Продолжение монофизитской ереси после IV Вселенского Собора.
IV Вселенский собор не смог привести всех к единому мнению о соотношении божественной и человеческой природ в Иисусе Христе. Далеко не все готовы были поддержать решения Халкидонского собора. Оппозиция собору выливалась порой в открытое вооруженное противостояние. Первое выступление против собора и выраженного на нем учения произошло в Палестине. Игумен Феодосий и возглавляемые им толпы монахов восстали против иерусалимского патриарха Ювеналия. Когда тот вернулся с собора, ему уже не дали занять его кафедру. Другой сторонник Халкидонского собора епископ Севериан Скифопольский был убит. Патриарху Ювеналию пришлось бежать в Константинополь. Вместо него патриархом выбрали самого Феодосия, а остальные епископские кафедры в Палестине также заняли монофизиты. Впрочем, не все готовы были поддержать еретиков. Св. Евфимий – игумен Лавры поддержал вероучение собора. Впоследствии на его сторону становятся другие авторитетные лидеры монашества – свв. Герасим и Геронтий, поначалу резко отрицательно отнесшиеся к собору. Императору Маркиану пришлось посылать армию. Решающая битва с монашеским ополчением произошла у Самарии. Естественно, монахи были разбиты, и Ювеналий водворен на место. Впрочем, вряд ли бы удалось одной только силой утвердить в Палестине православное учение, главную роль здесь сыграли все-таки упоминавшиеся выше аввы палестинских монахов.
Подобная же ситуация произошла и в Египте. Правда, сразу серьезных выступлений против собора не произошло. Все боялись жесткой руки Маркиана. Однако, после его смерти разразилось народное восстание. Преемник Диоскора, патриарх Протерий был зверски убит толпой в алтаре, во время совершения Евхаристии в Великий Четверг. Александрийский гарнизон был загнан в бывший храм бога Сераписа и там сожжен. В этой обстановке монофизитски настроенные епископы рукополагают в патриархи Тимофея по прозвищу Элур (Кот).
Новый император Лев I не хотел кровопролития и спросил мнение других епископов о ситуации в Египте. Почти единогласно все высказались против Тимофея Элура. Тогда к нему были отправлены посланцы с требованием подчиниться мнению большинства. Он отказался и призвал народ на свою защиту. Тогда в Египет были введены войска. Ценой 10000 жизней удалось арестовать Тимофея Элура и отправить в Херсонес. На его место был поставлен Тимофей по прозвищу Салофакиол (Белый Тюрбан) – человек безупречной жизни и репутации. Однако и он не смог утвердить халкидонское богословие среди населения Египта. Подавляющее большинство египетских христиан отказывалось признавать в нем своего патриарха. В Антиохии монофизитский богослов Петр Гнасефс (Сукновальщик) несколько раз смещал антиохийских патриархов – ставленников императора.
Отсутствие единомыслия между населением империи в столь важном вопросе как природа Иисуса Христа стало серьезнейшей государственной проблемой. Поэтому императоры стремились эту проблему разрешить во что бы то ни стало.
В 474 г. умирает император Лев I. Его преемником становится Зенон. Через год он был свергнут своим шурином Василиском, который продержался на своем троне недолго. Уже в сентябре 476 г. он был смещен вновь набравшим силу Зеноном. Однако за короткое время его правления происходят большие перемены. Прежде всего, именно при императоре Василиске в том же 476 г. предводитель варварского племени херусков Одоакр низлагает последнего римского императора Ромула Августула. Западная Римская империя прекращает свое существование. Однако варвары не мыслят своего политического существования без Империи, ведь своей идеологии у них не было. Поэтому Одоакр пишет императору Зенону послание, в котором извещает его о «воссоединении» империи, формально признавая свою зависимость от императора Византии. Надо сказать, что на первых порах Зенону это польстило, и он даже дарует Одоакру титул «патриция». Однако затем начались конфликты, и Зенон решает расправиться с херусками руками другого варварского племени – остготов. Однако и это не привело к утверждению византийского влияния в Италии. Остготы образовали свое государство. Важно отметить, что, поскольку остготы были арианами, в Италии временно утверждается арианство.
Теперь обратимся к проблеме монофизитства. Зенон издает важный документ – «Энциклику». Его особенностью был отраженный в нем новый подход государственной власти к богословским спорам. Эти документы не были новыми вероопределениями, в них выражалось мнение императора, которое, однако, было обязательным к исполнению. В этих документах императоры пытались волевым решением положить конец богословским спорам, мешавшим единству империи. В «Энциклике» Василиск выступил в поддержку монофизитов. В этом документе осуждалось вероопределение IV Вселенского собора и Томос папы Льва, которые объявлялись нововведениями. Император указывал, что вера отцов во всей полноте выражена в Никейском вероопределении. Иное мнение запрещалось. Сторонникам Халкидона угрожалось ссылкой, конфискацией имущества и другими суровыми наказаниями.
Тимофей Элур был возвращен из своей ссылки, торжественно принят в Константинополе, оттуда последовал в Эфес, где под его председательством состоялся собор, отменивший 28-е правило IV Вселенского собора. Затем он с триумфом въехал в Александрию. Тимофей Салофакиол удалился в халкидонский монастырь в Канопус. Останки Диоскора были привезены в Александрию, где они стали почитаться как мощи святого исповедника. Петр Гнафевс в очередной раз вернулся в Антиохию.
Тогда наступило время протестовать тем, кто разделял халкидонское учение. Патриарх Константинополя Акакий отказался принять Тимофея, когда он был в Константинополе. Он призвал на помощь св. Даниила Столпника, который сошел со своего столпа, чтобы обличить императора. Он назвал его «вторым Диоклетианом» и пригрозил вечным наказанием. По всему городу прошли крестные ходы в поддержку патриарха. Римский папа Симплиций высказал полную поддержку патриарху Акакию. Василиск испугался, опубликовал «Анти-Энциклику», однако это уже не имело значения. Через несколько дней он был свергнут Зеноном. Начинается антимонофизитская реакция. Петр Гнафевс и Тимофей Элур были отправлены в ссылку. Тимофей Элур вскоре умер, и новым лидером монофизитов стал Петр Монг (гугнивый), действовавший в подполье.
Разделение, продолжавшее существовать в империи, побудило Зенона пойти тем же путем, что и его предшественник. Он публикует свой документ в виде письма Александрийской церкви под названием «Энотикон». В «Энотиконе» выражается приверженность Никео-Цареградскому символу и 12-ти анафематизмам св. Кирилла. С одной стороны, осуждается Несторий, с другой – Евтихий. Особенностью этого документа – отсутствие в нем терминов – «ипостась» и «природа». Халкидонский собор осуждался. Вот его основное содержание: «Мы содержим вероопределения Никейского 325 г. и Константинопольского 381 г. соборов и все, что сделано в Эфесе против Нестория и против иных, кои позднее думали также, как и он». Тут же император анафематствует Евтихия, не уточняя, какой собор его осудил, объявляет о принятии 12 анафем св. Кирилла и излагает свою веру, где очень тщательно избегает любого упоминания о природах, одной или двух, ипостасях. Правда, в этом документе говорится, что Христос единосущен Отцу по Божеству и единосущен людям по человечеству. Вот его основная часть: «Да будет вам ведомо, что мы и повсюду сущиецеркви непринимали, неприемлем и небудем принимать иного символа или вероопределения, кроме св. символа, изреченного 318 отцами, подтвержденного 150 приснопамятными отцами, коему последовали и свв. отцы, собравшиеся в Эфесе, ниспровергшие нечестивого Нестория и его единомышленников. Оного Нестория, а равно и Евтиха, мудрствующих противно вышесказанному, и мы анафематствуем, приемля 12 глав, изреченных блаженной памяти Кириллом Александрийским. Исповедуем также, что Единородный Сын Божий и Бог, поистине во-человечившийся Господь наш Иисус Христос, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству, снисшедший и воплотившийся от Марии Девы Богородицы — есть Един, а не два. Которому мы приписываем чудеса и страдания, которые он добровольно потерпел плотию. А разделяющих или сливающих, или вводящих призрачность, вовсе не приемлем, ибо безгрешное поистине воплощение от Богородицы не произвело в Сыне прибавления».
Первоначально «Энотикон» как будто достиг своей цели. Петр Монг подписывает его и пишет Акакию Константинопольскому послание следующего содержания: «Возглавляя нас всех, Вы объединили святую Церковь Божию, убедив нас неопровержимыми доказательствами, что святой Вселенский Собор в Халкидоне не провозгласил ничего противного Никее и что он находится в согласии с решениями никейских отцов и подтверждает их». Однако убежденные монофизиты не одобрили этого шага своего вождя. Некоторые из них отложились, приняв статус «безглавых». Испугавшись, Петр Монг анафематствует и Халкидонский собор и Томос Льва, но было уже поздно. Он потерял уважение обеих сторон.
С другой стороны, принятие «Энотикона» и общение с Петром Монгом приводит к очередному разрыву с Западом. Римский папа Феликс III «извергает» патриарха Акакия из сана. Раскол продолжался при последующих папах Геласии и Симмахе. Ситуация осложнялась тем фактом, что в это время Рим уже требовал, чтобы его мнение было признано единственным критерием общения с Церковью. Общение будет восстановлено только при папе Гормизде в начале VI в.
«Энотикон» продолжал действовать в течение правления Зенона, а также его преемника Анастасия. Анастасий был способным администратором и финансистом, который женился на вдове Зенона Ариадне. В своей церковной политике Анастасий больше склонялся к монофизитам, однако халкидонцев тоже не преследовал. В правление Анастасия выдающимся лидером монофизитства стал Севир Антиохийский.
Севир Антиохийский был самым выдающимся монофизитским богословом. Он был рожден в греческой языческой семье в городе Созополисе в Писидии, в Малой Азии, и получил блестящее образование в областях риторики, греческой словесности, философии и юриспруденции. Он обратился в христианство и был крещен в 488 г. Севира привлекал монашеский идеал, и он подвижничал под руководством известного монофизитского писателя Петра Иверийца, епископа Маюмского. Севир обладал блестящим богословским умом и был относительно гибок и умерен. Среди всех монофизитских богословов он стоит ближе всего к православию. Он даже признавал ошибки Диоскора и высказывал критику в его адрес. Вместе с тем, когда дело касалось вопросов, которые Севир считал главными, вся его гибкость и готовность идти на компромиссы кончалась. Он считал себя главным представителем христологии, которая является единственной законной наследницей православия св. Кирилла. Его успешная карьера во многом является результатом силы его характера и «магнетизма» его личности.
В Иерусалиме монофизиты, несмотря на мощную поддержку, в конце концов, потерпели неудачу. Сторонник Халкидонского вероопределения патриарх Илья отказался признать избрание Севира патриархом Антиохийским в 512 г. Ему противостояли монофизитские монахи и губернатор Палестины Олимпий, действовавший по инструкции из столицы. В конце концов, в 516 г. патриарха удалось сместить. На его место поставили его дьякона Иоанна, с условием, что он анафематствует Халкидон. Но в день, когда он за Литургией в присутствии племянника императора должен был анафематствовать Халкидон, в церковь явились два лидера палестинского монашества, св. Савва и св. Феодосии, с 10 тысячами монахов-халкидонцев... Произошла долгая заминка, в концекоторой Иоанн анафематствовал не Собор, а Нестория, Евтиха и Севира и заявил, что принимает 4 Собора, как 4 Евангелия.
Все эти события показывают неудачу «Энотикона». Римские папы были неправы, рассматривая его как капитуляцию халкидонцев: пример Константинопольских патриархов и ситуация в Иерусалиме доказывали обратное. Но ситуация требовала не провозглашенного сверху формального мира, а богословского решения. К сожалению, силы халкидонцев были разделены. Раскол с Римом продолжался.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 854;