Католическая церковь в XVII в. Христианство во Франции.

Энергичный труд выдающихся католических деятелей XVI в. во многом обусловил тот подъем, который католичество переживает в XVII в. В первую очередь этот расцвет католичества связан с Францией, которая в этот период находится в зените своего могущества. Однако уже в это время католическая церковь во Франции сталкиваются с проблемами, которые губительно отразятся в последующем XVIII в.

Расцвет церкви во Франции совпадает с расцветом французской монархии, которая с правлением «короля-солнца» Людовика XIV достигает зенита могущества. Характерно, что огромную роль в укреплении абсолютной монархии во Франции сыграли два великих министра, которые по совместительству были кардиналами – Ришелье и Мазарини.

Кардинал Ришелье – герцог Арман Жан дю Плесси начал свою церковную карьеру в 22 года епископом люсонским. Со временем ему удается познакомиться с королевой Марией Медичи – матерью короля Людовика XIII, в руках которой сосредоточилось в тот момент управление государством. Ришелье становится членом государственного совета. Однако падение королевы-матери одновременно стало и падением самого Ришелье. Это привело к вынужденному двухлетнему затвору в Авиньоне, в течение которых Ришелье был вынужден заниматься богословием и литературой. Столь энергичная и одаренная личность не могла долго оставаться в тени. В 1619 г. Ришелье возвращается в Париж и с этого момента начинается его карьерный взлет. В 1622 г. он становится кардиналом, а спустя два года король назначает его министром иностранных дел. Управляя иностранными делами, Ришелье ведет себя совсем не так, как должен был бы вести себя католический кардинал. В этой сфере он показывает себя трезвым прагматиком, для которого единственной целью является возвышение Франции. Для этого он поддерживает в 30-летней войне протестантов и финансирует шведского короля Густава-Адольфа и Данию. Во внутренней политике Ришелье стремится обуздать своеволие французской аристократии, и ему удается. Против него совершалось большое количество заговоров, которые, однако, все были подавлены, противники Ришелье отправлялись на эшафот. Когда королева-мать, начавшая ревновать Людовика XIII к Ришелье, напрямую предложила ему вделать выбор между ней и Ришелье, король выбрал своего всесильного министра, под влиянием которого всецело находился. Выбор короля был вполне оправдан. Умирая, кардинал Ришелье оставлял королю государство с крепкой централизованной властью и рекомендовал своего преемника – кардинала Мазарини.

Другим помощником Ришелье был монах ордена капуцинов, барон Жозеф ле Клерк. Личность ле Клерка, колоритная сама по себе, указывает на противоречия этой эпохи. С одной стороны, ле Клерк был писателем-мистиком, человеком, организовавшем миссии капуцинов на Ближнем Востоке, в Африке и Канаде. Его благочестие проявлялось и в личной суровой аскезе. С другой стороны, ле Клерк, видимо, разделял все направления деятельности Ришелье, в том числе, и в отношении гугенотов. Ришелье в гугенотах, право на свободу вероисповедания которых опиралось на наличие их укрепленных крепостей, видел, прежде всего, угрозу для централизованной власти. Поэтому задолго до отмены Нантского эдикта Ришелье предпринимает осаду и разрушение гугенотской крепости Ла-Рошель. В результате город, превращенный в груду руин, был завален трупами.

Традиции, заложенные кардиналом Ришелье, были продолжены кардиналом Жюлем Мазарини. Мазарини стремится укрепить государственную власть, пошатнувшуюся вследствие малолетства короля Людовика XIII, в результате чего восстанавливает против себя аристократию, парламент и даже народ. Против него возникает движение под названием Фронды, а парламент даже назначает за его голову премию в размере 50000 ливров. Мазарини приходилось отступать, он вынужден был даже покинуть на время Францию, но в итоге он оказался победителем. Еще более впечатляют внешнеполитические успехи Франции в этот период. Здесь Мазарини оказался таким же прагматиком, как и его предшественник, кардинал Ришелье. Мазарини заключает союз с Англией, которой правил Оливер Кромвель, и с его помощью наносит ряд поражений Испании. В результате Франция получает серьезные территориальные приращения на юго-западе. На востоке Мазарини умело использует итоги 30-летней войны, в результате чего Франция также получает расширяет свои владения. В то же самое время, как и Ришелье, Мазарини управляя Францией нажил огромное состояние, оцененное в 100 миллионов ливров. Умирая, он посоветовал 20-летнему королю Людовику XIV править самому, без первого министра.

Так Людовик XIV и сделал, и годы правления «Короля-Солнца» стали вершиной французского абсолютизма. Это ему принадлежат слова: «Государство – это я». Это имело приложение и к делам церковным. Когда Людовик XIV вступал в управление страной, и его спросили, к кому теперь обращаться по церковным делам, он отвечает: «Ко мне». Вообще Людовик XIV ощущал всю ответственность своего положения во главе великой страны, был наделен от природы ясным умом, был трудолюбив. В то же самое время и его правления несет в себе противоречия, на которые указывает Й.Лортц: «Хозяйничанье фавориток при дворе всехристианского короля, идущего к мессе и причастию, было насмешкой над христианской заповедью и часто превращало церковное исповедание в лицемерие. Далеко за пределами этого круга христианская и нравственная жизнь вообще часто была отмечена бессилием и несостоятельностью. Обе стороны жизни стояли на пугающе низком уровне. Удовольствие было высшей целью. Законы обходились, где только возможно; притворялись католиками, но месть, ненависть, поджог и кровавые убийства были в порядке вещей. Ложное понятие о чести позволило дуэли стать правилом галантного поведения. В тот период широко практиковалась официальная продажа церковных должностей… Богатства Французской Церкви, которыми – путем продажи церковных должностей – имеет право распоряжаться корона, расточаются высшим дворянством (посвященным и непосвященным в духовный сан). А этому дворянству противостоит необразованный, социально униженный, презираемый клир». В такую противоречивую эпоху и разворачивалась деятельность католических святых – Франциска Сальского, Пьера Берульского, Винсента де Сен-Поля, Олье и др.

Франциск Сальский родился во французской аристократической семье. Получил образование в иезуитской школе. Интересно, что некоторое время на него оказывал влияние кальвинизм, при этом он думал, что обречен на вечные муки. Однако юношеский кризис был преодолен, и Франциск Сальский становится одним из самых известных церковных деятелей во Франции. Он прославился как писатель-мистик и миссионер-педагог. Перу Франциска Сальского принадлежит ряд ученых трудов, среди которых выделяется «Филотея» («Руководство к благочестивой жизни»), большое значение также имели письма Франциска. Важно отметить, что аскетические наставления Франциска были ориентированы прежде всего на мирян. «Раньше рассуждения о набожности почти всегда адресовались людям, удалившимся от мирской суеты; или же они учили благочестию, ведущему к полному отказу от мира. Мое же намерение состоит в том, чтобы наставлять тех, кто живет в городе, ведет домашнее хозяйство, вращается при дворе» - писал Франциск в своем предисловии к «Филотее». Если бы не существенная разница в католической аскезе и мистическом опыте Франциска, его можно было бы сравнить с нашим Феофаном Затворником. Франциск Сальский является основоположником т.н. культа Сердца Иисусова. Другим направлением деятельности Франциска Сальского стала миссионерская деятельность. В течение нескольких лет он трудится в качестве священника-миссионера в Шабле – горной местности в Савойе, где практически все население уже исповедовало кальвинизм или цвинглианство. А затем, когда он стал уже епископом, Франциск предпринимает значительные усилия для подготовки достойного духовенства.

На этом же поприще трудился и младший современник Франциска Сальского – Винсент де Сент Поль. В отличие от Франциска, он происходил из простой крестьянской семьи. Желание стать священником во многом было вызвано стремлением получить приход. Он трудится в качестве сельского священника. Со временем его проповедническая деятельность приносит ему такую славу, что его назначают на должность главного священника королевского флота, где он вел душепопечительскую работу среди каторжников, стремясь в то же самое время облегчить условия их жизни. Он становится духовником Людовика XIII, а после его смерти входит в регентский совет. Полученную власть он использует для создания благотворительных учреждений. Он организует военную интендантскую службу, а также полевые кухни для беженцев и населения. Совместно с Луизой Легра он основывает т.н. орден винцентинок – сестер милосердия.

Столь же существенную роль Винсент Сен-Поль сыграл в подготовке священнослужителей. С этой целью он в 1624 г. основал орден лазаристов – священников-миссионеров. Лазаристы приносили обет на брать никаких богатых приходов и работать безвозмездно. Их задачей было содержание народных миссий и душепопечительская деятельность среди пленных. Монастырь лазаристов становится и семинарией, в которой готовили священников-миссионеров. Эта семинария была образцовой для всех остальных, а со временем лазаристы сами стали основывать семинарии. В результате к 1780 г. во Франции насчитывалось 53 таких семинарии. Кроме того, Сен-Поль устраивал семинары для духовенства по вторникам.

Значительный вклад в воспитание духовенства внес ученик Винсента Сен-Поля – Жан Жак Олье. Он был сыном советника Французского парламента, сначала вел светскую жизнь, однако познакомившись с Сен-Полем, становится священником. Он основывает Ассоциацию духовных лиц, которая занималась проповедью священнического призвания. В сен-Сюльписе, где служил Олье, он основывает семинарию, воспитанники которой были очень востребованы. Они занимались миссионерской деятельностью и основывали новые семинарии. Итогом деятельности Сен-Поля, Франциска Сальского, Олье и других сторонников проводимой ими реформы стало заметное обновление французского клира.

Помимо представителей клира углублению церковности французского общества способствовал целый ряд представителей интеллектуальных кругов Франции. Это французские драматурги Корнель и Расин и, конечно же, выдающийся ученый и естествоиспытатель Блез Паскаль, который, однако, нашел себя не в недрах официальной церковности, а был связан с учением, получившее название янсенизма.

Корнелий Янсен был голландским богословом, точнее епископом ипрским. В 1640 г. (через два года после его смерти) выходи его книга под названием «Августин», где он излагает, как он думал, учение блаж. Августина о спасении. Корнелий Янсен говорил о поврежденности человеческой природы грехом. Соответственно спастись своими силами человек не может, а его спасает Божественная благодать. При этом Бог знает о степени совершенства каждого человека и ниспосылает тем, кто стремится исполнить Его волю т.н. действенную благодать, а тем, кто уклоняется от выполнения божественного закона т.н. достаточную благодать. При этом отрицалась свобода воли и желание Бога спасти всех.

Учение янсенистов привлекло многих сторонников. Многих оно подкупало своей строгостью. Янсенисты требовали долгого покаяния после отпущения грехов и проповедовали, что только совершенный христианин достоин участия в евхаристической жертве.

Один из цистерианских монастырей Пор-Рояль во главе с аббатисой Анжеликой Арно безоговорочно принял учения Янсена. Она перевела свою общину в Париж, а сам монастырь стал религиозным центром янсенистов. Там обосновались янсенисты, основавшие там свои школы. Также как и иезуиты, янсенисты были хорошими учителями, что помогало им в их миссионерской деятельности. Среди воспитанников янсенистов был и Расин. Знаменитый король Франции Людовик XIV опасался янсенистов. Он написал в своих мемуарах: «Церкви открыто угрожал раскол со стороны людей тем более опасных, что они могли быть полезными благодаря своим заслугам, если бы они сами были в своих заслугах менее убеждены». Блеза Паскаля привела в Пор-Рояль пережитая им личная драма. Он пишет в защиту янсенистов «Письма провинциала», которые имели известный успех в обществе и отсрочили расправу над янсенистами. Именно в Пор-Рояле Паскаль пишет свои «Мысли», произведение, которое содержит его размышления в области веры.

Учение янсенистов дважды осуждалось римскими папами Иннокентием X и Александром VII. Это несколько сократило их количество, но не уничтожило их. Тогда в дело вступило государство. Людовик XIV разгоняет общину янсенистов. В 1709 г. все насельницы монастыря Пор-Рояль были выселены, а сам монастырь сравняли с землей.

Определяющую роль в подавлении инакомыслия государство сыграло и в отношении французских протестантов. После религиозных войн во Франции, отчасти известных вам благодаря романам Дюма, был принят т.н. Нантский эдикт (1658 г.), которым устанавливалась политика веротерпимости. Согласно этому документу французские протестанты, которых, если вы помните, называли гугеноты, могли свободно отправлять свой культ. Они имели свои безопасные убежища и даже вооруженные силы. Это было государство в государстве, и в условиях укрепления французского государства конфликт был, наверное, неизбежен.

Первоначально Людовик XIV хорошо отнесся к гугенотам, тем более что они поддержали его в противостоянии с Фрондой. Однако затем под влиянием своих министров, а также фаворитки мадам де Ментенон он меняет свое отношение. Гугенотов начинают силой принуждать к возвращению в католичество. О многочисленных беззакониях, чинимых французскими драгунами на миссионерском поприще король даже не знал, будучи искренне убежденным в торжестве правой веры. В 1685 г. Нантский эдикт был отменен, и это было логичной развязкой событий.

Следующее религиозное течение, возникшее во Франции, получило название галликанства. Галликанство – это одновременно движение. Его сущность составляют два принципа: ограничение вмешательства папы в церковные дела королевства и превосходство Собора над Папой.

Галликанские споры возбуждаются в результате т.н. дела о регалии. Под «регалией» понималось особое право королей управлять епархиями и получать с них доход в период между смертью одного епископа и назначением королем нового. Иногда при этом короли даже раздавали духовные звания. Папам приходилось терпеть эту ситуацию, сложившуюся во Франции, как данность. Однако в 1673 г. когда король решил распространить «регалию» в Южной Франции, где ее до этого не было, два епископа стали протестовать, и их протест был поддержан римским папой Иннокентием XI. Возникло противостояние между папой и королем. В этом споре король решил опереться на духовенство. Епископы обещали поддержать его, если он откажется от права «регалии». Частично эти требования были удовлетворены. В 1682 г. Людовик XIV собирает ассамблею. На ней главным идеологом галликанства выступил блестящий французский проповедник епископ Боссюэ, который произнес свою знаменитую «Речь о единстве Церкви». Им были изложена т.н. «Декларация четырех параграфов», которыми утверждалась независимость французского короля от папы в мирских делах, утверждалось превосходство Собора над папой, говорилось о том, что папа должен проявлять уважение в отношении «правил, нравов и учреждений, признанных галликанской Церковью», а также говорилось о том, что определения папы относительно веры могут быть изменены при согласии всех Церквей. Часть духовенства отказалась поддержать «Декларацию», тем не менее, Людовик XIV распорядился о том, чтобы она была опубликована и стала преподаваться в семинариях. Противостояние с папой продолжался 11 лет, но затем Людовик XIV все-таки должен был уступить, так как не собирался идти на раскол. Король обещал папе не преподавать Декларацию в семинариях, со своей стороны папа разрешил ему распространить «регалию» на все епархии Франции.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 3711;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.