Глава 2. Учение о душе в эпоху средневековья

 

Связующим звеном античной философии и философии средневековья было неоплатоническое учение, развитое на стыке IV и V веков Августином Блаженным. В его учении понятие души приобрело религиозное содержание. Наряду с этим Августин развивает и представления Аристотеля о душе ("Душа – некоторая субстанция, причастная разуму, которая приспособлена к управлению телом").

В XIII в. возникло новое теологическое направление – учение Фомы Аквинского. Наряду с ортодоксальностью в религиозных вопросах томизм допускал права науки, здравого смысла – возникли первые ростки будущего рационализма. Томизм также ориентировался на учение Аристотеля. Однако в учении Аристотеля томизм утрировал его теологические и дуалистические стороны.

В это время в европейской науке уже зарождалось мощное движение рационализма. Выдающийся мыслитель средневековой Англии Роджер Бэкон (1214–1294) призывал восстановить истинный смысл учения Аристотеля, заложил основы современных научных методов.

В эпоху средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая. В культурных центрах арабского Халифата сосредоточилась научная литература всего цивилизованного мира. От Индии до Пиренеев распространялись труды Платона, Аристотеля, Галена и средневековых арабских ученых. Европейская схоластика была блокирована наукой Востока. На востоке арабской державы естественно-научная мысль развивалась Ибн-Синой (Авиценной, 980–1037), на западе, в Марокко, – Ибн-Рошдом (Аверроэсом, 1126 – 1198), получившими широкую популярность в Европе. Этими мыслителями утверждалось важнейшее основоположение – состояние души обусловлено деятельностью тела. Ибн-Сина продолжил психофизиологические изыскания, начатые Галеном. Душа становилась объектом исследования медиков. В "Каноне врачебной науки" Ибн-Сина неизменно утверждал зависимость психики от работы мозга, исследовал психосоматические явления.

В XIV в. в Европе усиливаются материалистические традиции в науке, заложенные Р. Бэконом. Профессор Оксфордского университета У. Оккам ввел принципиально важное понятиезнака. Человечество продвигалось к пониманию обусловленности психической деятельности внешними явлениями, получившими знаковое обозначение в ходе социально-исторического взаимодействия людей. Формирование понятий, трактовавшихся на протяжении веков по учению Платона в качестве вечных идей, ставилось в зависимость от опыта человечества.

 








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 945;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.