Христианство на Западе. Бенедикт Нурсийский. Папа Григорий Великий.
Несмотря на то, что монашество, как мы знаем, возникает на Западе почти одновременно с восточным, подлинный расцвет западного монашества происходит значительно позже, в VI в. При этом особая роль здесь принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.
Св. Бенедикт родился около 480 года в небольшом итальянском городке Нурсии. Его семья принадлежала к древней римской аристократии, поэтому ему было хорошо известно о противостоянии остготов ариан и ортодоксальных христиан и о гонениях, которым подвергались последние. Лет в двадцать он решил стать отшельником и поселился в пещере. Там он вел крайне аскетическую жизнь, борясь с искушениями плоти. Его известность росла, и, как это происходило раньше с другими знаменитыми монахами в Египте, вокруг него образовалась группа учеников. Когда поставленные им цели потребовали иного пристанища, Бенедикт вместе со своей небольшой общиной отправился в Монте-Кассино - удаленное место, где сохранилось древнее капище и где местные жители продолжали поклоняться языческим богам. Бенедикт и его последователи разрушили капище, уничтожили языческий жертвенник и заложили на этом месте фундамент монастыря. Вскоре поблизости обосновалась его сестра Схоластика, основавшая такую же общину для женщин. В конце концов известность Бенедикта так возросла, что его посетил король остготов. Но для человека, которого он считал тираном, у монаха не нашлось ничего иного, кроме резких слов и страшных пророчеств.
Величайшей заслугой Бенедикта стал "Устав", составленный им для своей общины. Этот краткий документ на века вперед сформировал иерархию ценностей монашества. Устав предписывал не крайний аскетизм, а разумный распорядок монашеской жизни со строгой дисциплиной, но без ненужных тягот. Например, тогда как многие монахи в пустыне жили на хлебе, соли и воде, устав Бенедикта предусматривал для монахов двухразовое питание из двух блюд, к которым иногда добавлялись свежие фрукты и овощи. Кроме того, каждый монах ежедневно получал немного вина. На кроватях монахов были одеяла и подушки. Но такие условия предоставлялись только во времена благополучия и достатка, в трудные же времена монахи должны были довольствоваться тем, что есть.
От монахов требовались такие две важные вещи, как постоянство и послушание. Постоянство означало, что монахи не вольны были по своему усмотрению переходить из одного монастыря в другой. Каждый монах должен был оставаться в своем монастыре до конца жизни, если ему не приказывали перейти в другое место. Послушание означало неукоснительное соблюдение требований устава, а также "незамедлительное" повиновение аббату. При невозможности выполнить приказ монаху предписывалось объяснить аббату причину неповиновения. Аббат, со своей стороны, не мог быть тираном, ибо он тоже подчинялся Богу и уставу. Слово "аббат" означает "отец", и именно так он должен был себя вести.
Согрешившего монаха надлежало сначала вразумить лично. Если после двух таких вразумлений он не каялся, ему делали предупреждение перед всей общиной. Следующим шагом было отлучение, то есть отстранение от участия не только в причащении, но и в совместных трапезах, а также прекращение любых контактов с другими монахами. Если и после этого согрешивший не каялся, его следовало высечь. Если и это не помогало, такого монаха изгоняли из общины. Если затем он все же каялся, его следовало принять обратно. Так могло повторяться до трех раз, а после третьего изгнания двери монастыря закрывались для грешника навсегда. Короче говоря, устав был написан не для святых, подобных монахам-пустынникам, а для простых грешных людей. В этом, возможно, и заключался секрет его успеха.
Устав требовал также физического труда, который предписывался всем. Исключая случаи болезни или особых дарований, все должны были по очереди выполнять все работы. Например, устанавливались недельные дежурства поваров, и чтобы показать, что к этой работе нельзя относиться неуважительно, повара должны были сменяться на одном из богослужений. При распределении обязанностей учитывались возможности больных, престарелых и совсем молодых. С другой стороны, не допускалось особого отношения к пришедшим из богатых семей. Если по каким-то причинам требовалось установить порядок старшинства, учитывалась продолжительность пребывания в общине. Таким образом, тогда как в раннем монашестве бедность была формой личного самоотречения, Бенедикт стремился использовать ее для создания в общине нового порядка. Бедность монаха сплачивает его с общиной, в которой все одинаково бедны и на которую все должны полагаться во всех своих нуждах.
Основой монашеской жизни в понимании Бенедикта была молитва. Ежедневно выделялось время для личной молитвы, но большую часть молитвенного времени монахи проводили в часовне. Там они собирались по восемь раз в сутки - семь раз в течение дня и один раз ночью, ибо псалмопевец сказал: "Седмикратно в день прославляю Тебя" (Пс. 118:164) и "В полночь вставал славословить Тебя" (Пс. 118:62).
Первое молитвенное собрание проводилось на рассвете, и за ним следовали семь других. Эти уставные часы, соблюдавшиеся большинством монастырей в средние века, назывались полунощница, утреня, час первый, час третий, час шестой, час девятый, вечерня и повечерие. Большая часть времени на этих собраниях посвящалась пению псалмов и чтению других мест Библии. Псалмы распределялись таким образом, чтобы за неделю их можно было повторить все. Другие места читались в зависимости от времени дня, дня недели и времени церковного года. В результате большинство монахов запоминали наизусть всю Псалтирь и многие другие места Писания. Такой же системой пользовались и многие прихожане, у которых было свободное время, поэтому они тоже приобретали хорошие знания различных частей Библии, помещенных в "Бревиарии" - книге, содержащей материалы для чтения в разные часы. Восемь молитвенных часов стали называть "уставными часами" и "суточным кругом богослужений".
Сам Бенедикт мало говорил о необходимости учебы, но вскоре это стало одним из основных занятий бенедиктинских монахов. Для проведения суточного круга богослужений требовались книги. Монахи прилежно переписывали Библию и другие книги, сохраняя их тем самым для будущих поколений. Монастыри стали также учебными центрами, в частности для детей, которых помещали под их попечение для прохождения монашеской подготовки. Кроме того, многие монастыри выполняли роль больниц, аптек или постоялых домов, где находили приют уставшие путники.
Наконец, монастыри имели большое экономическое значение, так как многие из них создавались на пустынных землях, которые осваивались благодаря труду монахов. Европа таким образом получила дополнительно огромное количество сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в обществе, в котором богатые считали физический труд унизительным, монастыри выступали свидетелем того, что высочайшие достижения разума и духа могут сочетаться с тяжелым физическим трудом.
Хотя в Западной Европе у монашеского движения было много последователей и до Бенедикта, в конечном счете широкое распространение получил именно его устав. В 589 году монастырь, основанный Бенедиктом в Монте-Кассино, был разграблен и сожжен лангобардами. Большинство монахов бежало в Рим, взяв с собой "Устав". Именно там с ними познакомился Григорий, впоследствии ставший папой.
Григорий Великий происходил из старинной богатой семьи римского сенатора. Благодаря знатности и богатству он быстро продвигался по служебной лестнице. Будучи совсем молодым человеком, он занял должность префекта Рима. Однако неожиданно в возрасте 33 лет Григорий уходит в монастырь св. Андрея, который сам организует для себя в своем римском дворце и становится простым монахом под руководством игумена Валерия. В своих семейных владениях в Сицилии Григорий основывает еще 6 монастырей. Однако, учитывая крайний недостаток в образованных кадрах, долго оставаться простым монахом св. Григорий не мог. Папа Пелагий II рукополагает его в диаконы, и, в течение многих лет он исполняет должность апокрисиария, т.е. полномочного представителя при византийском дворе. Это была одна из самых важных должностей в Римской церкви. Следует отметить, что будущий папа всегда хорошо относился к императорской власти с центром в Константинополе, видимо, как и все современники просто не представляя христианской цивилизации без Империи, и, возглавив Западную Церковь сохранил свою лояльность, подписывая, например, свои письма к императору Маврикию «Ваш недостойный слуга».
В 590 г. после смерти папы Пелагия II Григорий Великий становится папой. В тот момент это было хоть и почетное, но очень нелегкое служение. Риму, страшно пострадавшему в эпоху юстиниановых войн угрожали лангобарды. В городе началась эпидемия. И именно в этих условиях в полной мере проявились дарования Григория Великого.
Несомненно, он является одним из наиболее выдающихся римских пап за всю историю существования римской церкви. Св. Григорий Великий обладал удивительно разносторонними способностями. Он был прекрасным администратором, дипломатом, поддерживавшим прекрасные отношения с Константинополем и варварскими королями на Западе, он вел безукоризненную духовную жизнь, был честен, свои огромные финансовые средства использовал на нужды благотворительности, обладал харизмой и был необыкновенно популярен в глазах населения и, кроме того, при этом находил время для литературных трудов. Начинать свое архипастырское служение Григорию Великому пришлось с того, что он обеспечил доставку продовольствия из Сицилии. Оганизуя оборону города, лично руководил починкой городских стен и обучением военного гарнизона.
В тот момент в Западной церкви было совсем немного писателей. На этом фоне литературная деятельность великого папы выглядит весьма внушительно. Григорий Великий является автором около 800 писем, «Толкования на Книгу праведного Иова», «Пастырского правила», «Проповедей на Евангелия», и, наконец «Диалогов о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души». За свои «Диалоги» Григорий Великий вошел в церковную традицию под именем «Двоеслова».
В своих богословских взглядах Григорий Великий объявляет себя последователем блаж. Августина.
С именем св. Григория Великого связан «титулярный конфликт» с константинопольским патриархом Иоанном Постником. С 595 г. константинопольские патриархи официально именовались вселенскими, что не встречало одобрения со стороны других патриархов. Григорий Великий резко выступает против этого титула. Впрочем, он явно понимал его, не так, как византийцы. Для них титул «вселенский» означал всевизантийский, для Григория Великого этот титул, по латыни переведенный как «universum», означал «универсальный», т.е. общецерковный. В свою очередь папа Александрии Евлогий предлагает Григорию Великому именоваться "вселенским папой", однако Григорий Великий резко отвергает это предложение, смиренно именуя себя "слугой слуг Божиих". В своем письме Евлогию Григорий Великий выражает вполне православную экклезиологию: «Я не считаю, что что-либо может принести мне честь, если из-за этого мои братья утратят честь, причитающуюся им. Моя честь — это честь Вселенской (универсальной) Церкви, моя честь — это объединенная сила моих братьев. Тогда и лишь тогда мне оказывают истинную честь, когда никому другому не отказывают в чести, причитающейся ему по праву. Но если твое святейшество называет меня Вселенским (универсальным) папой, то ты сам отказываешь себе в том, чем, по твоим словам, я являюсь для всего мира. Не дай Бог! Прочь все титулы, питающие тщеславие и нарушающие любовь!»
Дефицит гражданской власти на территориях, удаленных от византийской империи, возвышает участие Церкви в гражданском управлении и способствует складыванию прекрасного административного механизма. Ближайшими помощниками папы стали кардиналы (от лат. "cardo" - угол двери, основа). Кардиналы первоначально были священниками 25 важнейших римских церквей, а также крупнейших соборов в городах Италии - Милане, Равенне.
Внешняя политика Юстиниана, приведшая при его жизни к великим результатам, в итоге оказалась авантюрной. Империя не смогла удержать захваченные территории. Сразу же после смерти великого императора Империя переходит к обороне и начинает терять с таким трудом отвоеванные у варваров владения. В 568 г. в Италию вторгаются лангобарды. В результате им удалось захватить всю северную Италию и ряд областей в центральной Италии.
Византийцы ведут с захватчиками боевые действия, постепенно отступая с захваченных при Юстиниане территорий. Однако Григорий Великий Григорий сыграл важную роль в соглашении со вторгшимися на территорию Италии лангобардами. В это время многие землевладельцы отдают свои владения под покровительство Церкви. Так создаются предпосылки для формирования Патримониума Петра. Прекрасный администратор, Григорий прекрасно организует управление этими землями, благодаря чему у римского папы появляются значительные финансовые средства, которые папа, в частности использует на нужды благотворительности и милосердия. Возросший авторитет папы приводит к тому, что население Рима избирает его первосвященником (Pontifex maximum). Григорий Великий использует институт монашества как инструмент миссионерства и средство ограничения влияния местных епископов.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 777;