Император Юстиниан и V Вселенский Собор.
Император Юстиниан происходил из простой крестьянской семьи. Судьба вознесла его на вершину власти благодаря его дяде - Юстину, который в 518 г. становится императором после смерти предшествовавшего императора Анастасия, не оставившего наследников. Юстин, выходец из крестьянской семьи, дослужившийся до высокого поста начальника императорской гвардии и в итоге ставший императором, несомненно, обладал способностями политика, но для управления обширной империей ему не хватало кругозора. Поэтому в его правление все большее значение приобретает его племянник, Юстиниан, который в отличие от своего малограмотного дяди (Юстин даже расписывался благодаря трафарету) получил прекрасное образование и стал одним из самых образованных людей своего времени. Даже для VI в. богатого крупными фигурами в богословии Юстиниана можно назвать выдающимся богословом.
После смерти своего дяди в 527 г. Юстиниан, фактически уже управлявший страной, становится императором. В итоге, Юстиниан определяет политику империи в течение почти полувека, а значение его правления простирается гораздо дальше этого периода. Поэтому VI в. справедливо можно называть эпохой Юстиниана.
Его правление протекало в сложных условиях. В 532 г. в самом начале своего правления против Юстиниана вспыхивает восстание под названием "Ника". Представители двух обычно противоборствующих партий-димов, объединявших людей в соответствии с их спортивными и общественными интересами, объединились для того, чтобы выразить свое неудовольствие политикой Юстиниана. Восстание приобретает необыкновенный размах. Во время восстания сгорает Храм Св. Софии, императорский дворцовый комплекс и еще много красивых домов в центре столицы. Восставшие объявили новым императором племянника Анастасия – Ипатия. Политическая власть была парализована. В этих обстоятельствах император уже собирался покинуть столицу. Однако от этого шага его удержала жена – Феодора, которая на совещании заявила: «Тому, кто пришел на свет, нельзя не умереть; но тому, кто однажды царствовал, скитаться изгнанником невыносимо. Не дай мне Бог лишиться багряницы и дожить до того дня, в который встречающиеся со мной не будут приветствовать меня царицей. Нравится мне старинное слово, что царская власть – лучший саван». В итоге восстание было подавлено гениальным полководцем Юстиниана Велизарием, а сам Юстиниан еще больше укрепил свою власть.
Эти слова прекрасно характеризуют не менее чем сам император знаменитую его супругу – Феодору. Сведения о ней весьма противоречивы. Феодора была родом из Александрии, где у нее была не слишком пристойная профессия танцовщицы. Юстиниан знакомится с Феодорой в Константинополе, когда уже был фактическим наследником Юстина. Специально для того, чтобы жениться на Феодоре Юстиниан, меняет законодательство. В Феодоре он находит верную помощницу.
Феодора оказывала покровительство монофизитам, что дает некоторые основания подозревать ее в приверженности этой ереси. Вообще Юстиниан, исходя из своей универсалистской теории, жестко преследовал еретиков. Администрация в регионах с монофизитским населением применяло против них такие меры, как ограничение в имущественных правах и конфискацию. В результате это фактически привело к разорению Сирии, из которой было изгнано до 80000 еретиков.
Напротив, Феодора стремилась помочь монофизитам. В частности, один из императорских дворцов был превращен в монофизитский монастырь. В столице нашло приют и покровительство до 500 монофизитских монахов. Удивительно, но даже сам Юстиниан по некоторым источникам посещал монофизитский монастырь, основанный Феодорой. Однако, современник и официальный историограф правления Юстиниана Прокопий Кесарийский в своей "Тайной истории" объясняет это известной политикой кнута и пряника. Такой тандем супругов позволял эффективнее решать монофизитскую проблему.
У нового императора были поистине гигантские замыслы. Он задумал объединить под властью Византии всю территорию бывшей Римской империи. В законе, изданном в 533 г., Юстиниан писал: «Об одном мы умоляем святую и славную Деву Марию, чтобы по ходатайству Ее удостоил Господь меня, своего последнего раба, воссоединить с римской империей то, что от нее отторгнуто, и довести до конца высочайший долг наш». С этой целью Юстиниан ведет 20-летнюю войну в Италии.
Вначале Юстиниану удается отвоевать Северную Африку, которая находилась под властью вандалов. Политические обстоятельства для этого были как нельзя более благоприятными. Страну раздирали политические и религиозные противоречия. Православное население ненавидело вандалов, бывших арианами, и осуществлявших религиозные преследования. В 531 г. в столице Северной Африки, Карфагене, произошел переворот, осуществленный одним из вождей вандалов, Гелимером. Законный король, Хильдерик, православный по своему вероисповедованию, в жилах которого текла кровь византийских императоров, оказался в темнице. Это обстоятельство дало Юстиниану формальный повод вступить в войну с вандалами. Успех в Северной Африке был для него настолько важен, что он даже принимает решение заключить мир с Персией и использовать наиболее боеспособные части с Востока для военной операции в Северной Африке.
В военной кампании в Африке в полной мере раскрылся военный гений полководца Юстиниана Велизария. Имея всего лишь около 15 тыс. солдат он смог в 533 г. без труда нанести поражение вандалам и захватить Карфаген. Фактически как народ вандалы перестают существовать. Оставшиеся в живых будут проданы в рабство или смешаются с местным населением. Велизарий возвращается в Константинополь с огромной добычей и множеством пленных. Одновременно победа Юстиниана в северной Африке означала полное уничтожение арианства в регионе.
В 534 г. Юстиниану представилась возможность начать войну в Италии, которой, как мы помним, правили остготы. Эта страна также переживала период нестабильности. Готам так и не удается создать жизнеспособное государство, в котором гармонично могли бы сочетаться интересы самих готов и интересы местного романского населения. Тот факт, что готы, так же как и вандалы были арианами, существенно осложнял отношения с римской православной церковью. Правда, остготы не ставили себе целью уничтожение православия в Италии, однако систематически преследовали православных, подозревая их в заговорах. Так правителем остготов Теодорихом были брошены в тюрьму наиболее влиятельные представители православной церкви Боэций, Симмах и папа Иоанн. Боэций и Симмах были затем казнены в 524 г., а папа Иоанн умер в заключении спустя два года. Все они были признаны римской церковью христианскими мучениками.
С 526 г. Италией правила умная и по-римски образованная королева Амаласунфа, бывшая регентшей при малолетнем короле Аталарихе. В 534 г. Аталарих умирает, что формально прекращало регентство Амаласунфы. Однако, это мудрой правительнице, которая наладила хорошие отношения с Константинополем, удалось удержаться у власти, сделав соправителем своего племянника Феодата, который и так имел законные права на престол. Однако, в 535 г. Феодат осуществляет государственный переворот. Амаласунфа оказывается под стражей, а затем и умирает при странных обстоятельствах. Это дает возможность Юстиниану вмешаться в итальянские дела и начать вооруженные действия. Ослабленное государство готов первоначально не было готово оказать сопротивление византийцам. Византийскую армию возглавил прославившийся в Северной Африке Велизарий, который в 536 г. в результате блестяще проведенной военной кампании очистил от готов Южную Италию и овладел Римом.
Прошло всего лишь полвека с момента падения Западной Римской империи, и жители Рима еще ощущали свое национальное, культурное и религиозное родство с византийцами. Римляне встречали приход византийцев, как освободителей. В сдаче Рима важную роль сыграл римский папа Сильверий, который способствовал распространению в городе провизантийских настроений.
Однако слабость готов оказалась явно преувеличенной. Готы, которые были гораздо более многочисленным, чем вандалы народом, со временем смогли реорганизовать свои вооруженные силы и оказать стойкое сопротивление. Из среды готов выдвинулось несколько выдающихся военных вождей, таких как Витигес и Тотила. В тоже самое время византийская армия испытывала явный недостаток средств для ведения борьбы. В результате итальянская кампания затянулась на целых 20 лет и стоила империя немалых военных и материальных ресурсов. Италия в результате войны была полностью разорена. При этом очень пострадал Рим, который пять раз переходил из рук в руки. Учитывая устойчивое стремление различных германских народов проникнуть в Италию, что требовало содержания в стране значительных военных сил, успех захвата Италии, которую удержать полностью надолго не удастся, был довольно сомнительным. Тем не менее, с арианством в Италии было теперь покончено, а Рим вновь стал имперским городом.
Однако не Рим стал главным административным центром в Италии. Учитывая постоянную военную угрозу в Италии, был образован экзархат, который возглавлял экзарх – чиновник, наделенный всей полнотой военной и административной власти. Центром экзархата стала Равенна. Епископ Равенны, как один из ближайших советников экзарха, приобрел огромное влияние на церковные дела в Италии. Само положение делало епископа Равенны верным слугой императора и проводником византийской политики в регионе. За свои заслуги перед Константинополем равеннские епископы пользовались немалыми привилегиями и смогли значительно увеличить доходы своей церкви. В частности, им принадлежали обширные земельные владения в различных частях Италии и Сицилии. У римских пап появляются серьезные конкуренты.
В итальянских войнах вестготы, народ, проживавший в Северной Африке и Испании, выступили на стороне родственных им итальянских остготов. После завершения боевых действий в Италии, у Юстиниана появилась возможность напасть на вестготов. Политическая ситуация снова сложилась в пользу Византии. В Испании против короля Агилы был поднят мятеж, восставшие обратились за помощью к Юстиниану. Поддержав восстание, византийцы смогли захватить ряд городов в Южной Испании и утвердить там византийское господство.
Как покажет время, внешнеполитические успехи в правление Юстиниана оказались эфемерными, чего нельзя сказать о его деятельности в области права. Юстиниан проводит кодификацию всего римского законодательства за 1400 лет, т.е. за всю историю римского государства. С этой целью была создана комиссия из 10 правоведов. Все законы тщательно сверялись с источниками и согласовывались между собой. В итоге уже через год был сформирован т.н. Кодекс Юстиниана, содержащий до 4700 законов. Особая группа юристов занималась составлением т.е. пандектов, т.е. комментариев к законодательству.
Наконец, Юстиниан и сам занимался законотворчеством. Его законы получили название новелл. Всего с 534 г. до 565 г. было издано 154 новеллы. Интересно, что в отличие от прежнего законодательства, изданного на латыни, новеллы были опубликованы на греческом языке, что свидетельствовало о новом этапе развития византийского государства. В законах Юстиниана нашли отражение существенные изменения в общественном сознании, происшедшие под влиянием христианства. В итоге в законодательстве существенно расширяются права женщины и детей в семье, облегчается положение рабов.
Естественно законодательная деятельность Юстиниана коснулась и законодательства церковного. Серьезным новаторским шагом в законотворчестве Юстиниана стал "Номоканон" ("номос" по гречески - закон, а "канон" - правило). Этот сборник объединял между собой как светское, так и церковное законодательство. Возникновение "Номоканона" тесным образом связано с учением, разработанным Юстинианом - о симфонии государства и Церкви.
Теорию симфонии Юстиниан излагает в предисловии к VI Новелле: "Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием: Священство и Царство. Одно служит вещам божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих. И то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь. Так что ни о чем так не пекутся цари, как о чести священников, а сии - о самих царях Бога молят" И далее: "Если священство будет во всем безупречно и причастно дерзновением к богу, а царство будет правильно и подобающим образом упорядочивать врученное ему общество, то будет благое некое согласие ("симфония" по греч.), дарующее человеческому роду всевозможную пользу. Посему мы величайшую заботу имеем и об истинных Божиих догматах, и о чести священников. Если они будут блюсти ее, то, мы уверены, чрез нее великие дары получим от Бога и тем, что есть, будем владеть
надежно, и приобретем то, что еще не достигнуть. Все будет благополучным и подобающим, если только начало дела будет должное и Богу любезное".
В этой теории отсутствует противопоставление Церкви и государства. Каждый из этих институтов имеет свое место в едином организме. Это единство неразрывно, подобно тому, как неразрывно единство 2-х природ - Божественной и человеческой во Христе. Неслучайно эта теория излагается в терминах халкидонской христологии. При этом мы видим, что место императора и империи Юстиниан понимает чрезвычайно широко. Царству принадлежит попечение о чести священников, более того, Царство заботится об истинных Божиих догматах. Церковь молится за весь мир, хотя, конечно, молитва понимается здесь широко, как вся литургическая и сакраментальная жизнь Церкви.
Этой теории было суждено глубочайшим образом повлиять на дальнейшее развитие церковной истории. В ней оформляется представление византийских царей о сакральном характере своей власти. Впоследствии, уже в России опираясь на теорию симфонии, возникает идея "Москва-Третий Рим".
Теория симфонии получает блестящее воплощение в политике Юстиниана. Благодаря удачным завоевательным войнам, в его руках оказываются все 5 патриархатов. Император считает себя распорядителем церковной жизни всей вселенной.
Самой острой проблемой в области церковной жизни в то время оставалась проблема монофизитства. От решения этой проблемы зависело, сможет или нет император осуществить свои грандиозные замыслы - объединить под своей властью все христианские народы.
Для разрешения монофизитской проблемы Юстинианом в 553 г. в г. Константинополе был созван Вселенский Собор (его еще называют 2-м Константинопольским). Заседания Собора проходили в помещении, соединявшем Храм Св. Софии с императорским дворцом. Император избрал политику неприсутствия на Соборе, однако он проводил на нем свою твердую линию, которую осуществлял через курьеров, зачитывавших его послания. Влияние императора на ход Собора было определяющим. Все прошло согласно программе, заранее, начертанной Юстинианом.
На Соборе Юстиниан стремиться бороться с двумя крайностями - несторианством и монофизитством. Такая постановка вопроса давала ему возможность не только правильно поставить и решать богословские вопросы, но и подавлять недовольство представителей этих противоположных ересей. Собор осуждает "трех глав": личность и учение Федора Мопсуетского, а также неправославные моменты в богословии Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Вместе с тем на Соборе осуждается и монофизитская формула "из 2-х природ", представленная умеренным представителем монофизитства Севиром Антиохийским.
Кроме того, на Соборе был анафематствован римский папа Вигилий, за его отказ явиться на Собор. Вигилий был за несколько лет до этого сделан папой согласно желанию самого Юстиниана, однако из-за своей непоследовательности (он балансировал между западными епископами, бывшими твердыми борцами с монофизитством), потерял его доверие.
Кроме того, в анафематизмах Собора содержится и осуждение Оригена. По всей видимости, Ориген был осужден на состоявшемся ранее поместном соборе 543 г., решение которого подтвердил и Вселенский Собор. Необходимость такого осуждения была продиктована распространением его учения среди монашества (благодаря авве Евагрию). Ориген учил о совечности мира Богу, об изначальном существовании всех душ. Спасение Ориген понимал в платоновском духе как развоплощение, что и нашло отражение в писаниях монахов-оригенистов.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1122;