Начало иконоборчества
После смерти Юстиниана II на византийском престоле сменяются 3 императора. В этот период положение империи в очередной раз становится критическим. С севера и запада ее теснили болгары, с востока подошли арабы. От империи оставался лишь сам город и его окрестности. Наконец, в год, когда начинается осада Константинополя, в 717 г. на императорский престол восходит талантливый генерал Лев III Исавр. Он наносит арабам сокрушительное поражение. Их войска отступают, потеряв до 150 тыс. человек. Лев Исавр реорганизует империю, создает новую экономику и новую армию. В самом конце своего правления в 740 г. Лев наносит арабам сокрушительное поражение. Империя в очередной раз была спасена.
Однако с личностью императора Льва Исавра связано возникновение ереси иконоборчества. Причины, которые побудили императора принять эту ересь, точно не ясны. Ученые могут строить только предположения по этому поводу. Возможно, будучи генерал-губернатором в Малой Азии, Лев заразился от малоазийских епископов этой ересью. Также среди причин, которые могли побудить императора воспринять эту ересь, как правило, называют стремление секуляризировать государство (в Византии на тот момент было около 100 тыс. монахов), возможно также влияние иудейского и мусульманского элементов. Не исключено здесь и влияние монофизитов.
На самом деле могли встречаться такие грубые формы иконопочитания, которые граничили с язычеством. Появляется обычай брать иконы в восприемники детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить ее из рук святых, многие служили на иконах по домам вместо престолов и т.д.
Даже некоторые святые отцы с сомнением относились к иконопочитанию. Так, Евсевий Кесарийский в своем письме сестре Константина Великого Констанции говорит, что истинный образ Иисуса Христа надо носить в сердце. Св. Епифаний Кипрский был противником иконопочитания. Около 300 г. на Эльвирском соборе (Гренада) было принято полуиконоборческое постановление. Тем не менее, большинство свв. отцов были иконопочитателями.
В 730 г. Лев Исавр собирает в Константинополе совет высших церковных и светских сановников - селентион (от лат. "селенциум" - молчание). На этом совете император излагает свои идеи. Его отказывается поддержать патриарх Константинополя св. Герман, за что был смещен с кафедры и отправлен в ссылку, а на его место назначили угодного императору Анастасия.
После этого император переходит к решительным действиям. Он отдает приказ снять икону Иисуса Христа "Споручник", находившуюся над аркой ворот над дворцовой площадью. Это вызвало возмущение народа, в результате чего был убит офицер, которому было приказано это сделать.
Политика императора встречает сопротивление Рима. Папа еще в 727 г. собирает собор, на котором подтверждает правильность иконопочитания. В результате император посылает карательную экспедицию в Рим, однако посланный флот полностью погибает в дороге. Нашлись сторонники иконопочитания и за пределами империи. Таким борцом стал видный чиновник при дворе халифа Дамаска Иоанн Дамаскин.
Лев III умирает в 741 г. и ему наследует его сын Константин Копроним. Первые 16 месяцев он был отстранен от власти одним из сподвижников его отца Артавасом, женатым на его сестре. Артавас был сторонником иконопочитания. Константин Копроним оказался талантливым полководцем и, опираясь на верные ему малоазийские части, отвоевывает наследие своего отца.
Константин Копроним оказывается крайним иконоборцем и в 754 г. он собирает в Иерие собор, на котором излагает программу иконоборчества. На соборе присутствовало 388 епископов, но православные называют его Безглавым, так как там не было ни одного патриарха. Константин Копроним оказался самым видным богословом среди иконоборцев. В основе его аргументации - принципиальная неизобразимость сущности Бога. Изображение же одного лишь человеческого естества означало бы несторианство, так как в И.Х. нельзя отличать Божество от человека. Константин Копроним оказывается самым последовательным иконоборцем, запрещая почитать Богоматерь и мощи святых.
Вторая половина царствования Константина Копронима представляет собой кульминацию иконоборчества. Гонения обрушиваются на главных защитников иконопочитания - на монашество. Монахи толпами бегут в Южную Италию. В ответ Константин подчиняет епархии южной Италии Константинопольскому патриархату.
После смерти Константина Копронима ему наследует сын Лев IV. Его правление является переходным от 1-го периода иконоборчества к иконопочитанию. Он предпринимает ряд мер против иконопочитателей, но они кажутся ничтожными по сравнению с деяниями Константина Копронима. После его смерти ему наследует его жена императрица Ирина.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 467;