Католическая церковь и Великая французская революция
Характерная для абсолютизма политика игнорирования интересов Ватикана нашла наиболее яркое выражение в политике австрийского императора Иосифа II, получившая поэтому название йозифизма. Император Иосиф в своем государстве предпринимает реформу католической церкви, целью которых являлось полное подчинение церковных структур государству. За все время его правления было издано около 6000 декретов, посвященных церковным вопросам. Большая часть монастырей на территории государства была распущена (1300 из 2000). Частично эти средства пошли на устроение сети семинарий, подчиненных государству. Иосиф II претендует на то, чтобы самому избирать епископов и распоряжаться церковным имуществом.
В 1775 г. римским папой становится Пий VI, который попытался договориться с австрийским императором. С этой целью в 1782 г. он предпринимает поездку в Вену, с целью убедить императора отказаться от его реформ. Эта поездка не принесла никаких результатов. Иосиф II не отказался не от одного пункта своей программы. Однако это поражение папства в Австрийской империи было ничто, по сравнению с той катастрофой, которая разразилась во Франции.
Сами того не желая, деятели Просвещения идейно подготовили страшное явление, получившее название в истории – Великая французская революция. Многое в истории этой революции нам покажется очень знакомым, похожим на нашу русскую революцию, тем более, что наши профессиональные революционеры хорошо изучали французскую революцию. Французская революция привела к крупнейшему перевороту в государственной, общественной, интеллектуальной и религиозной жизни. Мир изменился совершенно. Наша задача посмотреть, что произошло в сфере религиозной.
В 1789 г. французский король собирает Генеральные штаты. Так же как и в Англии, неожиданно для короля депутаты стали заниматься государственными реформами. 17 июня 1789 г. депутаты объявляют себя Национальным, а 9 июля – Конституционным собранием. Королевская власть из абсолютной превращается в ограниченную. Характерно, что эти действия депутатов были активно поддержаны низшим духовенством, входившим в состав Генеральных штатов. 14 июля 1789 г. революционный народ захватил крепость Бастилию. Бастилия уже давно превратилась к тому времени в государственную тюрьму. Она была символом абсолютистского режима. Впрочем, к моменту штурма она была практически пуста. Вскоре после штурма крепость сравняли с землей. Это говорило о том, что революция набирает обороты, а правительство уже не контролирует ситуацию в стране.
Далее. В конце августа Конституционное собрание принимает составленную на основе идей Просвещения «Декларацию прав человека и гражданина». С этого момента католичество фактически теряет статус государственной религии. Характерно, что и в этом вопросе ряд церковных деятелей активно поддержали «Декларацию» (в частности архиепископ Бордо). Это говорило о том, что идеи Просвещения глубоко проникли в саму католическую церковь и овладели умами большого количества духовенства.
2 ноября 1789 г. последовал указ о национализации всех церковных владений. При этом государство взяло на себя заботу по содержанию духовных лиц как «офицеров морали», монастырей и приютов. Опять таки характерно, что сам указ был издан по предложению епископа Талейрана. В феврале следующего 1790 г. последовал роспуск всех монастырей. Вся монастырская собственность была конфискована и распродана. Впоследствии так же будут поступать и с церковной собственностью вообще. При этом найдется большое количество желающих за бесценок приобретать церковное имущество, среди которого могли встречаться уникальные вещи.
Далее в июле была принята т.н. гражданская конституция о духовенстве. Все епархии были переданы в ведомство департаментов. При этом их число сократилось почти вдвое (83 вместо 133). Епископы и священники получают статус государственных служащих и должны избираться на должность. Епископы объявлялись независимыми от папы. Сделать это было тем легче, что идеи галликанизма глубоко проникли в сознание французских церковных деятелей.
В ноябре принимается закон об обязательной присяге духовных лиц на верность гражданской конституции. Конституция требовала полное отделение церкви во Франции от Рима и ее подчинение «просвещенному» государству. Здесь духовенство уже начинает оказывать сопротивление. Революционные события на многих подействовали отрезвляюще. Даже из 44 депутатов от духовенства в национальном собрании принесли присягу лишь двое, среди 133 епископов таких было четверо. Низшее духовенство в целом присягнуло на верность конституции, но отказалось тоже достаточно много – около трети. Духовенство обращается к папе с просьбой признать гражданскую конституцию. Папа Пий VI сначала колеблется, но в апреле следующего 1791 г. осуждает гражданскую конституцию. После этого многие священники отказываются от данной ими присяги. После этого церковь начинают воспринимать как контрреволюционную силу. В ноябре вновь избранное Законодательное собрание издает декрет о церковной оппозиции, согласно которому духовенство, отказавшееся присягнуть на верность конституции, лишалось гражданских прав и могло даже быть выслано из страны. После этого около 40 тыс. священников вынуждено было покинуть Францию. Многим при этом было отказано в предусмотренной законом отсрочке. Повсюду можно было видеть конвоируемые в порты колонны священников.
Вместо прежних государство назначало новых, «конституционных». Надо отметить, что не все население Франции поголовно готово было принять новое духовенство. Возникает ситуация «двух Церквей», когда одновременно с официальным конституционным священником подпольно функционировал прежний, отказавшийся дать присягу. Иногда попытки конституционных священников утвердиться в приходах приводили к кровавым столкновениям. С другой стороны, известны случаи, когда гугеноты в результате ожесточенных столкновений захватывали католические храмы.
Еще раньше, летом того же года Авиньон, остававшийся папским владением, решением народного голосования был изъят из юрисдикции римского папы.
В сентябре 1792 г. революционное правительство отменяет григорианский календарь. Неделя уступает место декаде. При кажущейся второстепенности этого деяния хочу подчеркнуть его значительность. Это было посягательство на весь уклад христианской жизни, на всю предшествующую христианскую традицию. Тем самым разрушался весь церковный год начиная с Пасхи. Вместо христианских праздников революционеры попытаются выдумывать свои.
В 1792 г. начинается война против антиреволюционной коалиции Австрии и Пруссии. Боевые действия, успех в которых сначала был на стороне войск коалиции, способствовали росту революционных настроений в стране. В августе революционные массы захватывают королевский дворец Тюильри. Монархия была отменена, королевская семья арестована. В стране начинается революционный террор. Постепенно террор набирает обороты. Осенью того же года последовали кровавые события, получившие начало «Сентябрьских убийств». В Париже было убито более 1000 заключенных, среди них – 300 священников и 3 епископа, отказавшихся от присяги. В январе 1793 г. казнят французского короля Людовика XVI, а в октябре того же года королеву – Марию Антуанетту. Пий VI отслужил по французскому монарху траурную литургию и объявил его мучеником католической веры. Осенью Конституционная церковь во Франции прекращает свое существование. Все священники – депутаты Национального собрания отрекаются от сана. Среди них – архиепископ Парижа Гобель.
В противовес традиционному католическому культу на основе идей просвещения в соответствии с понятием о естественной религии революционеры пытались создать свой культ. Сначала – культ атеизма. Так в ноябре в Соборе Парижской Богоматери состоялось празднество в честь «богини Разума». Затем были закрыты все храмы, а все их имущество, в том числе и богослужебные сосуды, сдано в государственную казну. С этого момента богослужение можно было совершать лишь подпольно.
Дальнейшее религиозное творчество принадлежит лидеру партии якобинцев Максимилиану Робеспьеру. В мае 1794 г. он выступит с докладом «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках», в котором отстаивал деистский по своему характеру культ «верховного существа». Впрочем, деизм означал и отход государства от атеизма.
В стране в это время был разгар террора, т.н. якобинская диктатура. Для того, чтобы избежать гильотины около 1750 священников вступили в брак, тем самым продемонстрировав свое отречение от Церкви. 23 из 83 «конституционных» епископов публично отреклись от Церкви при этом 9 из них вступили в брак. 24 епископа отказались от своей должности. В это время во Франции лишь в 150 приходах открыто служили мессу. Арест и казнь Робеспьера и прекращение якобинской диктатуры ничего принципиально не поменяли в отношении Церкви. В феврале 1795 г. она окончательно была отделена от государства.
Преследование христиан во Франции продолжается до конца XVIII века. Очередное обострение антирелигиозных настроений наблюдается в связи с успешными наполеоновскими войнами в Италии. В 1798 г. Папское государство временно прекращает свое существование. Рим был объявлен республикой. Папа Пий VI, выступавший на стороне антиреволюционной коалиции был отправлен в ссылку в крепость Валанс, где и умер в 1799 г. В это время 1400 христиан было депортировано из Франции.
В 1799 г. Наполеон уехал искать славы в Египет. В его отсутствие коалиция русских, австрийских и неаполитанских войск выбивает французов из Италии. В ноябре 1799 г. в Венеции состоялись выборы нового папы, которым стал Пий VII. Несмотря на определяющую роль австрийцев при выборе нового папы, Пий VII не примкнул к антиреволюционной коалиции, а стремился найти компромисс с Наполеоном.
В 1799 г. к власти во Франции приходит Наполеон. Талейран убеждает Наполеона в необходимости союза с Церковью (на штыках нельзя «сидеть»). С другой стороны новый папа по совету своего секретаря Консальви склоняется к соглашению с Наполеоном. Такое соглашение (конкордат) было заключено в 1801 г. Согласно данному договору восстанавливалась католическая церковь во Франции, однако папа должен был признать секуляризацию церковных имуществ, назначение правительством епископов и, так называемую, декларацию 1682 г. А 2-го декабря 1804 г., когда Наполеон стал императором, сам папа Пий VI помазал на царство Наполеона в Соборе парижской Богоматери. Пий VII хотел возложить корону на голову Наполеона, но последний быстрым движением руки вырвал ее из рук папы и сам надел ее на себя.
Однако впоследствии отношения Наполеона с католической церковью расстраиваются. Вначале католический клир, благодарный Наполеону за заключение конкордата, стоял безусловно на его стороне. В катехизис, преподававшийся в школах, было даже введено прямое прославление Наполеона, как посланного Богом восстановителя святой религии отцов. Затем следует конфликт с Пием VII, на которого Наполеон смотрел как на своего вассала ("ваше святейшество пользуется верховной властью в Риме, но император Рима — я"). Их взаимные пререкания окончились тем, что Наполеон занял Рим своими солдатами в 1806 г., а через год, объявив прекращение светской власти папы, присоединил Церковную область к Франции, перевел почти всех кардиналов в Париж и сделал из Рима второй город империи. Пий VII отвечал на это отлучением Наполеона от церкви 10 июня 1809 г., за что был отправлен на жительство, под строгим присмотром, в Савоне. После этого папа упорно отказывал Наполеону в утверждении новых епископов и не соглашался на его развод с Жозефиной. Несколько кардиналов, в виде протеста, не явились на бракосочетание Наполеона с Марией-Луизой, за что были наказаны лишением права носить красную одежду ("черные кардиналы"). Видя упорство папы, Наполеон задумал возвратиться к позабытым традициям галликанизма и предписал положить галликанские принципы в основу богословского преподавания. Летом 1811 г. Наполеон даже созвал в Париже национальный собор, в котором участвовало около 70 епископов из Франции и 30 из северной Италии. Когда некоторые члены собора выразили желание, чтобы папе была возвращена свобода, то были арестованы и посажены в Венсенский замок. Большинство собора вынуждено было согласиться на декрет, которым разрешалось при назначении епископов обходиться без папского утверждения; но в некоторых епархиях таких епископов не хотели признавать.
Свои церковные взгляды на острие штыков своей армии Наполеон экспортирует и в другие государства Европы. В результате т.н. имперской депутации в Регенсбурге согласно воле Наполеона все церковные владения в Германии полностью передавались в распоряжение светской государственной власти.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2182;