Борьба с арианством после Юлиана Отступника.
После смерти Юлиана Отступника прекращается династия, ведущая начало от Констанция Хлора. Армия, находившаяся в Персии, избирает новым императором одного из телохранителей Юлиана – Иовиана. Тот заключает на позорных условиях мир с Персией и возвращается с войском домой. Однако, не дойдя до Константинополя он неожиданно умирает. Вместо него в Никее войско провозглашает нового императора. Им становится генерал Валентиниан. Впрочем, хороший полководец, Валентиниан предпочитает управлять Западом, который нуждался в его боевом опыте, предоставив Восток своему брату Валенту. На Западе Валентиниан проводит политику веротерпимости и не вмешивается в дела Церкви. Известен случай, когда епископы попросили его созвать собор, он ответил: «Я мирянин и считаю неприличным вмешиваться в это дело. Пусть иерархи съезжаются и решают как хотят». Валент, у которого жена была арианкой, покровительствовал омиусианам, учение которых считал золотой серединой. В целом он проявлял терпимость, однако известны случаи гонений против тех, кто не находился в общении с Евдоксием, а затем и с Демофилом – епископами Константинопольскими.
Помимо сторонников и противников никейского символа веры, возникает ересь пневматомахов или духоборов, еще называвшихся македонианами по имени константинопольского епископа Македония, якобы бывшего основателем ереси. В своем учении они основывались все на том же никейском символе, в котором о Св. Духе, кроме Его упоминания ничего не сказано.
Еще одно лжеучение связано с именем епископа Аполлинария Лаодикийского, бывшего одним из противников арианства и сторонником Афанасия Великого. Аполлинарий в противовес арианам выдвинул свой взгляд на Сына Божия. Он считал, что у Иисуса Христа тело и душа – человеческие, а вместо человеческого же ума или духа находится Божественный Логос. Иными словами, Иисус Христос есть Бог в человеческой оболочке. В одном теле не может быть ни двух лиц, ни двух природ, Христос – одна природа Бога Слова воплощенная.
Когда Юлиан Отступник был еще жив, в Антиохии возникает мелетианский раскол. Ариане поставили епископом в Антиохии Мелетия, которого считали своим союзником, но их ждало разочарование. Мелетий оказался омиусианином, близким по своим убеждениям к православным. Ариане после этого свергают Мелетия, к которому примыкает часть православных, другая часть православных, верных памяти Евстафия, собирается вокруг пресвитера Павлина. Точной троичной терминологии еще не появилось. Павлин говорил, что Отец, Сын и Св. Дух – одна Ипостась, а Мелетий утверждал, что 3 Ипостаси. Для того чтобы разобраться в сути раскола, александрийцы направляют в Антиохию епископа сардинского Люцифера, сосланного на Восток Констанцием. Будучи никейцем до фанатизма, Люцифер избирает епископом Павлина. Александрийский собор, состоявшийся в 362 г. под председательством Афанасия Великого, признал самого Мелетия и его последователей православными, однако с канонической стороны кафедра была оставлена за Павлином. Рим поддержал это решение. Однако часть восточных епископов считала законным епископом Мелетия, что углубило раскол между Западом и Востоком.
В 373 г. умирает Афанасий Великий. После его смерти, знамя борьбы с арианами переходит к Великим Каппадокийцам: Амфилохию Иконийскому, Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому.
Св. Василий Великий родился в христианской аристократической семье. Его бабка св. Макрина была исповедницей, сестра, также св. Макрина – монахиней, оба брата стали епископами.
Василий Великий получил блестящее (в ту пору языческое по своему характеру) образование. Сначала он учился у упоминавшегося уже нами знаменитого ритора Либания в Константинополе, затем продолжил свое образование в платоновской Академии в Афинах. Там он познакомился с Григорием Богословом и они стали друзьями на всю жизнь. В это же время в Академии учился и будущий император Юлиан Отступник. Несмотря на то, что у них с Василием было много общего, в том числе и учитель Либаний, они мало общались, так как Юлиан держался нелюдимо.
В отличие от Юлиана Отступника языческое образование не превратило Василия Великого в язычника. Вернувшись домой он крестился. Тогда ему было 25 лет. Затем в течение года он путешествовал в Сирию и Египет, где предавался строгому аскетизму. Через год вместе с Григорием Богословом и другими друзьями-единомышленниками он продолжил свои аскетические занятия, основав в одном из своих имений монастырь. Их деятельность в монастыре носила кроме всего прочего и интеллектуальный характер. Друзья читали свв. Отцов, изучали Св. Писание. Одним из любимых авторов был Ориген, поэтому они составляют антологию из его писаний под названием «Филокалия» - «Добротолюбие».
Ими была проведена очень важная дипломатическая и богословская деятельность. Самой важной их заслугой стала разработка троичной терминологии, позволившая четко разливать понятия "сущность" и "ипостась", без чего богословские споры, по словам церковного историка Сократа, были подобны ночному сражению. Василий Великий прикладывает большие дипломатические усилия для того, чтобы привлечь омиев на свою сторону и для того, чтобы примириться с Западом. Смерть в 379 г. не позволила Василию Великому увидеть плоды своей деятельности, но его успехи очевидны.
Св. Григорий Богослов, так же как и Василий Великий родился в Каппадокии, так же как и он – в богатой и благочестивой христианской семье. Его отец был епископом каппадокийского города Назианза, а мать Нонна – очень набожной женщиной. Родители дали Григорию блестящее воспитание. Сначала он обучался в самой Каппадокии, затем – в Кесарии Палестинской, где еще существовала школа, основанная Оригеном. Впоследствии он продолжил его в Афинах, где и встретился с Василием Великим. Там завязалась их дружба. Впоследствии в своей надгробной речи на смерть Василия Григорий Богослов напишет:
«Когда же по истечении некоторого времени открыли мы друг другу желания свои и предмет их – любомудрие, тогда уже мы стали друг для друга все – и товарищи, и сотрапезники, и родные: одну имея цель, мы непрестанно возрастали в пламенной любви друг к другу. В таком расположении простирались мы вперед, имея содейственниками Бога и свою любовь. Нами водили равные надежды и в деле самом завидном – в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало нас соревнование… Казалось, что одна душа в обоих поддерживает два тела. У обоих нас одно было упражнение – добродетель, и одно усилие – до отшествия отсюда, отрешась от здешнего, жить для будущих надежд… Нам известны были две дороги: одна – это первая и превосходнейшая, вела к нашим священным храмам и тамошним учителям; другая – это вторая и неравного достоинства с первой, вела к наставникам наук внешних. У других бывают иные прозвания, или отцовские или свои, по роду собственного звания и занятия, но у нас одно великое имя – быть и именоваться христианами…».
Вернувшись домой, Григорий принимает крещение. Затем – монашеская община в имении Василия Великого.
В 361 г. в его жизни происходит событие, о котором он отзывается следующим образом: «меня настигла страшная буря». Отец призывает его в Назианз и рукополагает в пресвитеры. Григорий соглашается принять рукоположение, но на следующий день после него, «как вол уязвленный слепнем», по его собственным словам, убегает в горы. Вернувшись оттуда, он прославился во всей Малой Азии как прекрасный оратор и богослов.
Спустя некоторое время его помощь понадобилась боровшемуся с арианами в своей епархии Василию Великому, который стал епископом Кесарии Каппадокийской. Он приглашает Григория к себе и опять-таки против его воли рукополагает в епископа г. Сасимы. Григорий страшно обиделся на своего друга. Эта дружба едва не прекратилась. И спустя много лет он вспоминал не без горечи: «Лжецом для меня стал этот во всем прочем нелживейший друг… Да погибнет в мире закон дружбы, которая так мало уважает друзей! Вчера мы были львы; но теперь я стал обезьяной, а ты почти что лев». Григорий отправился было в Сасимы, но сразу оттуда уехал, не отслужив ни одной литургии. Это место было явно не для него. Вот что он пишет о нем в своей автобиографии: «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, с которого одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучное и тесное. Там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи: а жители – чужеземцы и бродяги. Такова была церковь в моих Сасимах!». Разумеется, этот поступок сильно повредил отношениям Григория с Василием Великим. Кроме того, покинув свою кафедру, Григорий нарушил норму канонического права, что впоследствии, как увидим, будет ему поставлено в вину. Из Сасим Григорий Богослов едет к отцу в Назианз, затем в Селевкию… В 378/379 г. друзья пригласили его в арианский Константинополь спасать православие.
Прибыв в 379 г. в Константинополь он начинает служить в доме своего родственника, впоследствии обращенном в храм "Анастасия" (Воскресение Православия). Он застал страшную картину. Не было единства даже среди небольшой кучки православных. Именно в этом храме он прочел свои пять «Слов о богословии», в которых излагалось православное учение о Св. Троице. Красноречие Григория Богослова привлекало к нему многочисленных слушателей.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 741;