Понтификат Иннокентия III. Борьба с сектантами в католической церкви.
В XII в. римские папы ведут тяжелую борьбу с норманнскими королями, потомками Роберта Гвискара, германскими императорами, а также жителями итальянских городов.
Норманны претендовали на папские владения в Южной Италии. Папы пытались противостоять их вторжению, но здесь их постигла неудача. В результате этой борьбы сначала папа Гонорий II, а затем Иннокентий II оказываются пленниками норманнов.
В борьбе с норманнами римские папы старались опереться на германских императоров, с которыми, в свою очередь, у них также существовало много противоречий. В это время в империи возникает противостояние гвельфов, сторонников крупного германского феодала Генриха Гвельфа, и гибеллинов, сторонников немецкого короля Конрада Гогенштауфена. Римские папы участвуют в этой борьбе, которая велась с переменным успехом, на стороне гвельфов.
В то же время в XII в. у пап появляется новый суровый противник. Таким противником стало население бурно развивавшихся в Италии городов. Горожане начинают бороться с крупными феодалами и папскими чиновниками, образуют в городах органы самоуправления, городские советы.
В понтификат папы Луция II римская аристократия и народ изгоняют пап из Рима, объявив о реставрации республики. Они избрали Сенат и поставили во главе города консула-патриция. Этим человеком стал монах ордена августинцев Арнольд Брешианский, сочетавший идеи городского самоуправления с требованием возвращения к нормам древней Церкви, в частности, к бедности.
Эти события бросают римских пап в объятия германских императоров. В этот момент к власти в Германии приходит Фридрих Барбаросса, который стремится превратить империю в сильное централизованное государство. В 1153 г. император заключает с папой договор, которым обязывался не заключать мира с норманнами без согласия папы и сокрушить Римскую республику. Войска императора занимают Вечный город. Арнольд Брешиаский был сожжен на костре. Однако настроение горожан было не в пользу папы, и, когда войска императора стали уходить из города, папа примкнул к уходящему войску.
Тогда, через какое-то время папы ищут поддержки у норманнов. В результате был заключен Беневентский конкордат, в результате которого папа признавал владения норманнов, а те взамен признавали папу своим сюзереном.
Беневентский конкордат приводит к борьбе с Фридрихом Барбароссой, война гвельфов и гибеллинов возобновляется. Император был естественным соперником римских пап, так как считал не папство, а империю объединяющим началом в Европе. Отныне папы не должны вмешиваться в дела светских правителей. В своей борьбе с папами император стремится опереться на антипап.
Борьба с императором, представляющим угрозу как для папы, так и для свобод итальянских городов, привела к созданию единой коалиции, которая в 1176 г. в битве при Леньяно (под Миланом) разбила имперские войска. Итальянские горожане оказались сильнее феодального войска.
В результате император заключает с папой мир, по которому признает его вселенскую власть, отказывается от претензий на Патримониум cв. Петра. Однако в дальнейшем императору удается усилить свое влияние в Италии. Большое значение имела свадьба его сына Фридриха на наследнице сицилийских королей. Сицилийское наследство сразу дает императору преимущество в Италии.
Однако все унижения пап были с лихвой компенсированы понтификатом Иннокентия III (1198-1216). Иннокентий III был сыном графа Трайсмундского, отпрыском древнего рода. Был известным богословом и юристом. Когда ему исполнилось 38 лет, конклав кардиналов единогласно избирает его в папы.
Иннокентий III оказался прекрасным администратором и политиком. Он создает эффективную систему управления государством. Иннокентий III добивается ленной присяги от префекта Рима и аристократии папского государства. Ему удается, наконец, вернуть в Патримониум Петра наследство Матильды.
Папа умело вмешивается в политику европейских монархов, в результате чего, например английский король Иоанн Безземельный признает свою страну папским леном.
В 1215 г. Иннокентий III собирает Латеранский собор, объявленный папой Вселенским. Собором было принято много решений, касательно церковной дисциплины, вероучения, в частности было запрещено учреждать новые монашеские ордена. Большое значение имела антиеретическая направленность собора. В это время в Европе уже активно действуют богомилы, патарены, альбигойцы и вальденсы.
Начиная с XI в. большое распространение в Западной Церкви получают различные сектантские движения и ереси. Их распространение было связано, прежде всего, с тем, что клюнийская реформа не смогла окончательно изгнать духа обмирщения из церкви. Кроме того, развитие городов привело к росту самосознания городского населения. Дисциплина католической Церкви с ее четким разделением верующих на клир и мирян далеко не всегда устраивала тех, кто желал утолить свою духовную жажду. Не случайно еретики находили опору в городах Южной Франции и Италии.
Наиболее распространенными ересями были альбигойцы, вальденсы и катары.
Секта катаров ("совершенные", "чистые") образовалась из последователей богомилов. Также как и богомилы, катары верил в существование 2-х начал - доброго и злого. Они отрицали священную иерархию и таинства. Крещение совершалось у них через возложение рук и апокрифического евангелия от Иоанна, а Евхаристию заменяло обычное вкушение пищи, освященной молитвой "Отче наш". Брак катары отвергали и жили с женами, как с сестрами. Катары старались вести нравственную жизнь и проповедовали любовь к врагам, заботу о бедных, миролюбие и смирение. Руководители катаров должны были вести особенно аскетический образ жизни.
Секта катаров имела большое распространение на Балканах (в Боснии), в Италии, и, особенно, в Южной Франции, где нашла покровительство даже среди аристократов. Здесь катаров старались называть альбигойцами по названию городка Альби.
Иннокентий III направляет во Францию своих легатов, в числе которых был св. Доминик, однако эта миссия не имела успеха, а один из них даже был убит. В XIII в. римская церковь объявляет крестовый поход против альбигойцев Южной Франции. Крестоносцев возглавил Симон де Монфор. Крестоносцы прошлись с огнем и мечом по богатейшим провинциям Южной Италии, не разбирая порой, кто католик, а кто альбигоец. При взятии одного из городов было уничтожено 20000 человек, а папский легат, видя нерешительность крестоносцев, боявшихся пробить своих, кричал: "Бейте их, ибо Господь знает своих!" Альбигойцы были полностью истреблены во Франции ценой полного опустошения этой цветущей области.
В Боснии, несмотря на крестовые походы из Польши и Венгрии катары были уничтожены только с приходом на Балканы мусульман в XV в.
Секта Вальденсов получила свое название от имени лионского купца Петра Вальда. Он был глубоко религиозным человеком, любившим читать Св. Писание и отрывки из св. отцов, переведенные по его просьбе духовными лицами. Читая, он пришел к выводу, что церковь далеко отступила от духа Евангелия и заветов апостольского века. Он раздает свое имение нищим и делается странствующим проповедником, проповедуя восстановление апостольской церкви. К нему стало приставать много сторонников. Вальденсы попробовали получить право легально проповедовать, для чего направили на Латеранский собор своих представителей, однако их высмеяли и отказали в этом праве. После этого вальденсы попадают под влияние катаров и стали отрицать священную иерархию и таинства.
В XIII в. папы начинают активно бороться с еретиками, учредив в 1232 г. инквизиционный суд, предоставленный доминиканцам. Через какое-то время было разрешено употреблять для суда пытки.
В своей борьбе с еретиками папы стали опираться на орден доминиканцев. Основателем ордена был св. Доминик. Он родился в Кастилии в 1170 г. в знатном испанском роде. Согласно преданию, перед рождением Доминика его мать увидела во сне плод чрева в виде собаки с факелом во рту. Эта собака с факелом становится эмблемой ордена доминиканцев, которые, обыгрывая название своего ордена (св. Доминика), называли себя "псами Господними" (Domini canes). Св. Доминик получил прекрасное образование, а с 25 лет посвятил свою жизнь церкви. Св. Доминик примыкает к миссии папских легатов в Южной Италии и смог добиться там некоторых результатов. Еретики уважали св. Доминика за мужество. Однажды, когда они спросили его, чтобы он сделал, если бы попал к ним в руки, он сказал: "Я просил бы вас не убивать меня сразу, но отрубить мне один за другим все члены и, положив все части передо мною, в конце концов, вырвать мне глаза и оставить меня так полумертвого и плавающим в крови и покончить со мной по вашему усмотрению".
В 1213 г. св. Доминик утверждает монашеский орден, особенностью которого были миссионерство и проповедь. Братья должны были соблюдать обет отказа от собственности, и св. Доминик ревностно следит за соблюдением этого обета. Кроме того, доминиканцы в своей миссии опирались на образование, создав при своих монастырях сеть школ.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 648;