Монофелитство после смерти императора Ираклия

 

После смерти Ираклия на престол восходит его внук Констант II, который продолжал покровительствовать монофелитам.

Свт. Софрония в это время уже не было в живых. Новая ересь встречает острое противодействие со стороны нового борца - прп. Максима Исповедника.

Преп. Максим родился в 580 г. в аристократической константинополь­ской семье и получил прекрасное образование. Он начал свою светскую карьеру при дворе Ираклия в 610 г., в возрасте 30 лет, и, судя по началу, ему предстояло блестящее будущее. Однако Максим предпочел другой путь и, сделавшись монахом, поселился в монастыре в малоазиатском городе Хризополе. Он так навсегда и остался простым монахом и никогда не притязал ни на какие церковные чины. Он много путешествовал и в 632 г. побывал в Африке, где принял участие в монофелитском споре.

Противником преп. Максима был экс-патриарх Константинополя Пирр. Пирр еще будучи константинопольским архимандритом помогал патриарху Сергию формулировать его ересь. После его смерти Пирр занял патриаршую кафедру. Однако в дело вмешались политические обстоятельст­ва: патриарх занял не ту сторону в политической борьбе, развернувшейся в Константинополе после смерти Ираклия, был арестован, низвергнут (па­триархом стал другой монофелит — Павел) и сослан в Карфаген, где встре­тился с преп. Максимом (будущим Исповедником). В 645 г. между Пирром и Максимом состоялся богословский диспут, по­сле которого Пирр публично признал себя побежденным и принял пра­вославие (как окажется впоследствии - притворно).

Из Северной Африки преп. Максим перебирается в Рим. Он производит хорошее впечатление на папу Феодора, бывшего греком, и тот делает его своим референтом в вопросах богословия. В 646 г. папа Феодор разрывает евхаристическое общение с монофелитским патриархом Павлом.

В 648 г. император Констант II попытался закрыть тему монофелитства. Он издал декрет, известный под именем «Типос», в котором вообще запрещал «лю­бые споры и разговоры об одной воле или одной энергии, равно как и о двух волях или двух энергиях». Однако такая постановка вопроса не могла удовлетворить борцов с новой ересью.

В 649 г. римским папой становится св. Мартин. Его избрали без санкции императора, что опять-таки было протестом против проводимой Константинополем религиозной политики.

Вместе с папой св. Мартином преп. Максим собирает в 649 г. поместный собор, получивший название Латеранского по названию папского дворца, где он заседал. Император посылает офицера, чтобы он арестовал зачинщиков, однако тот предпочел взбунтоваться и провозгласить себя императором. Это только усложнило положение православных. В 653 г. папа Мартин был обвинен в политических и религиозных пре­ступлениях. Ему ставили в вину, что он был незаконно избран (т. е. без имперской санкции), и в том, что он посылал деньги арабам (Мартин ока­зывал поддержку направлявшимся в Иерусалим паломникам). Экзарх Ра­венны прибыл в Латеранский дворец, объявил папу низложенным и, арес­товав его, привез под конвоем в Константинополь. Св. Мартин тогда был уже стар и очень болен и к тому же измучен жестоким обращением во вре­мя путешествия. Он лично предстал перед церковным судом, обнаружив необычайное мужество и стойкость в вере. Его лишили сана, пытали и при­говорили к смертной казни, замененной под конец изгнанием. Совершен­но замученный старец был отвезен в крымский Херсонес, где в скором времени (16 сентября 655 г.) скончался. Папа Мартин I причислен к лику святых и почитается Церковью как исповедник и мученик.

Когда папа Мартин был арестован, вместе с ним арестовали и Максима и двух его учеников. Поскольку он был простым монахом, его пытали отдельно, но обвинения против него были выдвинуты те же, что и против папы, — богословские и политические. До нас дошла стенографи­ческая запись его дела, «Acta Maximi». Максим стоял на своем твердо, и история суда над ним показывает, какую огромную духовную роль играла в то время его личность. Когда ему было поставлено на вид, что он, обык­новенный монах, восстает против мнения всех патриархов, он отвечал, что если даже ангел с небес проповедовал бы ересь, он, Максим, все равно отстаивал бы истину. Отвечая на предложение согласиться с «Типосом» хотя бы ради единства Константинополя и Рима, он заявил: «Я думаю не о единении или разъединении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры». Он бросил вызов цезарепапистскому поведе­нию Ираклия и Константа II, сказав, что «не дело царей, но дело священ­ников исследовать и определять спасительные догматы кафолической Церкви... Во время анафоры императоры поминаются с мирянами...». Когда эмиссары объявили, что легаты папы Евгения находятся в городе и завтра вступят в общение с патриархом Петром, преп. Максим повторил: «Св. Дух осуждает даже ангелов, поступающих против того, что пропове­довалось...»

Преп. Максима сослали во Фракию на берег Черного моря (655 г.), от­куда он продолжал писать против монофелитства и волновать умы. В 662 г. его привезли обратно в Константинополь, произнесли ему, папе Мартину и патриарху Софронию анафему, снова пытали, отсекли язык и правую ру­ку. Затем преп. Максим был вторично изгнан, на этот раз на Кавказ, где он вскоре скончался (13 августа 662 г.) в возрасте 82 лет.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 506;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.