Христианство в Западной Европе в IX в.

 

С тех пор, как папа Лев короновал императором Карла Великого, происходит переплетение папских и светских институтов. Император, который становится владыкой Италии, считает папу одним из своих вассалов. Однако при преемниках Карла Великого положение в корне меняется.

В 814 г. на престол восходит очень религиозный, образованный, но бесхарактерный Людовик Благочестивый. Он не смог из-за своего характера управлять даже своими 4-мя сыновьями. Сначала он делит империю между своими 3-мя сыновьями от 1-й жены, затем рождается 4-й сын от 2-й жены - Карл Лысый, и Людовик делает новый передел, затем последовали еще переделы. Это порождает раздоры в семье, в результате чего вспыхивает гражданская война. В 833 г. на т.н. "поле лжи" сходятся войска Людовика Благочестивого и его сыновей, в которой отец проигрывает. Действия Лотаря нашли полное одобрение в лице папы Григория IV, который участвовал в походе вместе с Лотарем. Таким образом, папы впервые серьезно повлияли на политику императоров. Некоторые епископы, поддерживавшие Людовика Благочестивого, послали письмо папе, упрекая его. В ответ он пишет: "Как вы можете возражать мне, когда я выполняю миссию мира и единства, дарованных нам Христом?" Действительно, не без вины Людовика прежде единую империю раздирали распри. В 833 г. на съезде в Компьене Лотарь становится императором. В ответ на обвинения епископата Людовик публично кается в церкви св. Медарда в своих грехах. Он просит епископов наложить на него епитимью. Он снимает знаки отличия военного вождя и кладет их на алтарь, снимает светскую одежду и одевает одежду кающегося. Епископы в знак прощения возложили на него руки. Итак, в 833 г. Церковь впервые активно вмешивается в политические дела в империи, а римские папы почувствовали свою ответственность, не только за церковный, но и за гражданский мир в стране.

Однако уже через год Людовик возвращается на престол и правит до своей смерти в 840 г. После его смерти страна вновь погружается в смуту. Его сыновья борются между собой за власть и земли, в результате чего, в соответствии с договором, заключенным в Вердене империя Карла Великого окончательно разделяется на две части. Появляются Западно-Франкское и Восточно-Франкское государства. В такой ситуации, когда в Западной Европе уже не стало единого политического центра, авторитет пап снова возрастает. С этого момента уже папа, а не император становится носителем европейского универсализма.

Смутой воспользовались арабы, которые делают набеги на Италию, дойдя в 846 г. до самого Рима. Папы, опираясь на помощь христианских правителей, организуют оборону. Однако вскоре вспыхивает смута в самой церкви. Возникает борьба между папой Бенедиктом III и Анастасием, ставленником императора.

После Бенедикта папский престол занимает Николай I, известный своими претензиями на вселенское главенство. Он называет себя наместником Христа на земле. Начиная с него, нижняя часть головного убора пап стала представлять из себя обручевидную корону, украшенную драгоценными камнями, которая в начале XIV в. превратится в тиару. Он считает себя и королем и священником одновременно, лишь делегирующим светскую власть и вооруженные силы императору: «Если ему все передано Господом, значит нет ничего, что он ему бы не отдал». Папа может судить кого угодно, но сам не подсуден никому. На этом основании Николай I считает для себя возможным вмешиваться в дела императора и, как увидим в дальнейшем, в дела Восточной Церкви. Утверждению авторитета римского папы способствовали и т.н. «Лжеисидоровы декреталии». «Лжеисидоровы декреталии» представляют из себя сборник документов, в большинстве своем фальшивых, касающихся отношения государства и церкви. Этот сборник появляется в середине IX в. на территории Реймского архиепископства, возникнув, по всей видимости, в среде епископата. Цель сборника, с одной стороны – показать неподсудность епископата светской власти, с другой - подтвердить власть папы над епископами. С точки зрения этого сборника папа – «глава всей Церкви, и в то же время глава всего мира».

В то время далеко не все политические и церковные деятели были готовы согласиться с подобным взглядом римского папы на свою власть. Николаю I приходится отстаивать свои полномочия порой путем жесткой борьбы, которую он, в частности вел в отношении равеннского архиепископа Иоанна и реймского архиепископа Хинкмара.

При Николае I и возникает очередной конфликт Западной и Восточной Церквей по поводу каноничности патриарха Фотия. Обратимся к предыстории вопроса.

Во время Торжества Православия патриархом был св. Мефодий (843-847 гг.). Он проводил политику умиротворения, что не нравилось ярым сторонникам иконопочитания, группировавшимся возле Студийского монастыря. После смерти Мефодия этой группировке удается добиться избрания патриархом Игнатия, который был сыном императора Михаила Рагнаве. Игнатий был оскоплен при перевороте против его отца, был строгим аскетом и пользовался большим авторитетом среди монашества.

В это время во внешней политике византийским войскам сопутствует удача. Войска наносят удар по арабам, отгоняя их все дальше на Восток. В результате византийцы захватили территории, на которых проживали еретики павликиане. Они тут же взялись за оружие против византийцев, но были разбиты и переселены во Фракию. В 853 г. византийский флот совершает нападение даже на Дамиетту в Египте. Арабы были разбиты на своей собственной территории.

В 856 г. император Михаил III совместно со своим дядей Вардой совершает государственный переворот, устранив императрицу Феодору от государственных дел. Самого Михаила больше интересовали пирушки в кругу друзей, реальным же правителем при нем становится Варда, получивший титул кесаря. Он был просвещенным, культурным и талантливым правителем. Он организует первый университет во главе с ученым Львом Математиком. В этом кружке интеллектуалов вращались будущий патриарх Фотий и Константин Философ.

Перемены в правительстве привели к переменам в Церкви. Патриарха Игнатия вынудили отречься от патриаршества. Новым патриархом становится Фотий. В свое время Фотий сделал блестящую дипломатическую и ученую карьеру при дворе. Он был мирянином, и его провели через все степени посвящения от чтеца до патриарха за 6 дней.

Между тем монашеская партия вынуждает экс-патриарха Игнатия уйти в оппозицию, однако Фотия поддерживали более широкие круги. В 859 г. состоялся собор, осудивший игнатиан. Однако они решили апеллировать в Рим.

Папа Николай I решает поддержать игнатиан. Он отправляет послание Фотию и Михаилу, где указывает на неканоничность поставления Фотия, затем отправляет в Константинополь своих легатов. Легаты приезжают в Константинополь, но хорошо встреченные Фотием, признают его поставление правильным. Однако когда легаты возвращаются домой, Николай собирает Латеранский собор, на котором отлучает своих легатов от Церкви и анафематствует Фотия. Не обошел папа Николай I и «больную мозоль» в отношениях с Константинополем – отторгнутые Константином Копронимом епархии (Ю.Италия, Сицилия и Иллирик) и требует их возвращения. Он рассылает окружные послания по всем патриархатам, требуя прекратить церковные отношения с Фотием и признавать законным патриархом Игнатия. Это заставляет Фотия обратить внимание на опасность, которая исходит для Церкви от претензии римских пап на вселенскую власть.

В письмах Фотия впервые упоминается племя руссов, осадивших Константинополь в 860 г. Приступ был отбит, но дальновидный Фотий обращает внимание на опасность, которая может исходить от руссов и ставит вопрос об их крещении. Из окружного письма восточным патриархам, составленного в 866 г. мы узнаем, что миссия у руссов была успешна. В этот момент Варда решает возобновить отношения с хазарами и отправляет в Хазарию посольство во главе с Константином Философом (по мнению Карташева - к руссам). В этом путешествии братья обнаруживают мощи Климента Римского.

В 862 г. моравский князь Ростислав обращается в Константинополь с просьбой прислать миссионеров. Константинополь присылает Константина и Мефодия, которые приезжают уже с готовой славянской азбукой (глаголицей). Миссия братьев встречает противодействие со стороны франкских миссионеров. Поскольку Моравия считалась территорией, находящейся под юрисдикцией римского папы, братья решают обратиться за помощью к папе Адриану II. Он устраивает братьям торжественную встречу и демонстрирует широту своих взглядов. Славянское Евангелие было положено на престол базилики св. Марии, а славянское богослужение совершено во многих римских храмах. Таким образом, славянский богослужебный язык был ле­гитимизирован в Риме. Константин умирает в 869 г. Риме, приняв в схиме имя Кирилл, Мефодий возвращается на Балканы и становится епископом Сирмийским. Отношения его с франками по-прежнему не складываются, и он проводит 2,5 года в темнице. В частности его обвиняли в том, что он изъял Филиокве из Символа Веры. Франки на соборе 809 г. официально вводят Символ веры, чему сопротивлялся папа Лев III и высек Символ веры без Филиокве на мраморной плите у базилики св. Петра. После смерти Мефодия его ученики продолжали его труды, однако при новом папе Стефане, уступившем давлению франков, славянская миссия была ликвидирована.

Однако труды свв. Кирилла и Мефодия оказались не напрасны. Провал православной миссии среди западных славян Моравии и Паннонии отчасти компенсировался обращением Болгарии. Болгары, поселившиеся на территориях, принадлежавших Византийской империи, не могли не испытывать на себе внутреннее – со стороны местного населения и внешнее культурное влияние со стороны империи. В условиях, когда быстрыми темпами завершалась христианизация варварских народов Западной Европы, вопрос о крещении Болгарии был лишь вопросом времени. Правда, существовал ряд факторов, препятствовавших этому процессу, в том числе достаточно свежая историческая память о болгаро-византийских войнах, когда на Византию привыкли смотреть как на врага и знаменитая византийская теория вселенской теократии, согласно которой византийский император – глава всех христианских народов. Молодому государству никак не хотелось потерять свою национально-культурную идентичность и политическую самостоятельность. В результате болгарский князь Борис начинает склоняться к тому, чтобы принять крещение из рук франкских миссионеров. Однако в этот момент Византийская империя была как никогда сильна. В 864 г. правительство императора Михаила направляет в Болгарию внушительную армию и флот. Сопротивляться болгары не могли, и в 865 г. Борис принимает крещение от посланного в Болгарию византийского епископа. Его крестным отцом считается сам император, поэтому в крещении он принимает имя Михаил. Крещение князя приводит к мятежу болгарской знати, ратовавшей за сохранение отеческих преданий, однако Борису удалось победить своих врагов. Тем не менее, Борис вовсе не хотел поглощения его страны Византией, поэтому через год решает возобновить свои отношения с Римом. Он отправляет папе Николаю I письмо, в котором просит его прислать в Болгарию патриарха и священников. Папа Николай I патриарха в Болгарию не прислал, зато там оказались два епископа, группа миссионеров и подарки. В конце 866 г. Борис выдворяет из страны византийскую миссию. Отношения между Восточной и Западной Церквями еще более обостряются. Войдя в непосредственное соприкосновение с западными миссионерами, византийцы обращают внимание на литургические, догматические и обрядовые отличия Западной Церкви.

На Западе дела обстояли следующим образом. Один из ближайших преемников Николая I, Иоанн VIII, по всей видимости, был отравлен своими противниками, чем положил начало "мрачному веку" в истории папства.

С конца IX в. и вплоть до середины Х в. римский престол занимали 24 папы, которых обобщенно называют "плохими". Таким образом, средняя продолжительность их понтификата не превышала 3-х лет. В это время в Италии наблюдается вакуум власти, чем воспользовались аристократические роды. Папы стали игрушкой в их руках. Церковная дисциплина ослабла, папский двор стал местом распутства, убийств и интриг, церковный сан стал предметом купли-продажи.

В конце IX в. в течение ряда лет римской церковью фактически управлял хитрый и умный интриган кардинал Формоз, который, возможно, был причастен к смерти Иоанна VIII. В 891 г. ему наконец удается самому стать папой. В своих интригах он опирался на герцогов Сполето, однако, став папой, он ищет союза с германскими королями. В 895 г. по его настоянию в Рим входят войска германского короля Арнульфа, который в апреле 896 г. был коронован им римским императором. Вскоре кардинал Формоз умирает.

После его смерти, его преемник Стефан VI собирает т.н. "трупный собор", осудивший Формоза. Для этого тело умершего за 9 мес. до этого было извлечено из гроба. В полном епископском облачении его посадили на трон, после чего над ним был совершен судебный процесс. В результате процесса он был извергнут из сана, облачен в светскую одежду. Затем ему отрубили три пальца на правой руке. Обезображенный труп был закопан в землю, однако, спустя какое-то время его выкопали и бросили в Тибр.

Бог покарал Стефана. Вскоре против него вспыхнул мятеж, в результате чего он был свергнут и задушен в тюрьме. В последующие 6 лет на престоле побывало 6 пап, большинство из которых умерло насильственной смертью.

Венцом этих событий стала легенда о папессе Иоанне, якобы правившей с 855 по 857 гг. Благодаря своим выдающимся познаниям она смогла под именем монаха Иоанна Анжелика сначала стать кардиналом, а затем, после смерти папы Льва IV, была избрана папой. Однако, влюбившись в придворного капеллана, она забеременела от него. Родовые схватки начались во время процессии из Колизея в Латеранский дворец. Согласно легенде, Бог или покарал лже-папу или она истекла кровью, а ребенка убили священнослужители.

Наконец, во 2 п. Х в. германскому королю Оттону I Великому удается положить конец анархии. Папа Иоанн XII обращается к нему за помощью против итальянского короля. Помощь была оказана, и в 962 г. Оттон I был коронован римским императором. Император положил конец произволу аристократии, но теперь избрание папы было недействительно без утверждения императора.

Вскоре, однако, Иоанн XII расторгает союз с Оттоном, в результате чего императору приходится штурмом брать Рим. Для суда над Иоанном XII был созван трибунал. Вот список обвинений, которые инкриминировались Иоанну XII: "...вступал в противозаконную связь с двумя своими сестрами, играл в кости и привлекал дьявола себе с целью одержать победу, возвел в епископский сан мальчиков с целью получения денег, совратил бесчисленное множество девственниц, превратил папский дворец в публичный дом, делил постель с блудницей собственного отца, некоей вдовствующей королевой, вдовой по имени Анна и собственной племянницей, приказал ослепить исповедника собственного отца, принимал публичное участие в охоте, постоянно носил оружие, поджигал дома..."

Оттон делает папой своего ставленника Льва III. Однако стоило немцам уйти из Рима, снова вспыхивает восстание, восстановившее Иоанна. До конца своей жизни Иоанн страшился мести императора. По преданию он умер от апоплексического удара, постигшего его во время прелюбодеяния. По другой версии его убил муж любовницы, заставший его на месте преступления. Папе в это время было 24 года.

Как писал языческий историк того времени Аммиан Марцелин, "Не следует поражаться тому, что за такой лакомый кусок, как папский престол в Риме, люди сражаются с невиданным упорством и страстью. Пожертвования богатых матрон; возможность разъезжать по городу в великолепном экипаже; роскошные одеяния; место за столами, обилием часто превосходящими императорские, - вот такую награду получает тот, чьи амбиции помогут выйти победителем из жестокой схватки за власть".

Вернувшийся император Оттон I привез назад папу Льва. После его смерти римляне уже отправляют делегацию в Германию. Однако, при преемнике Оттона I власть в Риме снова захватывает аристократия. Впоследствии германские императоры то берут власть в Риме в свои руки, то уступают ее римской аристократии, стремившейся в своей борьбе опереться на Византию. Нравственное состояние римской курии оставляло желать лучшего. Расцветает симония - продажа церковных должностей. Дошло до того, что папа Бенедикт IX, ставший папой в 18 лет, продает свое папство некоему пресвитеру Джованни Грациано, который взошел на престол под именем Григория IV. Это вызвало недовольство как императора, так и части римской аристократии, выдвинувшей своего кандидата – Сильверстра III. В результате в 1046 г. западной церковью управляло одновременно трое пап - Бенедикт, Григорий и Сильвестр.

В этот период времени постепенно возрастало влияние аббатства Клюни, основанное во Франции в 910 г. герцогом Вильгельмом Аквитанским. Аббатство напрямую подчинялось папе, поэтому его не касались злоупотребления епископов. Устав монахов был очень строг. Аббата выбирал капитул, состоящий из монахов. Жили монахи вместе, под строгим надзором. Труд, как физический, так и интеллектуальный сочетался с молитвой. У аббатства нашлись последователи, возникали дочерние обители. Возникло клюнийское движение за возрождение церкви. Впоследствии один из клюнийских монахов - Гильдебранд станет римским папой.

В Х в. продолжается миссионерская деятельность западной церкви. Здесь большие труды приложил Адальберт-Войцех, ставший в 982 г. епископом пражским. Он обращал в христианство язычников в Чехии и Польше. Он погибает от копья языческого жреца из литовского племени пруссов. Через несколько лет такая же участь постигла епископа Бруно (Бонифация), довольно успешно перед этим проповедовавшего печенегам.

В результате Чехия становится христианской в 20-е гг. Х в., в 966 г. принимает христианство польский князь Мешко I. Кочевники мадьяры принимают христианство к концу Х в. Сначала их князь принимает крещение по византийскому обряду, затем епископ Адальберт его перекрещивает с именем Стефана. Со сторонниками язычества Стефан расправляется с помощью немецких рыцарей. Какое-то время Венгрия лавирует между Римом и Византией, но к концу XII в. с ослаблением Византии католичество окончательно побеждает в Венгрии.

 

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 825;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.