может самостоятельно принимать решения в любой этикетной ситуации, а значит, чувствовать себя свободно и уверенно, получая удовольствие от общения с людьми и добиваясь успеха в процессе этого общения. Очень важно понять следующее: правила этикета нужно не только знать, но и уметь выполнять этикетные действия на практике, каждодневно формируя у себя навык правильного поведения или привычку производить этикетные действия, применять речевые этикетные формулы без особого контроля со стороны окружающих, то есть автоматически. Знания можно получить из книг, которые в больших количествах издаются сегодня, либо в учебных аудиториях, изучая специальные дисциплины. Умения можно приобрести под контролем наставника. А вот навыки формируются самостоятельно в процессе всей жизни. Без прохождения этих трёх ступеней невозможно стать по-настоящему воспитанным, а значит, успешным человеком. Позволю себе ещё одну цитату из упомянутой книги Л.К.Дурова: «…можно в один миг потерять все свои деньги – в самом прямом смысле. Можно и наоборот, допустим, выиграть в лотерею машину. Но ни при каких обстоятельствах невозможно мгновенно обнищать духовно, превратиться из человека воспитанного в хама. Если на наших глазах такая метаморфоза и случается, значит, воспитанность этого человека была не неотъемлемым свойством души, а чем-то вроде личины: захотел и сбросил. Подлинное духовное оскудение – процесс длительный, постепенный. И начинается оно с таких казалось бы несерьёзных мелочей, на которые и внимание обращать смешно. Подумаешь, не открыл перед женщиной дверь, не уступил пожилому человеку место в автобусе. А клубок между тем разматывается» [Дуров Л.К.Грешные записки.М.,2001.С.155].
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 2748;