Церковная дисциплина и первые расколы в древней Церкви.
Необходимость в выработке норм церковной дисциплины появилась в Церкви уже с первых дней ее существования вследствие уклонения некоторых ее членов от норм церковной жизни. Существует три основных меры церковной дисциплины, обозначенные самим Иисусом Христом: обличение приватное, обличение при свидетелях и отлучение от Церкви. Последнее является крайней мерой и используется нечасто, как правило, в отношении еретиков. Во II и III-м вв. Церковь уже достаточно активно применяла меры дисциплинарного воздействия против падших и еретиков. Вопрос о степени применимости той или иной меры дисциплинарного воздействия, в том числе, спровоцировал возникновение крупных церковных расколов III в.: Новата и Фелициссима в Карфагене и Новациана в Риме.
В 248 г. карфагенским епископом становится уже хорошо нам известный Киприан. Однако не всех это удовлетворило. Несколько пресвитеров, среди которых особенно выделялся Новат, образовали враждебную партию и начали борьбу с Киприаном. Дошло до того, что Новат сам рукополагает во диаконы некоего Фелициссима, который занял видное место среди противников св. Киприана.
Когда наступило гонение Декия, св. Киприан был вынужден покинуть Карфаген. В это время многие епископы, в т.ч. и Киприан, уже не искали мученичества. В ситуации, когда государство сознательно стремилось обезглавить Церковь, необходимо было сохранение епископа, который был центром церковной жизни общины. Однако далеко не все были согласны с позицией, которую занял Киприан Карфагенский. В частности, представители духовенства и мирян римской церкви, в ходе гонений потерявшей своего епископа, написали Киприану письмо, в котором поставили под сомнение правильность его действий. Конечно, и внутри самой карфагенской общины на этот счет возникли разногласия.
То, обстоятельство, что Киприан Карфагенский покинул город, стало звездным часом для раскольников, которые захватили в свои руки управление церковной общиной. В частности, они стали принимать отпавших от Церкви вследствие гонений без покаяния, только на основании ходатайства исповедников. Согласно их позиции, только тот, кто сам претерпел за Христа, имеет право прощать за отступничество. Киприан Карфагенский придерживался на этот счет других взглядов. В 251 г. в Северной Африке собирается собор епископов, на котором присутствует и св. Киприан, который утверждает условия принятия падших: через испытание степени их вины и наложение соответственной епитимии. Те, кто только приобрел libelli, но затем покаялся, восстанавливались в качестве членов христианской Церкви, но те, кто действительно принес жертву перед статуей императора, могли примириться с Церковью только или на смертном одре, или через подвиг исповедничества во время новых гонений. Само право принимать решение о возвращении в Церковь отступников принадлежит епископу. Новат, Фелициссим и их сторонники не соглашаются с решением собора и избирают своего епископа в Карфаген - Фортуната. Впрочем, не поддержанный североафриканскими епископами и большинством верующих, этот раскол не просуществовал долго.
Прямой противоположностью позиции относительно принятия отпавших в Церковь Новата и Фелициссима стала позиция римского пресвитера Новациана. В отношении приема падших римская община также разделилась на две части. Одна часть, во главе с римским епископом Корнилием, смотрела на прием падших благосклонно, другая, во главе с Новацианом отрицала саму возможность их приема в Церковь. По мысли Новациана, Церковь есть общество святых, и отпавшие от нее уже не могут найти в ней место. Поразительно, но на сторону Новациана стал прибывший из Карфагена в Рим Новат. Это, во всяком случае, показывает, что главное для раскольника не те взгляды, которые он отстаивает, а его раскольническая психология. Спор Новациана с Корнилием был вынесен на суд древнейших и авторитетнейших церквей: карфагенской, александрийской и антиохийской. Предстоятель антиохийской церкви, епископ Фабий, был склонен подержать Новациана, однако карфагенская церковь и александрийская церковь поддержали Корнилия. Питаемый ригоризмом некоторых христиан раскол Новациана просуществует довольно долго: до VII столетия.
Также в Церкви едва не возник раскол по поводу времени празднования Пасхи. Дело в том, что на Западе утверждается традиция праздновать Пасху в воскресный день, что привязывало ее к лунному календарю и делало, таким образом, подвижным праздником. На Востоке христиане встречали Пасху вместе с иудеями 14 нисана. Наличие 2-х традиций по столь существенному вопросу привело к горячим спорам во II в. При этом римский папа Виктор фактически впервые в римской церкви пытается в этих спорах опереться на авторитет римского первосвященника и хочет даже отлучить от церковного общения все церкви Малой Азии. Ириней Лионский обращается к нему с увещеванием, в котором, разделяя его взгляд на время празднования Пасхи, утверждает, что мир и любовь в Церкви гораздо важнее частного обрядового вопроса.
В III в. в Церкви возникают споры о крещении еретиков. Если в одних поместных церквях, таких, например, как карфагенская, утверждается традиция, согласно которой еретиков следует перекрещивать, то другие поместные церкви, например, римская, придерживались другой точки зрения в том случае, если крещение происходило во Имя Трех Лиц Пресвятой Троицы. Эти споры также чуть было не привели к расколу, так как римский папа Стефан, злоупотребляя опять же авторитетом своей кафедры, грозил не согласным с его точкой зрения отлучением. Уже известный нам Дионисий Александрийский, хотя и был согласен со Стефаном, подобно Иринею Лионскому писал ему послания, увещевая не нарушать церковного мира из-за этого вопроса. Тогда поместные соборы в Карфагене и Малой Азии поддержали точку зрения Киприана Карфагенского о необходимости перекрещивания еретиков. Только в период Вселенских Соборов этот вопрос будет полностью урегулирован и будет принято решение, соответствующее позиции римской церкви.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1144;