Римская империя: история, религия, культура.
Днем рождения Церкви является День Пятидесятницы, когда, с сошествием Св.Духа на апостолов, они получили полноту благодатных даров. В этот же день, по свидетельству Книги Деяний было обращено три тысячи человек. Апостолы начинают активную проповедь в Палестине и за ее пределами. Петр проповедовал сначала иудеям, а затем в Сирии и Риме, ап. Павел в Малой Азии и также в Риме, ап. Андрей Первозванный проповедовал в Малой Азии, Причерноморье, Армении и Скифии, ап. Фома в Месопотамии и Индии и т.д. Все апостолы, за исключением ап. Иоанна приняли мученическую смерть, так как языческий мир очень враждебно отнесся к появлению новой религии.
Для того, чтобы лучше понять те условия, в которых находились первые христиане, мы должны немного познакомиться с тем государством, в котором им пришлось жить. Следует согласиться с одним из христианских ученых – Гарнаком, охарактеризовавшим состояние цивилизованного мира того времени следующим образом: «Одна империя, один мировой язык, одна культура, одно общее развитие в сторону монотеизма и одна общая тоска по Спасителю». Этой империей была Римская империя.
Римляне стали активно проявлять себя в мировой политике практически сразу после походов Александра Македонского (III в. до Р.Х,). Название народу дал главный город страны - Рим (основан в 754 г. до Р.Х.). Существует легенда об основании города. Два брата были вскормлены волчицей - Ромул и Рем. Когда они стали строить город, поссорились, в результате чего один убил другого. Первоначально римляне славились своей гражданской доблестью. Однажды, когда Риму угрожала опасность, его жители решили призвать прославленного вождя и застали его на своем участке за плугом. После того, как он освобождает Рим от опасности, он возвращается к прежнему занятию. Даже золото не имело власти над римскими вождями: послы врагов римского народа пришли было подкупить римского военачальника, но нашли в избушке перед очагом старика в грубом домотканом плаще; он сидел на голой земле и варил себе репу на ужин; увидав подарки, он сказал пришедшим: “Лучше мне повелевать над богатыми, чем быть богатым самому”. Первоначально Римом правили цари, но римляне изгнали последнего из них Тарквиния Гордого за жестокость. В это время армию римлян составляло ополчение. Самые богатые составляли тяжелую конницу. Те, кто победнее, шли в пехоту. Главное воинское подразделение носило название легион. Легион делился на более мелкие маневренные подразделения центурии (сотни) и манипулы. Даже во время самой короткой стоянки римляне строили укрепленный лагерь со рвом, валом, стеной и бойницами. Солдаты во время войны помимо оружия несли с собой инструменты, а иногда даже колья. Служба была долгой и трудной, на которую никогда не пошел бы грек. В римской армии была очень строгая дисциплина. Римляне отличались очень большим упорством в войнах, умели проигрывать. Многие прославленные полководцы, такие как Пирр и Ганнибал ничего не могли сделать с Римом потому, что на место разгромленной армии становилась новая. Римляне были прекрасными юристами. Их законодательство считается образцовым и лежит в основе всех законодательных систем мира.
Постепенно, с ведением все новых и новых победоносных войн ситуация в Риме стала меняться. Армию перестали распускать, и она становилась профессиональной. Солдаты стали особым сословием в Риме и слушались только своих военных вождей, роль которых в государстве все более и более возрастала. В тот момент, когда произошли евангельские события, Римским государством уже правили императоры. Первым фактическим императором Рима был Гай Юлий Цезарь. После убийства Цезаря его власть поделили между собой два его сподвижника - Антоний и Октавиан. Затем между ними вспыхнула война. На сторону Октавиана стала Италия. На стороне Антония были многие из ветеранов Цезаря и страны Востока. В 33 г. до Р.Х. в битве при Акциуме объединенные силы Антония и последней царицы Египта - Клеопатры были разбиты. Октавиан становится императором.
В руках императора оказалась колоссальная власть, огромная армия, насчитывавшая до 250.000 человек. В этот момент население империи дошло до 60 млн. человек. Цезарь вел победоносные войны на севере и захватил территории нынешних Франции, Бельгии и Западной Германии. Еще раньше римлянам достались Испания и Северная Африка. Рим контролировал Грецию. Таким образом, Римская империя превращалась в громадную страну, включавшую в себя почти половину Европы. Соперников у Рима не было. Это создавало прекрасные возможности для проповеди апостолов. Кроме того, римляне были прекрасными администраторами. Для того чтобы лучше связать отдаленные провинции была отстроена прекрасная сеть дорог, некоторые из которых сохранились до наших дней. Границы Рима были на замке и охранялись самой могущественной в мире армией. Римляне управляли провинциями по хорошим законам. Они отличались веротерпимостью. Всюду римляне приносили с собой самые современные достижения цивилизации. На римских монетах ставились надписи “Вечный Рим” Римляне гордились, что истребили войну и даровали всем народам “римский мир”.
Октавиан использовал любую возможность для укрепления своей власти. Им был установлен культ императора. Сам Октавиан принял на себя титул Августа, что означает священного. Он принял звание верховного жреца, и сам стал устанавливать обряды. Август предписал, чтобы вместе с богиней Рима Ромой жители призывали “гения” - духа-покровителя императора. Постепенно самого императора стали почитать как бога.
Здесь следует сказать несколько слов о римской религии. Римская религия была явлением довольно примитивным, но не лишенным некоторой оригинальности. Если для греков предметом обожествления была личность, наделенная идеальными качествами, то римляне выделяли в самих себе отдельные явления, состояния, признавая за ними божественные свойства. Известны бог 1-го крика, бог колыбели, бог 1-х шагов. К моменту взросления человека опекало уже до 40 богов. Когда человек женился, ему сопутствовало целых 6 богов брака. Однако, в зрелом возрасте, когда человек уже не нуждался в столь сильной опеке, число богов-покровителей уменьшалось. В зрелых годах появлялись соответствующие возрасту богиня утомленных людей, божества почести и богатства, счастья и здоровья. При смерти, как и при рождении, находились боги: отделяющий душу от тела, лишающий света, приносящий смерть, оплакивающий и т.д.
Кроме того, у римлян были свои оракулы - Сивиллы. Сивиллины книги появляются у римлян уже в царский период. Всего Сивилл было 10, считалось, что живут они очень долго - до 1000 лет. Предсказания они делали в стихотворной форме. Интересно, что Сивиллы почитаются и католической церковью, так как считается, что Сивилла предсказала Рождество Христа. Поэтому Сивиллы изображались и в храмах, например известна Сивилла работы Микеланджело в Сикстинской капелле.
Другой род римских божеств - Веста, пенаты, маны и лары были связаны с семьей и фамильными праздниками. Веста - богиня домашнего очага. Пенаты - своего рода домовые. Их изображения хранились в особых шкафах. Лары и маны - это обоготворенные души умерших.
Римляне много заимствовали и у других народов. Так сильно повлияли на их религию - этруски - народ, живший в Италии. У них римляне позаимствовали гаруспиции - гадания по внутренностям животных, главным образом, по печени, а также - гладиаторские бои, которые раньше были формой погребальных жертвоприношений, а потом, с I в. до Р.Х. стали служить на потеху римской толпе.
Впоследствии, после завоевания Греции, римляне широко заимствуют их культуру и религию. Римские боги объединяются с греческими по принципу сходности функций: Арес-Марс, Венера-Афродита, Зевс-Юпитер и т.д.
В рассматриваемую нами эпоху у римлян растет скепсис в отношении их национального культа. С одной стороны это приводит к широкому проникновению культов с Востока. Особой популярностью пользовались культы Изиды и Сераписа из Египта, Кибелы из Малой Азии, Митры из Персии. Характерно, что культы, которые выбирали для поклонения, это культы, содержавшие повествование об умирающем и воскресающем боге, связанном с природными циклами. Естественный цикл рождения и увядания переносился на душу, которая должна была родиться заново для того, чтобы победить смерть. Во всех этих культах утверждалось, что посвященный сакраментальным (таинственным) образом разделял опыт самого бога: он умирал с ним, воскресал с ним, причащался его природе (обычно через ритуальную трапезу), после чего мог разделять и его бессмертие. Во всех из них были тайные обряды для посвященных. Во всех было сакраментальное очищение от грехов. В культах Изиды и Сераписа для очищения и инициации использовалась вода, в культах Митры и Кибелы — кровь тельца, при помощи которой, как мы читаем в сохранившихся надписях, посвященный «был заново рожден навеки». Все эти религии обещали счастье в загробной жизни для своих последователей. Митраизм учил братству и равенству всех своих адептов. Археологические раскопки показывают, насколько эти культы были популярны. Так при раскопках Помпей были найдены изображения индийской богини Лакшми, бога плодородия Сабазия и храм египетской богини Изиды. Здесь мы видим, что упоминаемые выше восточные культы, несли много сходных черт с христианством. Люди подсознательно искали Христа. Когда в Римской империи появились апостолы, их проповедь упала на хорошо подготовленную почву.
С другой стороны скепсис в отношении национальных богов приводил к синкретизму, т.е. объединению различных культов в некое более или менее единое целое. Немало поклонников было и у ветхозаветной религии. С прозелитами из числа язычников мы неоднократно встречаемся на страницах Священного Писания.
Римляне были веротерпимы и не противопоставляли своих богов богам покоренных народов. Напротив, они стремились собрать идолов из других культов и поместить их в одно место в Риме, именуемое пантеон. Каждый мог обращаться к тому богу, который был для него более симпатичен. Например, отец Константина Великого - Констанций Хлор был приверженцем культа бога Митры. В самом культе Митры есть очень много близкого христианству, например, вознесение и искупительная жертва Митры за человечество.
В среде интеллигенции вместо религии на первое место выдвигаются концепции философской направленности. Здесь, во-первых, следует выделить стоицизм. Наиболее крупными представителями римского стоицизма являются воспитатель императора Нерона Луций Анней Сенека и император Марк Аврелий. Римских стоиков волнуют главным образом нравственные проблемы. Как должен поступать человек в крайних, тяжелых ситуациях? При этом стоики учили, что человек должен совершенствоваться, поставить себя над бренным телом и умерщвлять себя через строгий пост. Высшее предназначение человека - соединиться с Божеством через познание. Как вы понимаете, все это делает стоицизм довольно близким христианству. Неслучайно латинские отцы Церкви - Тертуллиан и Иероним называли Сенеку "нашим".
В тоже время в период падения нравов в римском обществе, связанном с обширными завоеваниями, приносящими обогащение и позволившими познакомиться с восточным образом жизни, в римской философии большое распространение получает такое направление как скептицизм. Помните вопрос Понтия Пилата Спасителю "Что есть истина?" Это и есть проявление скептицизма.
В сфере культуры римляне пошли по пути широкого заимствования у покоренных народов, прежде всего – у греков. Надо сказать, что, поскольку римляне не были так эстетически развиты, как греки, они, после того, как завоевали Грецию, сами подпадают от нее в почти полную культурную зависимость. В высших слоях общества считалось хорошим тоном говорить на греческом языке (как у нас в XVIII-XIX вв. - на французском). В подражание греческой архитектуре строятся дворцы римской знати и в городе и провинции (виллы).
Римляне добились определенных успехов в сфере драматургии. Еще стоит отметить римские портреты - как в скульптуре, так и в рисунке. Они свидетельствуют о проявлении все большего интереса к отдельной личности, внутреннему миру человека.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 970;