VII Вселенский собор.
В 780 г. умирает сын Константина Копронима Лев IV Хазар. Регентшей при его малолетнем сыне становится императрица Ирина. Константин перед свадьбой своего сына берет с нее клятву, что она не будет почитать иконы, которую она не выполняет. Однажды в ее покоях были обнаружены иконы. Возник скандал, который с трудом удалось уладить. Вряд ли, если бы император не умер так скоро, она смогла бы остаться императрицей.
После смерти Льва Ирина, укрепившись на троне (иконоборческая партия предпринимает попытку переворота, стремясь воцарить сына Копронима от 3-й жены), начинает подготовку к Вселенскому собору. Патриархом был избран сторонник иконопочитания императорский секретарь Тарасий.
Константинополь стремится восстановить отношения с Римом. Папа Адриан предъявляет ряд требований к Константинополю, в которых, помимо восстановления иконопочитания, содержались требования вернуть епархии в южной Италии и отменить титул "вселенский" для константинопольского императора. В послании папы весьма жестко было заявлено о главенстве Римской церкви «Мы не знаем, написан ли титул "вселенский" (в императорском указе) по неведению, или же вследствие схизмы или ереси нечестивых. Во всяком случае, мы убедительно просим ваше императорское могущество, чтобы титул universalis не употреблялся в его писаниях, ибо он является противоречащим постановлениям святых канонов и решениям свв. отцов. Ведь если кто-нибудь пишет себя "вселенским", поставляя себя выше превосходящей его святой Римской Церкви, которая есть глава всех церквей Божиих, то очевидно, он объявляет себя противником святых соборов и еретиком. Потому что если он — "вселенский", то он имеет первенство перед кафедрой даже и нашей Церкви. А это является для всех верных христиан смешным, так как во всей вселенной Самим Искупителем мира даны главенство и власть (principatus ас potestas) блаженному апостолу Петру и через этого апостола, заместителями которого, хотя и недостойными, являемся мы, святая кафолическая и апостольская Римская Церковь постоянно, до сегодня и во веки содержит главенство и авторитет власти... Эта заповедь Господа апостолу Петру об управлении церковью никакой другой кафедрой вселенской церкви не должна быть осуществляема в большей степени, чем первенствующей Римской, которая каждый собор и утверждает своим авторитетом, и охраняет непрерывным руководством. Поэтому, если бы кто стал, чему мы даже не верим, называть Константинопольского патриарха вселенским, или соглашаться на это, пусть знает, что он чужд православной вере и противник нашей святой кафолической и апостольской Церкви».
Организаторы собора оказались в сложном положении. С одной стороны, в деле восстановления иконопочитания был необходим и авторитет Рима, с другой стороны, требования римского папы были просто невыполнимы. В результате решено было прибегнуть к полумерам. Из послания папы епископам зачитывали лишь безобидные отрывки.
Первая попытка открыть в 786 г. собор в Константинополе провалилась, так как армия, помнившая и любившая императора Константина, взбунтовалась. Поэтому собор собирается в 787 г. в Никее.
На Соборе присутствовало 350 епископов и множество монахов. Всего было 8 заседаний, 1-е - в Никее 24 сентября, последнее - в Константинополе, в присутствии императора 23 октября. Председательствовал на Соборе патриарх Тарасий. Императрица не присутствовала, ее представляли 2 чиновника. Было 2 папских легата.
Посередине заседания было положено Евангелие. Лишь на 5 заседании, по требованию римских легатов была принесена икона, и участники Собора поклонились ей.
На Соборе решался вопрос о принятии в общение епископов-еретиков, не бывших учителями ереси. Таковые после надлежащего разъяснения патриарха Тарасия были приняты в церковное общение после принесения ими покаяния и прочтения вероисповедания.
После этого перешли к вопросу об иконопочитании. Была проделана очень большая работа, каждая цитата тщательно сверялась с источником. 5 октября был зачитан орос копронимовского собора и опровержение на него.
Наконец, 13 октября епископом Таврианским (Ю.Италия) Феодором был прочитан орос Собора: «И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, уясняют друг друга. Поэтому мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению свв. отцов и преданию кафолической Церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах, и на путях, честные и светлые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним, и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμητικήν προσκόησιν), не тем, истинным по нашей вере служением (λατρείαν), которое приличествует одному только Божественному естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению Честного и Животворящего Креста и св. Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Вот таково учение свв. отец наших, т. е. предание кафолической Церкви, от конец до конец земли, приявшей Евангелие. Осмеливающиеся же иначе думать или учить, или согласно с нечестивыми еретиками отвергать церковные предания и измышлять какое-то нововведение, или отвергать что-нибудь из священного Церкви, Евангелие, или изображение креста, или иконное живописание, или св. останки мученика, или замышлять что-либо с хитростью и коварством для ниспровержения какого-либо из принятых в кафолической Церкви преданий, или давать пространное употребление священным сосудам или святым монастырям, постановляем, если это будут епископы или клирики, извергать из сана, если же монахи или миряне — отлучать от общения».
Таким образом, в оросе указаны: 1) основание для почитания икон — предание Церкви; 2) бесспорный образец иконопочитания, который не оспаривали и иконоборцы, — почитание Креста; 3) места, где полагается изображать иконы; 4) материалы для изготовления икон (интересно, что о резных иконах в оросе ничего не говорится); 5) объекты изображения; 6) нравственный смысл почитания икон; 7) его догматические нормы; 8) и, наконец, церковные прещения на непослушных..
Подписав протокол, все восклицали: "Такова наша вера, таково учение апостолов"! Так иконоборчество было побеждено догматически, церковно. Однако, имея также характер и политической идеологии, оно полностью побеждено не было. Связанное со «славными» с чисто государственной точки зрения годами правления императоров-иконоборцев Льва Исавра и Константина Копронима, оно воскреснет после крупных политических неудач партии иконопочитателей.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 534;