Понятие о церковной истории. Ее предмет и составные части. Периодизация. Основные пособия.
Согласно определению Церковь есть основанное Иисусом Христом общество людей, соединенных между собой верой, учением, богослужением и таинствами. Это общество руководимо богоустановленной церковной иерархией, а главной целью создания этого общества является достижение нравственного совершенства и спасения людей.
Основание Церкви явилось частью искупления человечества, совершенного Иисусом Христом. … Поскольку человеческое общество имеет свою историю, своя история есть и у церковного общества. Здесь мы должны вспомнить о том, как вообще возникает исторический процесс. Его возникновение является прямым последствием грехопадения человека в лице наших прародителей Адама и Евы. В раю исторического процесса не было. Он возникает тогда, когда человек потерял прежнюю глубокую связь с Богом, возникает как движение, имеющее своей целью возвращение человека к Богу. Однако не следует при этом думать, что целью исторического процесса является просто восстановление того положения вещей, которое имело место до грехопадения. Возвращение человека к Богу связано и с реализацией замысла Бога о человеке, заключающегося в обожении человека и через него всего творения Бога.
Вот это стремление человека к Богу, а также стремление Самого Бога к человеку и составляет внутренний, глубинный двигатель истории. Конечно, вы можете сказать, что человек вроде бы не становится лучше, что человеческая история переполнена многочисленными преступлениями от времен Каина и Авеля до наших дней. … Мы можем наблюдать, как сбываются древние пророчества, как каждый день приближает нас к страшным апокалиптическим временам, необходимым как хирургическая операция для больного грехом человечества. Но вслед за этим будут созданы «новые небеса и новая земля, на которых обитает правда».
Теперь давайте поговорим о том, что такое история. Слово история(ιστορία) происходит от греческого существительного «ΐστωρ», означающего «свидетель», «очевидец». Ίδτωρ – это человек, который стремится все узнать, все увидеть. Таким образом, история есть расспрашивание, разузнавание человеком чего-либо свершившегося — и самое стремление быть свидетелем событий. В этом значении слово «история» в греческом языке удерживалось до позднейших времен.
Если дать простейшее определение истории, то история – это наука о памятных событиях. Однако само понятие науки по определению претендует на выявление и оперирование какими-либо объективными закономерностями. Применительно к истории дело обстоит несколько иначе. Пока еще ни одному исследователю не удалось выявить объективные исторические законы, и, тем более, научиться этими законами оперировать. Историю пишут люди, поэтому история самая ненаучная, самая субъективная наука из всех наук.
Таким образом, церковная история – это наука о памятных событиях в жизни Церкви. Как сказал знаменитый русский церковный историк В.В.Болотов: «История — это повествование о замечательных событиях, замечательных уже тем, что люди их заметили». Понятно, что поскольку Церковь является богочеловеческим организмом, и мы разделяем Церковь на земную и небесную, предметом церковной истории может быть только земная, человеческая сторона Церкви. Для описания этих событий у истории, как и у всякой другой науки должен быть метод. Метод этот заключается, во-первых, в сборе информации относительно изучаемого события, во-вторых, в определении достоверной и недостоверной информации (историческая критика), и, наконец, в-третьих, в связном и последовательном изложении события. В итоге получаем следующее определение: церковная история – это наука, рассматривающая в систематическом порядке, связи и последовательности жизнь Церкви.
Итак, при изучении церковной истории мы пользуемся источниками. Источники подразделяются на немые (это прежде всего археологические данные, памятники архитектуры и изобразительного искусства) и письменные. Последние интересуют нас в первую очередь. По материалу, на котором сохранились письменные источники, они делятся на монументальные (т. е. надписи на камне и металле, на стенах зданий, на мраморных досках, на памятниках, монетах, печатях и т. п.) и книжные, т. е. на папирусе, пергаменте и бумаге. Последние, в свою очередь, делятся на источники первичные, или первоисточники (т. е. свидетельства непосредственных очевидцев событий), и источники вторичные, представляющие из себя обработку исторического материала. Если первоисточники утеряны, то таковыми считаются ближайшие к ним по времени вторичные источники
В пределах данного курса нас интересуют прежде всего источники книжные. Среди книжных первоисточников можно выделить писания отцов Церкви и еретиков, деяния соборов, а также агиографические памятники. Ко вторичным источникам можно отнести сочинения древних историков, которые заменяют нам первоисточники. Конечно, это деление условно, и многие сочинения принадлежат сразу обеим группам. Например, в писаниях отцов Церкви содержатся ссылки на сочинения ряда других людей (как сохранившиеся, так и не сохранившиеся) и на многие исторические события. В деяниях соборов содержится очень много указаний, прямых и косвенных, о жизни того времени, но и в них содержится множество как открытых, так и скрытых цитат и заимствований из решений предыдущих соборов и вероучительные формулы различных поместных Церквей.
Особого отношения к себе требуют жития святых. Хотя многие из них безусловно являются подлинными свидетельствами современников, всегда следует помнить, что «жития» представляют собой особый литературный жанр, сложившийся в Средние Века и имеющий свои строгие каноны и правила. Многие древние «жития» дописывались средневековыми переписчиками и подгонялись под эти правила жанра. Поэтому, никак не ставя под сомнения душеполезность избранных Церковью «житий» для благочестивого чтения, следует помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной осторожностью и применять в отношении них методы исторической критики.
Во время данного курса мы будем обращаться к свидетельствам древних историков. Когда мы будем изучать их писания, следует всегда принимать во внимание личность авторов и обстоятельства, в которых они писали свои сочинения. Зная это и делая, так сказать, «поправку на ветер», мы можем приблизительно оценивать ожидаемую степень исторической достоверности этих книг.
Несколько слов о важнейших трудах древности, посвященных церковной истории. Лактанций родился в середине III в. в Северной Африке или Италии. По профессии он был ритором, и настолько прославился своей ученостью, что был приглашен императором Диоклетианом в качестве преподавателя риторики в школу малоазийского города Никомидии, которую император сделал своей столицей. Это сделало Лактанция человеком, весьма осведомленным в событиях придворной жизни того времени, что сообщает его историческим трудам особую ценность. Кроме того, император Константин Великий назначает Лактанция учителем своего старшего сына Криспа. Таким образом, перед нами человек, очень хорошо информированный о событиях конца III-начала IV века. Лактанций написал исторический труд, посвященный истории гонений на христиан под названием «О гибели преследователей». Главную задачу, которую он поставил перед собой – показать промысел Божий в истории Церкви, когда Господь сурово карает Своих врагов. Это сообщает труду Лактанция пристрастность, но значимость работы столько прекрасно информированного очевидца весьма велика.
Следующий видный историк Церкви – Евсевий Кесарийский. Евсевий Кесарийский по прозванию Памфил (так звали его любимого учителя) родился в 264 г. в Кесарии. С 315 г. он занимал кафедру этого важного ближневосточного города. Перу Евсевия Кесарийского принадлежит труд «Церковная история». Значительная часть книги посвящена гонениям на христиан. Евсевий менее, чем Лактанций осведомлен о столичных делах, зато он непосредственный очевидец осуществления государственной политики в отношении христиан в восточных провинциях Римской империи и Палестине.
Для удобства в исторической науке единый исторический процесс принято разделять на периоды. Как правило, такое разделение связано с изменением внешнего положения Церкви. Таких периодов к настоящему времени можно выделить 5. 1-й период – от возникновения христианской Церкви (приблизительно 34 г. от Р.Х.) до торжества христианства при императоре Константине Великом, который в 313 г. издает эдикт о веротерпимости, чем положил конец гонениям на христиан. Этот период характеризуется, с одной стороны, внешним распространением Церкви, которая из небольшой общины в Иерусалиме распространилась практически по всей территории Римской империи и даже вышла за ее пределы. С другой стороны, важно отметить, что все указанное время христианская Церковь находилась на положении гонимой, когда преследования христиан дали тысячи мучеников.
2-й период – от указанного выше Миланского эдикта 313 г. до 1054 г. О важности нижней даты мы уже сказали. Что касается верхней даты, то в 1054 г. происходит Великий раскол между западной и восточной церквями. Здесь необходимо четко различать исторический и богословский аспект этого события. Конечно, Церковь как Единое Тело Христово разделиться не может. С точки зрения Православия от Церкви отпали западные христиане. Причем, речь на самом деле идет не только и не столько о церковном расколе. Раскол может быть тогда, когда не искажается вероучение. В данном случае и вероучение католиками было также искажено. Чем были наполнены 750 лет, ограниченные двумя вышеуказанными событиями? Во-первых, это эпоха Вселенских соборов, когда Церковь в борьбе с различными ересями отстояла чистоту своего вероучения. По сути, это тоже была борьба с язычеством, только, в отличие от 1-го периода, не внешняя, а внутренняя, духовная и интеллектуальная борьба с пережитками язычества в общественном сознании.
3-й период – с 1054 г. по 1453 г. Верхняя дата здесь год падения Византийской империи, просуществовавшей около 1000 лет и все это время бывшей оплотом вселенского Православия. Думаю, что с этого времени и вплоть до 1917 г. эта функция перешла к России. Государство не может существовать вечно. Наши грехи, человеческое несовершенство разрушают общество. Византия умирала постепенно. Сильный удар по ней был нанесен рыцарями 4-го крестового похода, захватившими в 1204 г. Константинополь. Однако империя нашла в себе силы для возрождения. Вплоть до последнего момента продолжали развиваться церковная наука и искусство. Гибель империи имела непоправимые последствия для церковной науки, искусства, духовного образования.
4-й период – с 1453 г. по начало XX в. Это период, который характеризуется оскудением в жизни православного Востока, попавшего под иго мусульман. Западное христианство также терпит кризис, связанный, во-первых, с Реформацией, во-вторых, с эпохами Возрождения и Просвещения, идеи которых во многом далеки от христианства. Только Россия и Русская Православная Церковь, несмотря на все сложности, переживает расцвет.
5-й период – новейшая история Церкви. Этот период характеризуется качественно более сильным, чем в предшествующее время отходом общества, причем, во всем мире, от норм христианства, что позволяет даже называть европейскую цивилизацию уже постхристианской, а не христианской. Для Православия особенно чувствительной была гибель Российской империи и гонения на Русскую Православную Церковь.
Теперь о пособиях. Во-первых, это учебник «История христианской Церкви», составленный Евграфом Смирновым. Этот учебник был разработан еще до революции, однако переиздан и используется до сих пор, так сказать, за неимением лучшего. У данного пособия довольно много недостатков, к числу которых относится некоторая схоластичность в изложении материала, старая лексика. Впрочем, более удачные пособия уже появились. К их числу относится книга А.Л.Дворкина «Очерки по истории вселенской Православной Церкви». А.Л.Дворкин наш современник. Он является признанным церковным ученым. Его книга представляет собой курс, прочитанный в Москве, в частности, студентам Российского Православного Университета. По сравнению с упоминавшемся выше пособием, у этого труда много достоинств. Книга написана на современном русском языке и с привлечением новейших публикаций в области истории Церкви. Следует также перечислить наиболее выдающихся дореволюционных историков Церкви. В первую очередь это Василий Васильевич Болотов. Его лекции по истории древней Церкви были изданы после его смерти и являются самым фундаментальным курсом до настоящего времени. Даже сейчас этот труд не утратил своей научной значимости. Затем это А.В.Карташев, автор монографии Вселенские соборы. А.В.Карташев, известный церковный историк, один из организаторов существовавшего в Санкт-Петербурге в начале ХХ века религиозно-философского общества. После Февральской революции он был министром вероисповеданий во Временном правительстве и именно при нем начал свою работу знаменитый Поместный Собор 1917-18 гг. В 1920 г. он эмигрирует во Францию, где в течение многих лет был профессором Свято-Сергиевской духовной академии в Париже. А.В.Карташев прожил долгую жизнь и скончался в 1960 г. Данная монография впервые увидела свет в 1963 г. уже после смерти автора. Данную монографию отличает с одной стороны, глубокий научный анализ эпохи вселенских соборов, с другой – приятный, на мой взгляд, стиль изложения.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1603;