Ересь Нестория и III Вселенский собор.
Не сколько слов об исторических событиях изучаемого периода. После смерти императора Феодосия Великого Римская империя оказывается окончательно поделенной на 2 части между его сыновьями - Западную и Восточную. Восточная империя просуществует после этого еще 1000 лет, а Западная быстро клонится к упадку.
В 410 г. произошло одно из крупнейших событий античной истории, потрясшее современников. Вестготы во главе с Аларихом захватывают и разрушают Рим. Именно это событие привело к написанию Августином его "Града Божия". Pax Roma приходил конец. «Мир рушится. Да! Но несмотря на это и к нашему стыду, грехи наши живут и даже благоденствуют. Великий город, столица Римской империи, поглощен великим огнем, и римляне странствуют в изгнании по всей земле. Когда-то почитавшиеся церкви обратились во прах и тлен» - скажет об этом событии Августин Блаженный.
Варвары начинают основывать свои государства на территории Римской империи. Первым из них стало королевство вестготов, возникшее в 418 г. на территории западной Галлии. В 429 г. возникает королевство вандалов в Северной Африке. В 455 г. вандалы снова захватывают и жестоко разоряют Рим.
Таков исторический фон, на котором происходили описываемые события. Теперь о несторианстве. В 428 г. в Константинополе появляется новый патриарх. Им становится игумен антиохийского монастыря св. Евпрепия Несторий. Между Несторием и Златоустом было много общего. Он тоже был антиохийцем, тоже великолепный оратор. Некоторые его речи приписывали даже Иоанну Златоусту. Тоже был строгой жизни и ригористом. Его жизнеописание говорит о том, что он воспретил с церковной кафедры театры, пение, концерты, танцы, атлетические состязания. Несторий начинает бороться с ересями. В своей вступительной речи, обращенной к императору Феодосию II, он говорил: "Дай мне землю, очищенную от еретиков, и я дам тебе небо". Против еретиков начинаются репрессии, как в столице, так и в провинции. Однако по иронии судьбы Несторий сам стал основателем одной из ересей.
Привезенный Несторием пресвитер Анастасий открыл полемику против употребления термина "Богородица". Его поддержал Несторий.
Суть учения Нестория, точнее антиохийской богословской школой, к которой он принадлежал, заключалась в том, что человечество во Христе тоже полнолично, тоже ипостазировано. Между двумя ипостазированными природами существует тесный союз, настолько тесное единению по достоинству, что дальше оно бы уже привело к поглощению одной природы другой. Сам Христос есть Храм, в котором живет и "живущий в нем Вседержитель Бог" и "сопоклоняемый вместе с Богом человек". Таким образом, единство Христа не расторгается.
Очевидный недостаток богословия Нестория в том, что он не признает communicatio idiomatum или общение свойств, по которому, благодаря единству Божиему, свойства, относящиеся к Его Божественной природе, прилагаются и к человеческой и наоборот. Именно поэтому возможен такой термин, как Богородица.
Богословскими промахами Нестория воспользовалась александрийская кафедра, возглавляемая в ту пору св. Кириллом Александрийским. Мы знаем, что существовала вражда между Александрией и Антиохией, и сам Кирилл был врагом св. Иоанна Златоуста, называя его Иудой.
Св. Кирилла на этот раз поддержал Рим. Несторий вызывает недовольство папы тем, что, не разобравшись толком в существе дела, стал на сторону пелагиан. В результате учение Нестория в изложении Кирилла было осуждено западным собором в 430 г.
Сам Кирилл развертывает широкую компанию по дискредитации Нестория. Он пишет т.н. Догматическое письмо и распространяет его. Пишет Несторию, обещая церковный мир, если тот перестанет отвергать термин "Богородица". Несторий в ответном письме возражает. Кирилл помимо своей полемической деятельности, широко использовал финансовые возможности патриархии, не останавливаясь перед подкупом чиновников.
В противовес Кириллу, добивавшемуся осуждению Нестория на основании решения собора на Западе, Несторий добивается созыва Вселенского собора, который и был созван в 431 г. в Эфесе.
Однако, плохой политик, Несторий явно не рассчитал силы. Против него были настроены Рим, Александрия и даже в Эфесе. Сам собор был устроен на редкость плохо. Император в нем не участвовал, поручив его проведение комиту Кандидиану. При этом не было определен ни состав собора, ни его председатель, ни предмет его суждений. Воспользовавшись суматохой и тем, что представители Антиохии, союзники Нестория опаздывали, Кирилл открывает собор. Несторий на собор не явился, так как считал его открытие до прибытия антиохийцев и папских легатов неканоничным. Кирилл, воспользовавшись этим, быстро осуждает Нестория. Когда прибывают антиохийцы, они вместе с верными Несторию епископами собирают свой собор, на котором осуждают Кирилла и его главное богословское произведение, направленное против Нестория - 12 анафематизмов. Собор зашел в тупик.
Примирение Александрийской и Антиохийской кафедр произойдет только спустя 2 года – в 433 году.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 811;