Начало церковной истории. Распространение христианства в апостольский век. Гонения на Церковь. Их причины. 1-й период гонений.
Днем рождения христианской церкви является Пятидесятница, когда Церковь получила всю полноту благодатных даров для осуществления Своей спасительной миссии. В тот же день количество христиан составило около трех тысяч. В дальнейшем благодаря миссионерской деятельности апостолов число верующих значительно увеличилось.
Первоначально возрастание христианской Церкви происходило практически исключительно за счет иудеев. Впечатление, которое производила проповедь апостолов на иудейскую среду, действительно было огромным. По некоторым данным за первое столетие существования христианства ко Христу обратилось до трети иудеев. Авторитет некоторых апостолов в иудейской среде был исключительно высок. Так по свидетельству церковного историка II в. Игисиппа, Иаков, брат Господень даже имел право заходить в Святая Святых, где он молился за весь народ.
Однако конфликт с иудейской средой для христиан был неизбежен. Христианство было одинаково неугодно и радикальным сторонникам зилотов, ждавшим лишь удобного момента для поднятия восстания против Рима, и сторонникам настроенных на союз с Римом саддукеев. В книге Деяний описывается, как апостолы Петр и Иоанн дважды за свою проповедь представали перед Синедрионом. И дважды Синедрион не смог найти в их учении ничего предосудительного. В защиту апостолов вступается знаменитый ученый авторитет раввин Гамалиил: «...Говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39).
Первые гонения на христиан после убийства диакона Стефана еще больше усугубили расхождение с иудеями. «В те дни произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии... рассеявшиеся же ходили и благовествовали Слово» - говорится в книге Деяний (Деян. 8:1,4). Оказавшись вне стен Иерусалима, религиозной столицы иудеев, христиане ощутили присущий их учению универсализм, и их проповедь коснулась не только иудеев.
В книге Деяний показано, как чудесным образом апостол Филипп оказался на дороге для того, чтобы обратить евнуха эфиопской царицы. Столь же чудесным образом состоялось обращение ко Христу и крещение римского центуриона Корнилия и членов его семьи. Однако больше всех апостолов в деле обращения язычников ко Христу потрудился апостол Павел.
Гонителями христианства выступали 3 силы: 1. народ, 2. иудейская среда и 3. само государство. Народ делал это по невежеству, язычникам были непонятны христианские таинства и обряды, христиан обвиняли невесть в чем. Иудеи видели в Лице Христа самозванца. Иудеи обрушивают на христиан серию репрессий, как в самой Палестине, так и за ее пределами. В 62 г. в отсутствие римского прокуратора был казнен ап. Иаков. Это означало полный разрыв христианства с иудейством. Иудеи же могли выступать в качестве доносчиков на христиан. Государство требовало от христиан выполнения гражданской повинности - принесения жертвы перед статуей императора. Отказ мог караться вплоть до смертной казни. Первое гонение против христиан государство начинает в 64 г. Поводом для него послужил знаменитый пожар в Риме, в котором обвинили христиан. По приказу Нерона христиане были превращены в живые факелы. Начавшееся гонение продолжалось вплоть до 67 г. и он него пострадали ап. Петр и Павел.
Полное имя императора Нерона - Нерон Клавдий Цезарь Друз Германик. Нерон становится императором благодаря своей матери – Агриппине, вышедшей замуж за своего дядю – императора Клавдия. Клавдий делает Нерона своим преемником, а через 4 года умирает, отравленный Агриппиной. Римская гвардия – преторианцы провозглашают Нерона императором. К слову сказать, Нерон отплатит своей матери черной неблагодарностью – он ее потом убьет. Впрочем, быть неблагодарным он у нее и научился.
При Нероне христиан обвинили в поджоге Рима. То был самый грандиозный пожар за всю историю города. Он уничтожил большую часть столицы и лишил крова сотни тысяч людей. Нерон тут же создал временные убежища для погорельцев и наладил их питание, из своих средств обеспечил скорейшую очистку города от завалов и пожарищ, отстроил портики, позволявшие людям скрыться от палящего солнца; казна выдавала субсидии тем, кто брался за строительство новых домов с обязательством закончить их в кратчайший срок. Однако несмотря на эти меры, римское население отнеслось к Нерону настороженно. Ходили слухи, что город был подожжен по приказу Нерона. Как пишет Тацит, «Принятые ради снискания народного расположения, эти мероприятия не достигли, однако, поставленной цели, так как распространился слух, будто в то самое время, когда Рим был объят пламенем, Нерон поднялся на дворцовую сцену и стал петь о гибели Трои, сравнивая постигшее Рим несчастье с бедствиями давних времен». (Тацит «Анналы»). Нерон стремился пережить небывало острое художественное наслаждение, глядя, как обращается в гигантский костер миллионный город, семихолмный центр мира. Согласно второй, план его состоял в том, чтобы дать пламени уничтожить памятники, в которых жил многовековый древний Рим, дабы, навсегда покончив с прошлым, построить на его месте новый город, соответствовавший новой эпохе. Другая версия состояла в том, что первыми загорелись бесчисленные лавчонки, которые в большинстве принадлежали выходцам с Востока, преимущественно, евреям, и временные жилища, где они ютились. Поэтому ярость римской толпы обратилась, прежде всего, против христиан, так как христианство считалось одной из восточных сект. Вот что пишет по этому поводу Тацит: «Итак, чтобы положить конец молве, Нерон подыскал виновных и предал их суровейшим мукам; это были те, которых народ за срамные дела их по ненависти называл христианами. Наименование их произошло от Христа, который в правление Тиверия казнен был прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на время пагубное суеверие снова обнаружилось не только в Иудее, колыбели этого зла, но даже и в Риме, куда со всех сторон стекается и чевствуется все срамное. Некоторые на пытке указали сообщников, и затем, по их указанию, уличено было огромное множество не столько в преступлении по поджогам, сколько в ненависти к роду человеческому. Их губили с поруганием: покрывали шкурами зверей и отдавали на растерзание псам, распинали на крестах, сожигали и, если недоставало для того дня, заставляли их гореть ночью…».
По приказу Нерона гонения против христиан в угоду народу стали осуществляться правительством. За это, а также за общий его моральный облик, Нерон обозначается в христианской традиции как предтеча антихриста. Апокалиптический зверь из бездны отмечен у св. Иоанна числом 666, представляющим собой сумму цифровых обозначений тех букв, что образуют в древнееврейской транскрипции имя «Нерон». Позднейшие христианские авторы живо обсуждали, является ли Нерон антихристом (Коммодиан, Сульпиций Север) или только его провозвестником (Лактанций, блаженный Августин). Традиция сохранилась и в средние века: папа Пасхалий II (1099-1118) снес родовую усыпальницу Домициев, так как народ был убежден, что окружающие ее деревья служат приютом воронам, несущим в себе частицы души Нерона.
Второе гонение вспыхивает в конце правления императора Домициана в 95-96 гг.
Несмотря на гонения, а, отчасти, и благодаря им, Церковь крепла. В нее приходили все новые члены, среди них - представители римской знати. Например, консул 92 г. Флавий Климент был христианином, как и его жена Домицилла, подарившая христианам катакомбы.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 814;