Св. Константин Великий и торжество христианства.
С правлением императора Константина Великого христианская Церковь вступает в новый период своего бытия. Прекращаются гонения, церкви даруется не только эдикт о веротерпимости, но и определенные привилегии. Император не только поддерживает Церковь, но и сам в конце жизни принимает крещение. Дети Константина также были воспитаны в христианском духе. Что же заставило главу языческого государства стать на сторону христиан?
Юные годы будущего императора были полны тревог. Его отец Констанций Хлор был вынужден развестись с матерью Константина Еленой, которая была дочерью простого трактирщика, и жениться на дочери августа Максимиана. Константин остался на Востоке при императоре Диоклетиане и зарекомендовал себя храбрым солдатом. После отречения Диоклетиана при Галерии Константин является по сути дела почетным пленником. Галерий отклоняет просьбу Констанция Хлора сделать Константина цезарем Запада и предпринимает ряд попыток погубить его. Однажды Галерий как бы в шутку втолкнул Константина в клетку со львом, но будущий император смог одолеть хищника. Когда тяжело больной Констанций попросил отправить сына к нему проститься, Галерий не смог отказать своему соправителю и вынужден был отпустить Константина. Константин уезжает в тот же вечер, и, чтобы его потом не смогли задержать, попросил друзей перерезать всем остальным лошадям в конюшне связки.
Когда Константин прибыл к отцу, тот уже был при смерти, но успел представить его войскам как своего преемника. Галерию приходится признать за Константином титул цезаря.
В тот момент, когда Константин стал цезарем Запада, империя уже находилась в состоянии гражданской войны. С уходом Диоклетиана соправители не смогли поделить между собой власть. В самом начале своего правления Константину пришлось столкнуться с серьезным противником. Этим противником был сын августа Максимиана Максенций. Решительное сражение с врагом происходит у Красных Скал, в нескольких километрах от Рима. Перед сражением все преимущества были на стороне Максенция. Его войска, в основе которых была преторианская гвардия, были более многочисленны, чем галльские легионы Константина, а принесенные жертвоприношения определенно указывали на успех. Возможно, именно из-за указаний жрецов Максенций совершил такую явную глупость, как оставление Рима, который был первоклассной крепостью. Несмотря на недобрые предзнаменования, Константин с надеждой смотрел на будущее. Перед сражением ему было видение, и он приказывает водрузить на воинских знаменах христианский символ «лабарум». Это не давало ему никаких политических преимуществ, так как во время диоклетиановых гонений христианский элемент был полностью изгнан из армии, а Рим, за который шла борьба с Максенцием, все-таки все еще оставался центром язычества. Однако искренняя убежденность Константина приносит свои плоды. В тяжелой битве его войскам сопутствует удача. Сам Максенций утонул в реке во время бегства.
С этого момента Константин начинает покровительствовать христианам. В 313 г. вместе с августом Востока Лицинием в г. Медиолане он издает эдикт, разрешавший свободный переход из одной религии в другую. Вот его содержание: «Мы, императоры Константин и Лициний, заботясь о благе и пользе подданных, установили относительно богопочитания, чтобы и христианам и всем дана была полная свобода жить в той вере, в какой кто хочет, чтобы небесное божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властью нашей… Определяем, чтобы христианам возвращены были конфискованные в казну или частным лицам отданные имущества, также чтобы были вновь отданы места их собраний. Частные лица должны быть удовлетворены за это из государственных средств». С Медиоланским эдиктом окончательно уходила в прошлое эпоха гонений. Однако этим не заканчиваются благодеяния Константина христианам. Он приказывает вернуть христианам все конфискованное у них за время гонений имущество. При этом то, что было разрушено, восстанавливалось за государственный счет.
Однако, в правление Константина христианство еще не получает окончательно главенствующего положения. Обращение самого Константина происходило постепенно. Сначала он придерживался того же культа Непобедимого Солнца, который исповедовал его отец. На монетах Константина, отчеканенных им на Западе, имеются изображения Марса, гения римского народа и солнца; первые два исчезают после 317 г., солнце продержалось дольше, но, во всяком случае, не позже 323 г. В законодательной деятельности Константина поворот к христианству замечается, после эдикта о веротерпимости, а также постановления об освобождении клириков от всех личных повинностей; оно не распространялось лишь на еретиков-донатистов. В 313 или 315 гг. церковь была освобождена от податей. Закон 315 г. угрожал сожжением евреям, которые стали бы побивать христиан камнями. В 316 (321) г. был признан законным новый порядок отпуска на волю рабов. Отныне оформить соответствующий протокол можно было и в христианском храме. Эти меры не могли не увеличить числа христиан. Право убежища было также распространено на христианские церкви. Закон 321 г. разрешил делать всевозможные вклады в христианские церкви. Закон 320 г. дал клирикам право завещания; в 322 г. воспрещено было насильно привлекать христиан на языческие празднества.
В то же самое время мы видим, что все эти меры были пока направлены скорее на то, чтобы уровнять в правах христианскую церковь с языческой. Репрессивных мер против язычества еще не принималось. Разве что в 321 г. воспрещено проведение тайных гаруспиций в домах: к ним разрешено было обращаться лишь в храмах. Культ Геркулеса и Митры в 313 — 321 г. существовал в Риме беспрепятственно; язычники по-прежнему достигали высших должностей. Это было вполне естественно, ведь язычники, особенно на Западе составляли большинство населения. Константин Великий сохранил за собою сан первосвященника — pontifex maximus, основывал храмы языческие. Даже в конце своей жизни, соблюдая установленный порядок, Константин Великий позволил посвятить храм себе и сыновьям, с тем лишь условием, чтобы ему там не приносили жертв. День бога Солнца, который совпадал с христианским воскресением, он сделал общим праздничным и рыночным днем. В последний год своей жизни он утвердил за языческими коллегиями их права и преимущества.
Борьба с Лицинием заставила Константина решительнее стать на сторону христианства. Мир, заключенный между двумя августами, оказался непрочным. В 321 г. начинается война между Константином Великим и Лицинием. Война, причиной которой была борьба за единоличную власть в империи, получает характер противостояния язычества и христианства. Лициний возобновляет гонения на христиан. Напротив, Константин Великий шел в походах и сражался под крестовым знаменем, и вообще являлся как бы освободителем христиан на Востоке от языческой тирании Лициния. Он призывает христиан к поддержке и заключает союз с армянами, незадолго до этого принявшими христианство. Поддержка христиан способствовала военным успехам Константина. В 324 г. Лициний был разбит в битве на Босфоре. Это, безусловно, имело серьезные последствия и для христиан. В частности, даже из монет этого времени можно заключить, что, после победы над Лицинием, Константин почти перестает покровительствовать язычеству.
В 330 г. на месте небольшого поселка Византий появляется громадная новая столица государства – Константинополь. В этом городе были святыни и для язычников и для христиан. Христиане получили две роскошные базилики, посвященные 12-ти Апостолам и Христу – миру Божию. В то же самое время при перенесении столицы в Константинополь богиня Тиха (судьба), сделавшаяся символом города, получила свой культ, а на Форуме была поставлена статуя бога Солнца с чертами самого Константина Великого. И все-таки перенос политического центра страны из языческого Рима на более христианский Восток объективно способствовал усилению христианства. Важно также отметить, что многочисленные статуи языческих богов, использованные Константином для декора новой столицы, были вывезены из языческих храмов, но уже использовались как украшение и не несли своей прежней культовой нагрузки.
По отношению к евреям Константин, следовал той же политике, что и в отношении христиан. В 330 и 331 гг. он освободил еврейских старейшин и раввинов от всех личных и общественных повинностей. Итак, не смотря на личную склонность к христианству. Константин, в своей политике был сторонником нейтралитета. Зато он способствовал тому, что при его преемниках государство и христианская церковь слились в одно органическое целое. Сыновьям своим он дал христианское воспитание; в церкви старался поддерживать мир и согласие.
Таким образом, Константин Великий стяжал себе любовь своих христианских и языческих подданных. Православная церковь чтит память Константина, как св. и равноапостольного, 21 мая. Современник Константина Великого Евсевий Кесарийский изображает его деятельность в следующих словах: «Он один из римских царей с глубочайшим благоговением чтил царя всех — Бога, один не обинуясь проповедовал всем учение Христа, один столько прославил церковь Его, сколько никто от века, один ниспроверг все заблуждения многобожия и обличал все виды идолослужения... Бог показал в нем мужа, служащего уроком благочестивого назидания, явил его великим светильником и громогласнейшим вестником богопочитания. Через него Бог очистил смертный мир от множества безбожников и показал в нем народам учителя благочестия».
Во время правления Константина Великого возникают новые расколы. Прежде всего, стоит сказать о расколе донатистов. Снова Карфаген, снова поднятый всвязи с гонениями вопрос о епископской власти. В начале IV в. во главе карфагенской церкви стал епископ Цецилиан. В то же самое время часть клира была недовольна и самим Цецилианом, в свое время по распоряжению правящего архиерея отгонявшего христиан от тюрем для того, чтобы не провоцировать власти на новые гонения и в особенности тем, что в его рукоположении участвовал некий епископ Феликс, бывший по их мнению предателем. Подстрекаемая знатной дамой Люциллой часть клира и нумидийские епископы рукополагают в епископы некоего Майорина, которого впоследствии сменил Донат. Убежденные в своей правоте, донатисты трижды апеллируют к государственной власти в Рим. Их вопрос рассматривался на 3-х соборах, которые установили неправоту донатистов. Обратившись к государственной власти, донатисты сами же от нее и пострадали. У них были отобраны храмы, они лишились государственных привилегий. Но, оказавшись в положении гонимых, донатисты получили поддержку в тех кругах, которые опасались обмирщения Церкви. Благодаря этой поддержке этот раскол просуществовал вплоть до завоевания Африки арабами.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 524;