Начало крестовых походов.
В 1088 г. новым папой становится сподвижник Григория VII Урбан II. Новый папа уже не пытается сделать всех королей своими вассалами. В противовес германским императорам, он стремится опереться на французских королей. В 1094 г. он отправляется во Францию, где на соборе в Клермоне призывает к крестовому походу против неверных.
В 1071 г. турки-сельджуки захватывают Иерусалим и завоевали всю Палестину до Аскалона. В 1075 г. они заняли Дамаск. В 1085 г. была захвачена византийская Антиохия. В отличие от терпимых арабов, они стали чинить всякие препятствия паломникам и утеснять палестинских христиан. Проект крестового похода против неверных созрел еще в голове Григория VII, однако не смог осуществиться из-за борьбы с Генрихом IV.
Тысячи рыцарей, священников и простолюдинов собрались в этот день послушать папу. Он выступил с пламенной речью, в которой призвал идти в поход против неверных. Сам Господь поведет войско христиан в Святую Землю. Участникам похода простятся все грехи, а павших в бою ожидает вечное блаженство. Слушателей охватило необыкновенное воодушевление. С возгласами "Так хочет Бог!" люди тотчас стали вырезать из материи и нашивать на свою одежду кресты. Проповедники, призывавшие к крестовому походу, разошлись по всей Европе. Наиболее известным из них был Петр Амьенский.
Какие причины толкали людей бросать насиженные места и идти неизвестно куда почти на верную гибель?
Безусловно, главной причиной было религиозное воодушевление. Религиозная реформа клюнийцев способствовала подъему благочестия в народе. В случае с крестовыми походами мы видим, что соединилась религиозность с традиционной для Запада воинственностью. А.Л.Дворкин пишет: «Общество, сформировавшееся на Западе в результате варварских вторжений, искало способы для оправдания любимого времяпровождения. Постепенно создавался рыцарский кодекс поведения. Военный героизм был весьма романтичен; пацифистские убеждения не пользовались особенным почетом. Западная Церковь, даже если и захотела бы, не смогла бы противостоять такому общему мнению: она могла лишь пытаться направлять воинственную энергию молодых народов в более приемлемое и выгодное ей русло. Старания Церкви остановить войны между христианами не увенчивались успехом: хотя на словах все поддерживали эти начинания, но на деле войны не прекращались. Более удачными оказались попытки направить военную энергию в русло борьбы с неверными».
В результате агитации многие монархи и знатные рыцари закладывали свое имущество, чтобы снарядить себя и своих вассалов в поход. Однако большинство крестоносцев составляли рыцари из небогатых семейств, а также младшие сыновья, которые должны были своими подвигами добыть себе славу и богатство. Также, страшная бедность, царившая в средневековой Европе, создала ситуацию, когда беднякам практически нечего было терять, кроме своих жизней. Их воображение воспламенялось, когда они слышали рассказы о необычайном плодородии Святой Земли. Поэтому бедняки стали толпами стекаться к проповедникам и объединяться в отряды.
В 1096 г. эти толпы бедняков, предводительствуемых Петром Амьенским, двинулись в Святую Землю. Слабо дисциплинированные и еще хуже вооруженные, эти люди представляли опасность только для деревень, через которые они проходили, так как по пути они занимались грабежом. Это разношерстное войско добралось до Константинополя и, не дождавшись подхода основных сил крестоносцев, переправилось в Малую Азию. Здесь эти люди были без труда почти полностью перебиты сельджуками.
Между тем собралось основное крестоносное войско, по некоторым данным достигавшее 600 тыс. Формально крестоносную армию по благословению Урбана II возглавлял епископ Адемар. Фактически армия состояла из разрозненных дружин крестоносцев во главе со своими «полевыми командирами» - с графом Раймундом Тулузским, Готфридом Бульонским, Балдуином Фландрским, родственником французского короля рыцарем Гуго Вермандуа, сыном Роберта Гвискара Боэмундом. Дисциплина в этом войске также оставляла желать лучшего, но оно было прекрасно вооружено.
Оказавшись на имперских территориях, эти крестоносцы зачастую вели себя не лучше, чем их недавние предшественники бедняки. Однако несравненно лучше вооруженные они представляли серьезную опасность не только для мусульман.
По сути дела именно тогда по настоящему возник конфликт между Западом и Востоком. Это был конфликт двух культур. А.Л.Дворкин пишет: «Солдаты дивились на другой уровень цивилизации, на куда более зажиточную жизнь, чем они видели у себя дома. Они ожидали, что восточные христиане будут весьма похожи на них, а вместо этого видели людей, говорящих на странном языке, придерживающихся странных обычаев и совершающих странные богослужения. Эти греки, которые, как им объяснили, погибали от турок, жили вполне довольно и счастливо и совсем не встречали их как избавителей и освободителей. Более того, эти византийцы почему-то не разделяли их горячего желания немедленно броситься в бой с неверными. Руководители похода тоже чувствовали себя весьма разочарованными. Грубые и неотесанные западные рыцари, привыкшие к весьма примитивной жизни в своих голых каменных замках, были глубоко потрясены богатством и великолепием византийского двора, разработанными до мельчайших деталей церемониями и изысканной вежливостью придворных. Все это задевало их самолюбие и ранило их гордость. Они могли только комплексовать и хамить, т. е. вести себя как невоспитанные подростки. На одном из приемов у византийского императора некий французский барон неожиданно уселся на императорский трон. Это было слишком даже для других присутствующих на приеме крестоносцев. Когда Балдуин Фландрский попытался свести рыцаря с трона, объясняя, что в присутствии императора может сидеть только сам император, тот ответил: «Что это еще за неуч — сидит, когда столько великих полководцев стоят». Алексей Комнин при этом дипломатично сделал вид, что ничего не замечает; однако он велел перевести себе ответ рыцаря, и, когда аудиенция была окончена, он подозвал его к себе и спросил, кто он и откуда. «Я чистокровный француз, — отвечал тот, — и благородного происхождения, и вот еще, что мне известно: есть в моей стране перекресток, где стоит старая часовня; кто хочет сразиться с противником на поединке, тот отправляется туда, призывает помощь Божию и ожидает смельчака, готового с ним померяться силами. Я часто туда отправлялся, но никогда там никого не находил».
Византийцы, имея по соседству славянские Церкви, привыкли к различным литургическим обычаям и различным языкам — и все же они, в свою очередь, нашли западных христиан грубыми, не уважающими законов и лишенными какого-либо такта и уважения. Они видели в рыцарях только лишь неуправляемых и неотесанных забияк, годных разве что на кулачную разборку, лишенных стратегического чутья и неспособных сколько-нибудь оценить обстановку и соотнести с ней свое поведение. Византийцев потрясало неумение и нежелание франков держать свое слово и их неприятие культуры. Восточные христиане были глубоко шокированы, когда они видели западных священников и епископов верхом на конях в полном боевом вооружении». Итак, византийцы были шокированы не менее самих крестоносцев. Не менее крестоносцев были шокированы сами византийцы. «Появление франков, — пишет один свидетель-очевидец, — поразило нас до такой степени, что мы не могли в себя прийти». В эпоху крестовых походов две цивилизации, до того существовавшие достаточно изолированно, достаточно тесно соприкоснулись друг с другом, и при этом оба мира испытали чувство отторжения. Уже тогда в окружении Готфрида Бульонского появились мысли о штурме Константинополя.
Крестоносное войско подходит к стенам Константинополя. Император Алексей Комнин стремится избежать потерь и приобрести максимальную выгоду от крестового похода для империи и начинает сложные дипломатические переговоры. Не без труда крестоносцам удается договориться с императором Алексеем Комниным, который также принимает участие в походе. В результате крестоносцы смогли нанести ряд серьезных поражений сельджукам в Малой Азии. Были взяты такие важные города, как Никея и Антиохия.
Однако, находясь в Антиохии, крестоносцы были атакованы сильным войском сельджуков. Крестоносцы оказались запертыми в городе. Кончались припасы, начался голод. В тот момент крестоносцы были на волосок от гибели. Их могло спасти лишь чудо. Однажды к Раймунду Тулузскому пришел провансальский воин Петр Бартоломей и сказал, что ему явился св. Андрей и показал место в храме св. Петра, где зарыто копье, которым было прободено ребро Спасителя, и владея которым можно избавиться от всех бед. Когда стали копать в указанном месте, действительно было найдено копье. Воодушевившись, после пятидневного поста и молитвы, крестоносцы вышли из крепости и нанесли поражение сельджукам. Наградой победителям стала богатая добыча и столь необходимое продовольствие. Относительно того, как крестоносцы поступили с находившимися в обозе женщинами, очевидец написал: "Мы не сделали им ничего плохого, мы просто пронзили их копьем". В итоге Антиохией завладел Боэмунд, признавший однако номинально вассальную зависимость от Византии. К этому времени от болезни скончался епископ Адемар и новым руководителем крестоносцев становится Готфрид Бульонский.
Из всего огромного войска крестоносцев только около 20 тыс. отправились на Иерусалим. Однако после поражения главных сил сельджуков противник был деморализован, а крестоносцев, напротив охватило религиозное воодушевление.
7 июня подошли крестоносцы к стенам Иерусалима. К этому времени защитники города успели приготовиться к осаде. Земля вокруг Иерусалима была выжжена, а колодцы отравлены. Тем не менее, долго крестоносцы ждать не могли. Узнав о приближении большой армии арабов, они стали готовиться к штурму. Босыми и с пением покаянных псалмов, крестоносцы обходили стены Иерусалима, вымаливая помощь Божию. 15 июля они бросились на решительный штурм. Защитники храбро оборонялись. В такой ситуации может многое зависеть от человеческого фактора. Есть свидетельства, что одному из рыцарей, наконец, удалось забраться на стену, и продержаться на ней до подхода остальных. В итоге город был взят. При этом город был сильно разграблен, десятки мусульман убиты. При этом женщин подвергали насилию, а головы детей, разбивали о стены. Иудеи были сожжены живьем в синагоге. По свидетельству очевидца, у Соломонова притвора лошади шли по щиколотку в крови. Через несколько дней королем Иерусалима и прилегавшей к нему местности был избран Готфрид Бульонский.
Итогом 1-го крестового похода стало образование в Палестине нескольких государств крестоносцев, самым большим из которых было Иерусалимское королевство. Из-за многочисленных врагов, эти королевства могли существовать только благодаря постоянному притоку рыцарей из Европы.
Й крестовый поход.
На завоеванной крестоносцами территории было образовано несколько государств, самыми могущественными из которых были Иерусалимское королевство и Антиохийское княжество. Завоевав значительную часть Палестины, крестоносцы не были единодушны между собой. Между ними часто бывали различные недоразумения, иногда перераставшие в вооруженные конфликты. Это мешало крестоносцами продолжить успешно начатые завоевания и даже вести оборону.
Алексей Комнин после 1-го крестового похода вел войны с сыном Роберта Гвискара Боэмундом и принудил было его отдать Антиохию византийцам после своей смерти, однако ни его племянник Танкред, ни его норманнские вассалы этого не хотели, Антиохия осталась в руках у норманнов. Конфликт с норманнами от Алексея Комнина передается по наследству и его потомкам императорам Иоанну и Мануилу.
Такая ситуация позволяла туркам-сельджукам успешно вести борьбу против крестоносцев, которая в конце концов увенчалась весомым успехом - взятием одного из важнейших опорных пунктов крестоносцев - Эдессы. Это привело к тому, что в Европе снова начинают агитировать за крестовый поход. Больше всех на этом поприще преуспел аббат французского города Клерво Бернард. Он выступил на съезде в городе Везеле, где призвал французскую аристократию к новому крестовому походу. Призыв был встречен с большим воодушевлением. Вот что сам он писал по поводу успехов своей агитации римскому папе: "Я повиновался вашему повелению, и высокое достоинство повелевающего способствовало послушанию. Когда проповедовал и говорил, число их умножалось. Замки и города стоят пустыми, семь женщин едва могут найти одного мужчину, так везде остаются вдовы при живых мужьях".
В немецком городе Шпейере в присутствии немецкого императора Бернард Клервосский также говорит проникновенную речь. Император в слезах просит у Бернарда креста. Начинаются приготовления к крестовому походу.
Поход возглавляли два монарха двух величайших государств Западной Европы - Франции и Германии Людовик VII и Конрад III. Однако это не спасло участников похода от тяжелых неудач. Немецкие крестоносцы были наголову разбиты сельджуками в Малой Азии, а французы после безуспешной осады Дамаска бесславно возвращаются домой. Кроме того, королю Людовику показалось, что его жена Альенора слишком много кокетничала с норманнским князем Раймундом Антиохийским и после возвращения из похода решает с ней развестись. В результате от французского короля были отторгнуты огромные земельные владения в Аквитании - приданое Альеноры. Она выходит 2-й раз замуж за потомка Вильгельма Завоевателя Генриха Плантагенета, владения которого стали превосходить владения короля. Кроме того, в 1154 г. Генрих становится английским королем. Так завязывается трагический узел в противостоянии англичан и французов.
Во время 2-го крестового похода отношения между крестоносцами и византийцами сильно испортились. Крестоносцы относились к византийцам враждебно из-за их лукавства и конфликтов с норманнами. Вместе с тем, сами крестоносцы вели себя на византийских территориях, как варвары, грабя местных жителей. Это приводило к частым столкновениям и даже крупным сражениям, как, например при Адрианополе. После крестового похода обе цивилизации были настроены более враждебно друг у другу.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 702;