Возникновение монофелитства.
Войны Юстиниана настолько ослабили империю, что после его смерти наступает серьезный внешнеполитический кризис. Помимо войн на Западе империи приходится отбиваться от славянского нашествия на Балканах и наступления персов на Востоке. Самым сильным врагом были славяне. Теснимые другими племенами, они начинают захватывать Балканский полуостров. Император Маврикий в течение своего 20-летнего царствования ведет постоянные войны. Он сам командует армией не только в походах, но и битвах. Однако в результате военного заговора он погибает. Его сменяет Фока, который развертывает настоящий террор против всех неправославных в империи: от монофизитов до иудеев и самарян. Кроме того, террор Фоки был направлен также против аристократических фамилий империи, которые и так пострадали в результате многочисленных войн.
Фока гибнет в результате переворота, организованного карфагенским военачальником Ираклием. В начале его правления империя переживает острейший кризис. Враги империи переходят в наступление по всем фронтам. Славяне захватывают всю Грецию вплоть до Пелопонесского полуострова, персы отторгли от империи Сирию, Палестину, Египет и Армению. В этой сложной ситуации Ираклию удается перестроить социальную структуру империи и укрепить ее обороноспособность. Страна была превращена в военный лагерь, административная система стала военной, а основу новой армии составили крестьяне, которые за несение служб наделялись земельными участками. Новая армия, в отличие от прежней наемной не только сохраняла свой профессионализм, но была более стойкой, так как солдаты знали, за что воюют. Плоды реформ Ираклия скоро дали себя знать. Войска Ираклия одерживают победу за победой. Он не только возвращает империи отторгнутые территории, но наголову разбивает Персию и обеспечивает себе контроль над этой страной. Настоящим триумфом Ираклия стал его въезд в Иерусалим, куда было возвращено увезенное персами Древо Креста Господня.
Сам Ираклий воздерживался от активного вмешательства в богословские споры, однако проблема монофизитства продолжала его волновать, так как мешала консолидации страны. В этот момент попытки примирить православных с монофизитами предпринимает константинопольский патриарх Сергий, который сначала формулирует свое учение, как учение о единой энергии, едином действовании в Иисусе Христе. Патриарх Сергий завязывает оживленные переговоры, и ему удается перетянуть на свою сторону Александрийского патриарха Кира. Дело начинает продвигаться, однако патриарх вскоре встречает сильное сопротивление со стороны св. Софрония Иерусалимского. В это время Сергий связывается с римским папой Гонорием, который вместо учения об энергиях во Христе, предлагает Сергию сосредоточиться на учении о единой воле. Так возникает ересь монофелитства ("монос" – один, "фелима" - воля).
Новое учение сразу же встречает сопротивление со стороны св. Софрония Иерусалимского, составившего т.н. Синодику - "окружное послание". Это послание было настоящим богословским документом. Доказывая наличие двух воль во Христе, Софроний утверждал, что в Нем каждая природа действует естественно по своему существу, и только из этих действий мы познаем различие природ: наличие одной энергии или воли лишает это различие всякого смысла, превращая его в чистую абстракцию. Обожение, — говорит св. Софроний, — возможно лишь потому, что Логос добровольно воспринял человеческую природу после грехопадения (кроме греха), так что младенчество Христа, Его рост от младенчества до взрослого состояния, человеческое развитие, голод, жажда, усталость, а также страдание, смерть и физическая тленность были полностью подобны нашим до Его воскресения, когда Его плоть преобразилась.
Сам Софроний Иерусалимский был занят отражением приближающихся арабов и поручил отвезти послание папе Гонорию в Рим епископу Дорийскому Стефану. Перед его отъездом св. Софроний взял с него на Голгофе клятву: «Помни, что ты дашь ответ распятому на этом месте, когда Он придет во славе судить живых и мертвых, если пренебрежешь опасностью, в которой находится Его святая вера. Сделай то, чего я не могу сделать сам из-за нашествия сарацин. Обойди, если надо всю вселенную, постарайся преодолеть все препятствия, чтобы достичь Рима. Открой там пред благочестивыми мужами по сущей правде все, что делается в наших странах. И не переставай умолять, пока они не восстанут на поражение врагов веры и не отвергнут полостью нововведенного учения». Папа Гонорий принял послание и возможно согласился с аргументами свт. Софрония. Отвечая ему он, тем не менее, просит его «не вдаваться в разделение и перечисление энергий ради мира церкви». Вскоре папа Гонорий скончаются. Его преемники уже не будут разделять его взглядов.
Между тем, патриарх Сергий, ободренный поддержкой папы Гонория, убеждает императора Ираклия подписать составленное им исповедание, которое получило название "Экфесис" ("изложение"). Экфесис был издан в 638 г. Вот его содержание: «Бог-Слово — это одна Ипостась, одно Лицо. Потому и не прирастает к Св. Троице через Иисуса Христа никакого нового, четвертого Лица. Не иной творит чудеса и не иной страдает. Хотя некоторые отцы и употребляли выражение "миа энергиа", но оно оскорбляет слух многих, ибо думают, что этим отрицаются две природы. С другой стороны, некоторых соблазняет и "дио энергие", ибо его нет ни у одного из св. отцов и оно ведет к мысли о двух противоположных волях, что есть нечестие Нестория. Не разделяя этого, мы исповедуем, что есть только одна воля Господа нашего Иисуса Христа, Истинного Бога, ибо ни на одно мгновение Его плоть, одушевленная душою разумною, не отделяется от Бога-Слова, Ипостасно соединенного с ней, и что она не действовала по собственному почину и в противность воле Слова, но только тогда и так, как хотел Бог-Слово».
Однако вскоре вопрос о монофелитстве утратит свою остроту, так как исчезнет причина, вызвавшая монофелитство к жизни – желание объединить православных с монофизитами. Вскоре все территории, на которых проживали монофизиты, оказались завоеванными арабами-мусульманами.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 839;