Научные достижения XVII в. Западное христианство и наука.
Богатое на события XVII столетие одновременно является важнейшим этапом в формировании современной науки. Как пишет известный историк философии Бертран Рассел, “Почти все, чем отличаются нынешние времена от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла своих наиболее поразительных успехов в XVII в.”
Чем объяснить столь быстрое развитие науки сравнительно со средними веками и вообще со всеми предшествующими эпохами? Безусловно, это связано не с тем, что люди сами по себе стали умнее, а существенными изменениями в миросозерцании человека Нового времени. В дохристианскую эпоху существенным препятствием для развитии науки было языческо-магическое восприятие мира, которое мешало формированию представления о том, что в физическом мире существуют строгие законы. Христианство покончило с язычеством. Вместе с тем христианство приносит в мир библейское представление о том, что человек – не слепая игрушка в руках богов, а по воле Божией - хозяин физического мира. Однако к взлету науки это не привело. Свою роль здесь играли и внешние обстоятельства. В эпоху великого переселения народов, когда были почти сведены на нет многие достижения прежней цивилизации, было совсем не до науки. Однако и сознание человека не было так уж сильно устремлено к познанию научной картины мира. До Нового времени в центре миросозерцания средневекового человека был Бог. Даже наука воспринималась как дополнительный способ богопознания, позволяющий познавать в природе образ Божий. По мнению одного из исследователей средневековой культуры А.Я.Гуревича: “Отношение к природе определялось преимущественно религиозностью - коренной чертой средневекового миросозерцания. Бог и человеческая душа представляли собой для этой эпохи абсолютную ценность, природа же обладала лишь относительной ценностью”. Средневековый человек слишком остро ощущал, что его власть над природой совершенно справедливо утрачена в результате грехопадения и только восстановление утраченной гармонии в отношениях с Богом вернет ему в полной мере эту власть.
Эпоха Возрождения меняет здесь все коренным образом. В центр мироздания ставится уже не Бог, а сам человек с его потребностями и запросами. “Ренессанс, - пишет известный русский философ Алексей Федорович Лосев (в иночестве Андроник), - выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человеческой личности, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой”. В этой системе науке отводится роль усиления слабых и ограниченных возможностей человека, и, через это, она получает новый стимул для своего развития, “мысль о грядущем золотом веке возбудила горячий энтузиазм к наукам”. В который уже раз человечество пыталось пройти проторенной со времен потомков Каина дорогой – путем научных изобретений вернуть себе прежнее положение в мире.
В формировании современной научной картины мира главная роль принадлежит четырем великим личностям: Копернику, Кеплеру, Галилею и Ньютону. Николай Коперник жил в XVI в., однако при жизни имел мало внимания к своим трудам. Во многом это связано с тем уединенным образом жизни, который он вел. Получивший прекрасное образование в Краковском университете, а также в университетах Германии и Италии, Коперник со временем стал вести уединенный образ жизни, принимает священный сан и служит священником в городе Фрауенбурге. Заслуживает внимания, что свои научные изыскания он сочетал с делами милосердия и благотворительности. Он бесплатно лечил больных, а для водопровода сконструировал специальную гидравлическую машину. Свой ученый труд Николай Коперник посвящает римскому папе Павлу III. Копернику принадлежит открытие, что Солнце является центром мироздания, и что Земля имеет двойное движение: суточное вращение и годовое круговое вращение вокруг Солнца. Таким образом, он является создателем гелиоцентрической системы. Работу Коперника продолжили Кеплер Галилео Галилей. Заслугой Кеплера открыло открытие трех законов движения планет. Галилей первым установил закон падения тел, первым открыл значение ускорения в динамике. С Галилеем был связан печально известный и впоследствии широко растиражированный врагами Церкви конфликт с инквизицией. Галилео Галилея осудили за научное открытие, сделанное еще Коперником, вместе с которым Галилей разделял убеждение, что Земля вращается вокруг Солнца. В 1633 г. он вынужден был стоя на коленях и положа руку на Евангелие клясться, что отрекается от ереси Коперника. При этом итальянского ученого и астронома никак нельзя было назвать вольнодумцем. Личный друг папы Урбана VIII до самой смерти оставался верным католиком. В осуждении Галилея сыграла роль неверная установка католической церкви, связанная с той консервативной, охранительной позицией, которую она занимала в западной обществе. Научное мировоззрение, соответствующее взглядам Аристотеля наряду с церковными догматами воспринималось как то единое и целостное миросозерцание, на страже которого обязана стоять церковь. Это привело к той роковой ошибке, за которую католичеству пришлось дорого заплатить. В дальнейшем католики утратили лидерство в науке. Как сказал один из исследователей, «Новый мир возникает в основном вне католической Церкви. Вместе с Галилеем отпугнули естествоиспытателей».
Однако XVII в. был замечателен не только в области астрономии и динамики, но и во многих других областях, связанных с наукой. В это время Гильберт публикует свою работу о магните, Гарвей открывает кровообращение, а Роберт Бойль становится “отцом химии”. Своего идеолога наука получает в лице Фрэнсиса Бэкона, который является автором труда “Instauratio Magna”, “Великого восстановления наук”. Френсис Бэкон исповедует следующий принцип: “Человек, властелин и истолкователь природы, может воздействовать на нее и понимать ее в той мере, в какой он на деле или теоретически, ознакомился с порядком, существующим в природе: знать больше и влиять успешнее он не в состоянии”. В системе Бэкона нет места для Божественного Откровения. Основным методом познания у Бэкона является опыт: “Природа есть книга, которую человек изучает с помощью реальных фактов; изучить и анализировать надо не книги ученых, но факты и явления, в числе которых находятся и факты нашей мысли, нашего существования, изучение которых соединено с изучением их свойства и законов с открытием их причин и следствий”.
На XVII в. приходятся основные открытия английского ученого Исаака Ньютона. Вклад этого разностороннего ученого, надолго опередившего свое время в науку, трудно переоценить. Он разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисления. Открыл дисперсию света, хроматическую аберрацию, исследовал интерференцию и дифракцию, развивал корпускулярную теорию света, высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. В то же самое время Ньютон был очень религиозным человеком. Последние годы своей долгой жизни он посвятил толкованию Апокалипсиса и пророчеств Даниила.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 611;