Западная Церковь в эпоху Просвещения.
На прошедших занятиях мы рассмотрели процессы, происходившие в религиозной жизни в европейских странах в XVI-XVII вв. Мы видели, что для католической церкви это было не самое лучшее время. Но как показало история, в следующем XVIII столетии западной Церкви пришлось столкнуться с новыми испытаниями. На этот раз они были связаны с новой эпохой, в которую вошло человечество, получившей название эпоха Просвещения с ее абсолютной верой в человеческий разум.
Отчасти возникновение этой идеологии было вызвано ослаблением позиций католической церкви в результате критики со стороны протестантов, отчасти – успехами науки, раскрывавшей тайны мироздания, провоцировавшей упование на научно-технический прогресс и построение на этой основе гармоничного общества всеобщего благоденствия.
При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.
Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения у разных деятелей этой эпохи существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях относительно религии. Ламетри, Гольбах, Гельвеций и Дидро были атеистами, Вольтер, Д'Аламбер, Кондильяк, Руссо были деистами.
Деизмом (от лат. deus — бог) называют религиозно-философскую доктрину, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. «промысел Божий», чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. С деизмом тесно связано понятие о естественной религии. Естественной религией в идеологии Просвещения XVII-XVIII вв. называлась сумма наиболее общих и отвлеченных религиозных представлений («религия разума», «религия чувства»), выводимых из человеческой «природы» и не нуждающихся в авторитете откровения и догмы.
Объединяющим моментом для большинства просветителей была их ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масоны с их религиозными ритуалами.
Масонство (франкмасонство) (франц. franc mason, англ. free mason — букв. «вольный каменщик»), религиозно-нравственное движение, возникшее в начале XVIII столетия в Великобритании, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе. Первая ложа (Великая ложа) основана в Лондоне 24 июня 1717. Из Великобритании распространилось в другие страны. С одной стороны, масоны резко критиковали официальную церковь, с другой – стремились заполнить вакуум в душе человека своим мистицизмом.
Во Франции торжество идей Просвещения было в значительной степени связано с деятельностью французских энциклопедистов – прежде всего, Дидро и Д'Аламбера.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» стало одним из самых знаменитых универсальных справочных изданий. Его редакторами и основными авторами были Дидро и Д'Аламбер. В ней сотрудничали, помимо Дидро (ок. 6000 статей) и Д'Аламбера (ок. 1600 статей), такие выдающиеся деятели Просвещения, как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным разделам писали подлинные мастера и знатоки своего дела.
Первое издание «Энциклопедии» увидело свет в 1772 г. «Энциклопедия» распространялась быстро и широко. Более 4000 экземпляров первого издания мгновенно разошлись, хотя по цене оно было доступно лишь очень богатым людям. До 1789 последовало еще пять изданий. Их формат уменьшался, количество иллюстраций сокращалось, качество бумаги ухудшалось, соответственно, падала и цена, поэтому эти издания «Энциклопедии» оказались по карману большему числу читателей. Следовательно, приобрела огромное влияние на умы людей. Пропагандировались в «Энциклопедии» идеи Просвещения. В программных статьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставлена задача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин».
К проблемам религии и церкви единого подхода в издании не существовало. Одни авторы придерживались католицизма, другие — протестантизма, третьи — деизма или скептицизма. Проповедуемая «Энциклопедией» веротерпимость не исключала критики библейских истин и религиозных предрассудков, насмешек над обрядностью и духовенством, призывов к отделению церкви от государства и даже высказываний в духе атеизма и материализма.
Точно также, критикуя отдельные порядки в государстве, авторы не призывали к государственному перевороту. Тем не менее, закрепленный в «Энциклопедии» принцип утверждения разума в качестве единственного авторитета подтачивал в умах людей авторитет церкви и авторитет государства. Энциклопедия», которая, по замыслу Дидро и Д'Аламбера, должна была противостоять невежеству и фанатизму, по существу содействовала подготовке умов к великому и страшному всплеску гражданской розни.
Постепенно призывы деятелей просвещения стали находить отклик среди правителей. При этом следует отметить, что среди этих призывов встречались весьма радикальные так известный французский философ Франсуа Мари Аруэ, известный нам больше под именем Вольтер, призывал уничтожить церковь – «Раздавите гадину!», а другой философ Дидро призывал «удавить последнего короля кишками последнего попа».
Наиболее острым нападкам подверглись активные деятели контрреформации – иезуиты, влияние которых в первой половине XVIII в. было весьма могущественным. Гонения на иезуитов начались в Португалии при министре Помбале. Гонения имели достаточно жесткий характер и выражались в форме высылки из страны и даже заключения в тюрьмы. В 1759 г. деятельность иезуитов была запрещена в т.н. испанском Парагвае, перешедшем в 1750 г. во владение Португалии. Здесь деятельность иезуитов была весьма успешной. Фактически им было создано уникальное миссионерское государство. Закончилось все резней индейцев и изгнанием иезуитов. В 1759 г. из Португалии был выслан папский нунций. В 1764 г. начинаются гонения на иезуитов во Франции. Орден был распущен. В Испании орден распускают в 1767 г. В конце концов, ведущим монархам Европы удается уговорить папу Климента XIV полностью распустить орден иезуитов, что и было сделано в 1773 г. Единственными монархами, защитившими иезуитов, были король Пруссии Фридрих Великий и российская императрица Екатерина Великая.
Неблагоприятно для папства складывалась и внешнеполитическая ситуация. XVIII в. начинается войной за испанское наследство после смерти последнего представителя испанских Габсбургов Карла II, умершего бездетным. На испанское наследство претендуют представители двух влиятельнейших династий – французских Бурбонов и австрийских Габсбургов. В этой войне Папское государство принимает сторону Франции, что имело весьма неприятные последствия для Рима. Австрийская армия разбивает армию папы, большая часть территории Папского государства была захвачена австрийскими войсками, а армия папы была разоружена. Условиями Утрехтского мира, согласно которому испанский трон все-таки достался Бурбонам, интересы Рима никак не были учтены. Папское государство лишилось части своих территорий, а Австрия начинает играть определяющую роль в итальянской политике.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1187;