Ереси 1-х веков христианства. Гностицизм. Истоки и основы учения. Докетизм и модализм (савеллианство). Субординационизм. Ересь Маркиона.

На предыдущих занятиях мы рассматривали гонениях на христиан, воздвигаемые язычниками (народом и государством) и иудеями. Но опас­ность, которую таили в себе эти институты, была не только внешней, но и внутренней. "Мы проповедуем Христа распята, - говорит в одном из сво­их посланий ап. Павел, - иудеем соблазн, эллином же безумие". Так вот, из среды этих двух групп людей, которые не смогли понять и принять христианское благовестие, вскоре выходят два рода ересей и начинают сотрясать молодую христианскую Церковь. Один род ересей порожден стро­гим иудейским монотеизмом, другой, наоборот, языческим политеизмом.

Иудействующие еретики были представлены т.н. назореями и евионитами. Если назореи были умеренны, и их учение не пред­ставляло большой опасности, то евиониты были более радикальны в своих воззрениях.

Назореи считали обязательным для иудеохристиан соблюдение Моисе­ева закона, предоставляя христианам из бывших язычников в этом отноше­нии полную свободу. Церковь снисходительно смотрела на назореев. В не­большом числе партия назореев просуществовала до IV в.

Иначе вели себя евиониты, принципиально извращавшие христианское вероучение. Иисус Христос для них - не Спаситель, не Сын Божий, а обычный человек, один из пророков, которых Господь посылал на землю. Все ветхозаветные нормы обязательны для исполнения, и в Царство Мес­сии, которое они понимали чувственным образом, могли войти только пред­ставители избранного народа.

Кроме обычных евионитов существовали евиониты-гностики, обитавшие, главным образом, в пустынях за Мертвым морем. Они считали материю злом и виде­ли в Иисусе Христе Божественного Духа, посланного Богом на землю для того, чтобы восстановить в людях правильное ведение о Боге. Евиониты призывали к взаимной братской любви между членами общины. Избавление от чувствен­ности полагали в строгой аскезе, не отрицая, однако, брак. Эвиониты-­гностики просуществовали до VII в.

В слове гнозис ничего плохого нет, это очень хорошее сло­во, которое на греческом языке означает разум. Когда поется Рождест­венский тропарь, слово разум звучит по гречески именно как "гнозис". Однако с первых десятилетий своего существования христианам пришлось столкнуться с ложным разумением, ложным знанием.

Эпоха, в которую христианство пришло в мир было эпохой расцвета различных синкретических религиозных систем. Поэтому возникает соблазн и христианство использовать для построения некоторых таких систем.

Сводить воедино учение гностиков трудно, однако у них есть неко­торые общие признаки. Во-первых, это характерное для язычников неразличение твари и Творца. Т.е. мир создан из того же материала, что и Сам Бог. Во-вторых, это языческое же отношение их к физическому миру. Здесь для них характерен полный пессимизм. Конечно, и мы, православные считаем, что мир лежит во зле, однако мы знаем, что зло сущностно, онтологически не присуще миру. Христос пришел в мир для того, чтобы освятить нашу плоть и вознести ее к Божеству. А для языч­ников материя есть зло, а тело - это темница души. Наконец, третье - это понятие о бо­ге-творце, Демиурге. Это некое божество, сотворившее мир. Поскольку мир есть зло, то и бог этот не может быть добр.

Описывая процесс схождения божества в мир, гностики указывали на генеалогические ряды духовных существ, построенных по иерархическо­му принципу - ионов (ион - по гречески век). Одним из таких ионов и был Иисус Христос. Обычно гностики разделяли человека Иисуса и иона Христа, при этом сам факт Боговоплощения мог вообще отрицаться. Христос лишь при­нимает человеческую личину, выступая только, как учитель, а не как Ис­купитель. От такого понимания воплощения берет начало докетизм (от греч. глагола "докео" - казаться"). Согласно докетизму Бог или ион вселяется в человека Иисуса в момент Крещения и оставляет его на Голгофе.

Гностицизм был известен уже ап. Иоанну Богослову, с ним боролись свв. Ипполит Римский и Ириней Лионский.

В середине II-го века в Риме появляется учение Маркиона. Этот еретик родился в Синопе в семье христианина. Его отец даже занимал в этом городе епископскую кафедру. Сам Маркион был со временем поставлен в пресвитеры, однако позже был извергнут из сана за свои взгляды, противные учению христианства. Маркион был вынужден покинуть родной город. Когда он оказался в Риме, ему удалось развить свои взгляды и сформулировать лжеучение. В этом учении многое сходно с гностицизмом. Он признавал бытие 2-х основных противоборствующих начал - Верховного Бога и материю, которая находится во власти дьявола. Кроме того, Маркион учил о существовании Демиурга. Верховный Бог создал духовный мир, Демиург, без ведома верховного Бога, создал видимый мир из материи. Душа человека - также творение демиурга. Материя, т.е. дьявол постоянно стремится возвратить в свое обладание ту часть человека, которая прежде находилась в ее составе; демиург борется против нее, но одолевает материя, и человек впадает в грех, его первоначальная природа изменяется на худшую. Однако во власти демиурга остается еврейский народ, для которого он дает Откровение и Закон. Однако одним законом оказалось невозможным победить материю и дьявола. Тогда Демиург обетовал евреям Мессию, который победит язычество и доставит господство иудеям. Так как при этом большая часть людей должна была быть осужденной, то верховный Бог сжалился над людьми и послал миру Своего Сына, который проявил бы в мире любовь и милость. Это Иисус Христос. Демиург, не зная о том, Кто Он такой, и завидуя его славе, возбудил вражду к Нему между иудеями, а бог материи, дьявол, восстановил против Него и язычников. Иисус Христос стал Спасителем, живых и умерших, для чего Он сходил в ад. Однако ветхозаветные святые, будучи довольны пребыванием в лоне Авраамовом, отказались послушаться Его и остались в прежнем состоянии. Впоследствии к ним должен придти Мессия, посланный Демиургом, который соберет евреев со всех стран, создаст их всемирную монархию и дарует им земное блаженство, а людей подвергнет мукам. Души же спасенных Сыном всеблагого Бога будут освобождены от материи, т. е. плоти, и, находясь в телах духовных, будут обитать с Богом и в Боге. Воскресение тел в их земном виде Маркион отрицал.

Маркион не принимал Ветхий Завет, считая, что и он творение злого начала. Он кри­тически подходит к Св. Писанию и формирует свой канон св. книг, куда включает только послания ап. Павла и Евангелие от Луки, впрочем, и эти книги он редактирует, смело выкидывая те места, которые не согласовыва­лись с его учением. Учение Маркиона получило достаточно широкое распространение во многом благодаря строгим требованиям, предъявляемым к членам секты. Маркион отвергал брак, требовал умеренности в пище, вино и мясо воспрещал вовсе. Вплоть до V в. учение Маркиона считалось одной из самых опасных ересей и было очень распространено в Малой Азии, Сирии, Армении, в Риме и Карфагене, поэтому в этой ересью полемизировали Иустин Философ, Ириней Лионский и многие другие. Влияние гностицизма сказалось и при формировании другой ереси – манихейства.

Манихейство. Секта манихеев появилась в III в. С ней боролись как языческие императоры, так и христианские. Основателем манихейства является пер­сидский маг Манес, изложивший свое учение в сочинении Ертенки-Мани. В его учении соединилось христианство (одно время Манес был даже пресвитером христианской Церкви), гностицизм и зороастризм. Манес признавал 2 начала - доброе и злое. Материя есть зло. Именно злой бог творит человека. Напро­тив задача доброго бога - освободить человека от уз материи, для чего в мир и приходит эон Иисус Христос под видом человека. Иисус Христос научает людей, как освобо­диться от уз материи. Манихеи проповедовали строгий аскетизм, отрицали брак, не ели мяса и не пили вина. Можно сказать, что, меняя формы, манихейство дожило до наших дней.

Монтанизм.Строгостьв требованиях к своим членам отчасти послужило успехом и для другого лжеучения – монтанизма. Основателем секты был также живший во II в. фригиец Монтан. Смысл его учения заключался в следующем. Новый За­вет еще не является полным и окончательным. Домостроительство нашего спасения свое завершение получает в Третьем Завете, который осуществляется через пришествие Святого Духа. Этот Третий Завет послан Богом через Монта­на, который объявил себя воплощением Святого Духа. Монтанизм характеризовался также напряженным эсхатологизмом. Кроме того, Монтан учил, что Господь после Своего при­шествия будет править на земле в течение следующих 1000 лет. При этом Второе Пришествие Христово начнется с Фригии. Также как и маркиониты, монтанисты от своих последователей требовали строгого аскетизма, отказа от брака, от употребления мясного, и активного стремления к вольному мученичеству, так как конец должен скоро наступить. Они все время пророчествовали и добавили к Св. Писанию множество своей писани­ны. Современным аналогом монтанистов является Богородичный центр. Учение о тысячелетнем Царствии Божием на земле, характерное и для Монтана получило и самостоятельное распространение под названием хилиазма.

Хилиазм. Эта ересь была привнесена в христианство иудеями, имевши­ми чувственное представление о Царстве Мессии. Хилиазм - учение о нас­туплении 1000-летнего Царства Божия на земле. Хилиасты буквально пони­мали апокалипсис, где говорится о том, что сатана будет связан на 1000 лет, мученики воскреснут и будут с ним царствовать 1000 лет и т.д. Даже такие видные учители церкви, как Папий Иерапольский, Иустин Философ, Ири­ней Лионский разделяли их воззрения. Против хилиазма боролся такой видный иерарх III в., как Дионисий Александрийский, написавший против них сочи­нение "Об обетованиях". Хилиазм подогревался той атмосферой гонений, в которой жили христиане I-III вв. В начале IV в., с наступлением более спокойных времен христиане отказываются от хилиазма.

В начале III в. в Церкви появляется еще одна ересь. Эта ересь связана с неправильным пониманием единобо­жия и известна под названием "модализма" или "савелианства" – по имени своего основателя - Савеллия. О самом Савелии практически ничего не известно кроме того, что он был пресвитером в Птолемаиде. Модалисты учили, что Единое Божество проявляет себя в ис­тории под разными именами: до Крещения это Бог-Отец, после Крещения Бог-Сын – Иисус Христос, и, наконец, в Церкви это - Св. Дух. Модализм был осужден на соборе в Александрии в 261 г.

Другой ересью был субординационизм. Эти еретики понимали - Бо­га-Сына и Св. Дух как служебные орудия Бога-Отца - неединосущные и не­равночестные Богу-Отцу.

 

Христианские апологеты и богословская наука в период,








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1262;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.