Диоклетиана и его соправителей.
3-й период гонений на христиан характеризуется тем, что теперь само государство берет на себя инициативу в преследовании христиан. Христианство продолжало распространяться. Число христиан особенно увеличилось в относительно спокойные годы правления династии Северов. Опыт подсказывал римскому правительству невозможность остановить распространение христианства, пользуясь прежним законодательством. От пассивного сопротивления христианства оно переходит теперь к активному преследованию.
Этот период христианской истории открывается гонениями при императоре Декии. Император этот правил всего 3 года: с 249 по 251 г. и погиб во время военного похода. Но его кратковременное царствование оказалось переломным моментом в отношении правительства к христианам.
Известно, что Декий был сторонником древне-римского государственного устройства и этот факт, конечно, должен был отразиться на христианах самым пагубным образом. Уже в конце 249 г. или в самом начале 250 г. был издан эдикт, предписывающий повсеместное гонение на всех, кто не почитал римскую религию. При этом главной задачей государства было не ликвидировать христианина, а заставить его отречься от своей веры. Для этого был отработан специальный механизм: в населенном пункте назначался специальный день, когда христиане, видимо, не только христиане должны были приходить и заявлять о своей непринадлежности к христианству и подтверждать это делом: приносить жертву перед статуей императора. Этим заведовало 5 выборных лиц. Те, кто выполнял необходимые условия, отпускались и им выдавали соответствующий документ - libelli. Приведу пример такого документа: "Избранным ради жертв деревни Александрова острова, от Аврелия Диогена, сына Сатавута, из деревни Александрова острова, 72 лет от роду, над правою бровью рубец. Я и всегда приносил жертвы богам и теперь в нашем присутствии, согласно с эдиктом я принес жертву и совершил возлияние и вкусил жертвенных мяс. Прошу вас подписаться. Желаю благополучия. Аврелий Диоген подал прошение. Аврелий Сир свидетельствую в качестве участника в жертвоприношении, что Диоген принес жертву вместе с нами. В первый год Самодержца Кесаря Гая Мессия Траяна Декия, благочестивого благополучного Августа". К тем, кто отказывался принести жертвы, применялись жестокие пытки. Болотов в своих лекциях подчеркивает, что эти гонения дали не столько мучеников, сколько исповедников: государство стремилось не столько уничтожать христиан, в благонадежности которых было уверенно, сколько привести их к язычеству. Отсюда стремление любой ценой, даже пытками воздействовать на христиан. Так исповедник этого времени Лукиан пишет: "по указу императора нас велено морить голодом и жаждою: 8 дней тому назад нам в последний раз дали, тоже после 5 дней совершенного поста, немного хлеба и мерку воды". Надо сказать, что частично усилия правительства оправдались. Гонения Декия дают случаи массового отпадения. В значительной степени, это связано с тем, что пришедшие в спокойные для христиан годы прозелиты были в принципе не готовы к гонениям. Епископ Киприан Карфагенский вспоминает, что многие христиане спешили выполнить требования правительства, не дожидаясь назначенного дня. Некоторые заявляли, что никогда не были христианами, а другие приносили к жертвеннику грудных детей, что дать им жертвенного вина. Такая трусость христиан вызывала насмешки даже среди язычников.
В результате массового отпадения у Церкви возникла проблема с тем, что делать с этими падшими. Они были разделены на несколько групп, в соответствии с мерой отступничества: отличали тех, кто отступил добровольно от тех, кто это сделал в силу немощи человеческой. При этом обращалось внимание на саму форму отречения: принесение жертвы, покупка libelli без принесения жертвы и дача взятки за внесение себя в списки принесших жертвы.
Изменяется отношение церковной иерархии к гонениям. Если сначала церковные иерархи сами стремились пострадать за Христа, то теперь необходимость окормлять паству в это тяжелое для нее время заставляет многих из них спасаться бегством от преследования властей. При Декии так поступают св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский.
Характерно, что к 3-му периоду меняется отношение народа к христианам. Если раньше правительству приходилось принимать меры к защите христиан от расправ толпы, то теперь мы находим случаи сочувственного отношения к христианам даже среди язычников. Интересен случай, когда группа язычников отбивает еп. Дионисия у стражи и тем самым дает ему возможность скрыться.
При преемнике Декия, Галле, гонения почти прекращаются, но вновь вспыхивают из-за моровой язвы, которая распространилась почти на всю территорию Римской империи. Как это часто бывает, беда привела к поднятию уровня религиозности. Было предписано всем подданным принести очистительные жертвы Аполлону, чего христиане не могли сделать, и это привело к новому конфликту христиан с государством. Хуже всех пришлось христианам Карфагена. Однако, когда порядок в городе был парализован вследствие страшного распространения эпидемии и трупы погибших перестали убирать, именно христиане по призыву св. Киприана берут на себя обязанность погребать умерших. В результате авторитет христиан сильно возрос.
Император Галл правил недолго. В стране вспыхивает смута, в результате которой он с сыном были убиты и через некоторое время на троне воцаряется соратник Декия, Валериан. В первые годы его правления к христианам относятся хорошо, но неожиданно, через несколько лет начинаются жестокие гонения. Против христиан было издано 2 эдикта. 1-й запрещал христианам собираться на богослужения и посещать усыпальницы, 2-м предписывалось казнить представителей церковной иерархии, если они окажутся твердыми в исповедании христианской веры. Как мы видим, государство уже достаточно хорошо ознакомилось с христианством и начинает бить в самые уязвимые места. В это гонение принял мученическую смерть уже престарелый св. Киприан Карфагенский. Однако и правление Валериана оказалось коротким. В результате неудачной военной кампании на Востоке он попал в плен к персам. Христиане получили еще около 40 лет передышки. Но это было затишье перед бурей.
В самом конце периода гонений христианам пришлось столкнуться с самыми страшными за всю историю христианства гонениями - гонениями при императоре Диоклетиане.
Императором Диоклетиан становится в 284 г. Происходил он из незнатного рода, был сыном вольноотпущенника. Своей карьере Диоклетиан был обязан только самому себе. Он всю жизнь прослужил в армии, дослужившись под конец до начальника императорской гвардии. Императором его провозглашают войска. По свидетельству историков, "Диоклетиан был умен, проницателен, энергичен, жесток, образования приличного не имел, интеллектом не блистал и сумел удержать власть в своих цепких руках в течение 20 лет".
Стоя в Галлии со своим легионом, он, по преданию, получил от одной друидки предсказание, что будет императором, если убьет кабана. Когда римский император Кар отправился на войну с персами, Диоклетиан сопровождал его туда в качестве начальника императорской лейб-гвардии. Когда же Кар по ту сторону Тигра внезапно умер, а бывший с ним сын его Нумериан был коварно умерщвлен своим тестем, префектом преторианцев Аррием Апром, на берегу Босфора, в Халкидоне, то солдаты заковали Апра в кандалы, а их начальники провозгласили императором Диоклетиана. Первым актом нового императора было собственноручное, перед лицом войска, умерщвление Апра, чем было оправдано предсказание друидки.
Диоклетиану достается тяжелое наследство. Империя в этот момент переживает сильнейший кризис. На Западе империи приходится выдерживать все возрастающий нажим варваров - франков, алеманов, готов. Один за другим вспыхивают мятежи в Галлии, Британии, Египте. На Востоке персы переходят в наступление. Растет инфляция, казна пуста, войска ненадежны. В этих условиях Диоклетиан проводит серию реформ, призванных укрепить внутри- и внешнеполитическое положение империи. Вся империя для того, чтобы противостоять врагам на Западе и Востоке превращается в большой военный лагерь. В результате еще более укрепляется власть императора. Империя вступает в новую эпоху, получившую названия домината (от лат dominus - хозяин). Диоклетиан бесповоротно упразднил остатки республиканских черт в политическом устройстве империи и откровенно заимствовал восточные обычаи, требуя беспрекословного повиновения себе как богу и господину. Он облачился в пурпур, парчу и шелк, разукрасился драгоценными каменьями и завел особый церемониал поклонения себе на персидский манер - перед ним падали ниц и целовали край его одежды.
Реформируется армия, ее численность увеличивается вдвое, финансовая и налоговая системы. Особенно интересна реформа системы высшей власти. Диоклетиан прекрасно понял, что одному человеку невозможно управлять огромной империей, простиравшейся от Атлантики до Месопотамии. Поэтому вместо одного правителя теперь появляется целых четыре - 2 цезаря и 2 августа. При этом цезари не обладали такими полномочиями, как августы. Они должны быть помощниками и будущими наследниками августов. Таким образом, Диоклетиан отменял принцип наследственности в передаче власти. Соправителями Диоклетиана стали Максимиан (август), Галерий и отец Константина Великого Констанций Хлор, все генералы, сподвижники Диоклетиана. Однако в этой четверке только сам Диоклетиан обладал высшей властью. Известен случай, когда август Максимиан был наказан за неудачную кампанию в Месопотамии - ему пришлось пробежаться полтора километра за своими носилками.
Реформы Диоклетиана стали приносить свои плоды. Постепенно укрепленным реформой войскам удается навести порядок в империи. Однако, талантливый администратор, Диоклетиан подобно многим своим предшественникам вступает в конфликт с христианами.
Диоклетиан, как и его предшественники, пытался найти в религии опору для монархии. Он старался укрепить древнеримскую религию, взял себе имя Иовий (т.е. происходящий от Юпитера). Старался следить за тем, чтобы люди более ревностно относились к языческим богослужениям и сопровождавшим им жертвоприношениям. Этим не замедлили воспользоваться ненавидевшие христиан жрецы. На одном из жертвоприношений гадатели-авгуры сказали Диоклетиану, что не могут ничего прочесть по печени жертвенного животного из-за того, что один из присутствовавших на церемонии христиан перекрестился. Когда Доклетиан вопросил по этому поводу оракул в Дельфах, ответ был тот же: виноваты христиане. Конфликт с христианством был неизбежен.
Однако христианский историк Лактанций связывает гонения при Диоклетиане не столько с самим Диоклетианом, сколько с цезарем Галерием. Диоклетиан был в эту пору уже дряхлым стариком и скоро уходит на покой, его жена Приска и дочь Валерия были христианками, а Галерий только возвращается из удачного персидского похода. Как боевого генерала Галерия, в частности, могло не устраивать неоднозначное отношение христиан к воинской службе. Среди христиан находились и те, кто отказывался служить в армии. Таких казнили как дезертиров. Однако повсеместное отстранение христиан, которых было уже довольно много, от службы в армии, могло привести к существенному уменьшению численности воинских подразделений. Вывод напрашивался сам собой: христиан должен перестать быть христианином.
Итак, неожиданно для христиан государство начинает новые гонения в конце февраля 303 г., когда был разрушен собор возле резиденции Диоклетиана в Никомидии. На другой день после разрушения храма был опубликован эдикт Диоклетиана, в соответствии с которым церкви должны были быть разрушены, богослужебные книги уничтожены, церковная утварь конфискована государством. Христиане должны были быть смещены со всех чиновничьих должностей в империи.
Вскоре вспыхивает пожар во дворце императора, и в этом обвиняют христиан. В итоге выходят еще 2 эдикта. Первым из них предписывалось заключать под стражу клириков, вторым - принуждать их к принесению жертв любыми способами. Естественно, новые законы коснулись и семьи императора. Жена и дочь Диоклетиана покорились и принесли жертвы богам. Однако управляющий двором Дорофей и еще несколько христиан из числа дворцовых служащих проявили мужество и приняли мученическую смерть. Так пролилась первая кровь.
Через какое-то время выходит 4-й, самый страшный эдикт, предписывавший принуждать христиан к принесению жертв всевозможными пытками. На Западе, где правил Констанций Хлор, гонения приняли формальный характер. Вынужденно исполняя имперские указы, он разрушил лишь несколько церквей. Однако на востоке, где и проживало большинство христиан, гонения приняли совсем другой характер. Евсевий Кесарийский рассказывает, что население одного фригийского города было поголовно христианским, и власти принимают решение сжечь город. В огне погибает все население, включая женщин и детей. Ситуация, отчасти облегчалась тем, что языческое население и отдельные представители властей не сочувствовали гонениям и старались всячески смягчить их для христиан. Многие язычники даже, рискуя собственным благосостоянием, укрывали христиан в своих домах. Гонения продолжались и после отречения самого Диоклетиана от власти в 305 г. вплоть до 311 г., когда главного инициатора гонений на христиан - Галерия, ставшего к тому времени августом Востока, постигает тяжкая болезнь, и он издает эдикт, признававший религию христиан дозволенной. Это была решительная победа христиан в противостоянии с государством.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 834;