События после III Вселенского Собора. Возникновение монофизитства.
433 г. (по другим данным – 434 г.) интересен и еще одним событием, серьезно повлиявшим на историю большей части цивилизованного мира. В этом году к власти приходит правитель гуннов Аттила, получивший в истории прозвище «Бич Божий». Гунны были тюрскским народом, сформировавшемся к IV в. на территории Приуралья. Именно их движение на Запад в значительной степени вызвало то самое передвижение народов, которое полностью перекроило политическую карту Европы. В 30-40-е гг. Западной и Восточной частям Империи пришлось непосредственно столкнуться с той страшной угрозой, которую представляли собой гунны. Уже в 435 г. Аттила вместе со своим братом Бледой начинает нападать на границы Империи, а в 443 г. армия гуннов наносит поражение имперским войскам на Галлиполийском полуострове и осаждает столицу Империи – Константинополь. Только ценой огромного выкупа в 2600 кг. золота от него удалось откупиться. В 445 г. он убивает своего соправителя брата Бледу и становится единоличным правителем империи гуннов. Этот человек обладал не очень привлекательной внешностью. Был коренастым, плотного сложения. Его фигуру довершала большая голова с плоским носом, раскосыми глазами и жидкой бородой. Но при этом это была харизматическая личность, способная внушить страх и уважение всем, кто имел с ним общение. Благодаря своим способностям правителя и завоевателя ему удается подчинить множество народов, и его империя простиралась от Галлии до Китая.
В 447 г. гунны вновь атакуют Империю. Византийская армия снова была разгромлена. На этот раз Аттила потребовал себе на Балканском полуострове земли южнее Дуная. И ему снова пришлось уступить. Таковы основные исторические события в описываемый период.
В Антиохии не все подержали соглашение 433 г. В результате возникает оппозиция патриарху Антиохии Иоанну. В результате осуждения Нестория возникают несторианские общины, отложившиеся от Православия. Эти несториане считали своим вождем Федора Мопсуетского, а не Нестория. Несториане сначала были и в империи и в Персии, но под давлением правительства, они были вытеснены в Персию (Восточная Сирия). Учитывая их оппозиционость византийскому правительству, персидские власти не устраивали на них гонений. Несториане продолжают распространятся дальше на Восток, проникают и в Китай. Наличие христиан (пусть даже и несторианского толка) на Востоке благоприятно сказалось на судьбе Русской Церкви. В период монголо-татарского нашествия в монгольском войске христианский элемент был значителен.
После III Вселенского Собора Несторий был сослан в ссылку в оазис Каргех. В последние годы жизни на его долю выпадает немало злоключений. На оазис нападают разбойники-номады, пришедшие с верховьев Нила, и берут Нестория в плен. Однако разбойники были вынуждены вскоре бросить свою добычу. Несторий доводит группу пленников до города Панополиса, где живет некоторое время, опасаясь репрессий со стороны аввы Шенуды. Впоследствии желая "загонять" Нестория власти несколько раз меняют ему место ссылки. В ссылке он пишет свою апологию - "Коммерцию Гераклида". Несторий старается откликаться на все события церковной жизни. Он с восторгом принимает томос папы Льва, солидарен с Флавианом в отношении Евтихия. Смерть настигает Нестория в 451 г. накануне IV Вселенского Собора, куда Несторий был приглашен св. императором Маркианом. В своей апологии Несторий писал: "Мое горячее желание - да будет благословен Господь небесе и земли! А Несторий пусть останется анафемой. Господу угодно, чтобы люди примирились с Ним, проклиная меня. Я не отказался бы зачеркнуть то, что я говорил, если бы я был уверен, что это нужно, и что люди через это обратятся к Богу".
Между тем, в Церкви возникает новая ересь - монофизитство. В 444 г. умирает св. Кирилл Александрийский. Блаж. Феодорит Киррский встретил это событие словами: "Наконец-то, наконец-то умер этот злой человек! Его уход обрадует живых и огорчит мертвых. Надо опасаться, чтобы, тяготясь им, они не прислали нам его обратно, Не надо ли придавить его могилу камнем потяжелее, чтобы нам вновь его не увидать...". Действительно, многие в Египте тяготились Феофилом и Кириллом Александрийскими, а также их борьбой с патриархами Константинополя, отнимавшей слишком много средств. Новый патриарх Диоскор старается навести в финансовых делах патриархии порядок, борется с коррупцией родственников Кирилла. Однако, не будучи богословом, Диоскор унаследовал вздорный характер своих предшественников, т.е. был личностью весьма авторитарной.
Продолжается царствование Феодосия II. Оно ознаменовалось реабилитацией Иоанна Златоуста. Его останки были торжественно перенесены в Константинополь и положены в соборе свв. Апостолов вместе с останками других епископов. Феодосий шел впереди процессии и склонился перед гробом, прося прощения за грехи своих родителей.
Временщиком Феодосия II был камергер Хрисанфий. Его крестным отцом был архимандрит Евтихий, считавший себя сторонником Кирилла Александрийского. Опираясь на его учение о единой природе Евтихий стал учить, что после воплощения две природы Сына Божиего соединились в одну, человечество растворилось в Божестве Иисуса Христа как капля меда в океане. В 448 г. собравшийся в Константинополе собор, несмотря на позицию двора, осуждает Евтихия, который, не подчиняясь его решениям, требует созыва другого собора.
Этот собор, впоследствии прозванный разбойничьим, был созван в 449 г. Евтихий сохраняет доверие двора, а также его поддерживает патриарх Диоскор. Диоскор прибывает в Эфес с многочисленной свитой, из которой выделяется группа монахов, возглавляемых аввой Варсумой. С помощью этих монахов и опираясь на государственную власть, Диоскору удается создать на соборе атмосферу террора. Монахи кричали "На костер Евсевия, сжечь его живьем! Рассечь надвое разделяющих Христа надвое!". В результате Евтихий был полностью оправдан, а его противники осуждены. Св. Флавиан не пережив унижений скончался по дороге в ссылку.
На соборе присутствовали папские легаты. Они привезли с собой томос папы Льва св. Флавиану. Этот томос не содержал с богословской точки зрения ничего нового, но в нем в простых формулировках осуждалось как несторианство, так и монофизитство. Формулы томоса уравновешивали крайности как антиохийского, так и александрийского богословия и могли послужить почвой для примирения. К негативной стороне можно отнести латинскую терминологию папы Льва, малопонятную восточным епископам. Однако папским легатам фактически так и не дали на соборе слова.
На Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской кафедрах оказались сторонники Диоскора, однако положение сразу же меняется после смерти Феодосия II (погиб, упав с лошади на охоте). Императрицей становится его сестра св. Пульхерия, которая, стремясь укрепить свою власть, сочетается браком с сенатором св. Маркианом, взяв в него обещание, что она сохранит девство. Св. Маркиан был первым императором, венчанным на царство. Св. Пульхерия была противницей монофизитства, и вскоре все стали обращаться с покаянием, их принимали под условием признания томоса папы Льва. Упорствовал лишь Диоскор, объявив себя к тому же властителем Египта. Свв. императоры начали подготовку к IV Вселенскому собору, который приведет к другим решениям.
Халкидонский Собор
Пульхерия и Маркиан объявили о созыве собора в октябре 451 г. в Никее. Папа Лев, после того, как восточные епископы подписали его Томос, не видел необходимости в соборе. Однако, покорился факту и назначил своими легатами трех епископов и двух пресвитеров. К назначенному сроку свыше 500 епископов были свезены в Никею. Ни на один собор до сих пор не собиралось такое количество участников. Однако и этот Собор был по преимуществу восточным — кроме 5 папских легатов, с Запада прибыли только 2 африканских епископа. Маркиан был занят военными заботами — отражением нашествия новой волны гуннов, поэтому он приказал подтянуть собор поближе к столице. Таким образом, решено было проводить собор в Халкидоне — городе на азиатском берегу Босфора, напротив Константинополя.
Приблизительно в то же время гунны были отбиты имперскими войсками и направились на Запад. Территории Галлии и Германии подверглись страшному опустошению. Однако, общая угроза заставила сплотиться старых врагов. Король вестготов Теодорих предложил римлянам союз против Аттилы, и в том же 451 г. в битве на Каталунских полях сошлись две армии. Безусловно, это одна из самых величайших битв за всю историю народов. По некоторым данным, только количество одних убитых составило 200-300 тыс. человек. Число и для нашего времени внушительное. Несмотря на гибель самого короля Теодориха войскам германо-римской коалиции удалось нанести решительное поражение Аттиле. Ценой страшных потерь цивилизованный мир был защищен.
Папа Лев выдвинул чрезвычайно жесткие условия для участия своих представителей на Соборе: он потребовал, чтобы они председательствовали на собраниях, и чтобы его Томос был признан как окончательное определение по христологическим вопросам. Участие Рима в Соборе было настолько важным, что император принял первое условие (хотя оно и нарушало уже сложившийся соборный протокол), но лишь формально. Папский легат Пасхасин, епископ Лилибейский, в Сицилии, был посажен на первое кресло и стал церковным председателем Собора. Что же касается Томоса, то его отказались принять лишь на основании его авторства, и он было очень тщательно сверен с пользовавшимися непререкаемым авторитетом писаниями св. Кирилла.
Правительство, наученное горьким опытом двух предыдущих соборов, решило взять в свои руки весь внешний порядок. За порядком следила специальная комиссия из 18 имперских уполномоченных — самых высокопоставленных чиновников и сенаторов. В действительности, всей соборной работой реально руководили они. Сам император присутствовал лишь на прошедшем 25 октября шестом заседании, на котором был подписан знаменитый халкидонский орос.
Местом проведения собора была выбрана базилика местночтимой мученицы Евфимии. Он продолжался более трех недель: от 8 до 31 октября 451 г. Всего прошло 7 пленарных заседаний. Это был первый Собор, протоколы заседаний которого полностью сохранились. Необходимо отметить отличную организацию Собора. Он стал прототипом всех последующих соборов. Имперские уполномоченные сели в середине восточной части храма, перед солеёй, спиной к апсиде. С правой стороны храма (слева от уполномоченных) сидели папские легаты, епископы Востока (кроме Палестины), Азии, Понта и Фракии. Слева сели Диоскор Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, представитель Анастасия Фессалоникского — Квинтилл Ираклийский и их сторонники — епископы Египта, Палестины и восточного Иллирика.
Общий характер собрания стал вырисовываться уже на первой сессии, когда Собор начал выяснять личный статус Диоскора Александрийского и главного представителя антиохийцев — Феодорита Киррского. Легаты потребовали, чтобы из собрания был убран Диоскор, оскорбивший папу Льва и, следовательно, не имеющий права сидеть на месте полноправного члена Собора. В то же время египтяне и их союзники яростно протестовали против присутствия Феодорита, критиковавшего св. Кирилла. Имперские уполномоченные отклонили оба требования. Предложенное ими решение было в том, что обоих епископов пересадили на середину, на импровизированную скамью подсудимых, оставив за ними полное право речи и участия в соборных обсуждениях. Это было весьма справедливое решение не только сточки зрения правосудия, но и ввиду общих целей политики Маркиана и Пульхерии — восстановление консенсуса в имперской Церкви, возглавляемой двумя имперскими столицами — Римом и Константинополем.
Бывшие участники Разбойничьего собора, подписавшие осуждения Флавиана и косвенным образом оскорбившие Льва, так как они отказались выслушать его послание, пытались оправдаться, либо обвиняя Диоскора в шантаже, терроре и насилии, либо (что было более честно) принося покаяние перед Собором. Более всех из них скомпрометировал себя Ювеналий Иерусалимский: он вместе с Диоскором председательствовал на Разбойничьем соборе. На Халкидонском Соборе он — довольно неубедительно — попытался оправдаться своим неведением, а во время голосования за оправдание Флавиана он, видя, что игра проиграна, поднялся, как бы в негодовании, демонстративно перешел на другую половину храма и сел рядом с антиохийцами и константинопольцами. Диоскор, нужно отдать ему должное, держался очень мужественно, выказывая вполне оправданную иронию к большинству поддерживавших его в 449 г., а теперь предавших его епископов: «Ах, бедненькие, они боялись, — издевался он над ними. — Это христиане-то боялись? О святые мученики, так ли вы поступали?» Когда его обвиняли в личном пристрастии к Евтихию, он отвечал, что у него тут нет ничего личного: «Если Евтихий мудрствует противно догматам Церкви, то он достоин не только наказания, но и огня. О вере кафолической я пекусь, а не о каком-то человеке. Мой ум направлен на божественное, не взираю я на лица и ни о чем не забочусь, кроме души моей и правой веры». Тем не менее, ему не удалось дать удовлетворительных объяснений по поводу собственного поведения в 449 г. и, в особенности, реабилитации Разбойничьим собором Евтихия. Диоскор ясно выразил собственную догматическую позицию, которая и останется вероучительной позицией большинства противников Халкидона на Востоке: Христос был совершенным Богом и совершенным человеком и, следовательно, «из двух природ». Однако после их соединения более невозможно говорить об этих «двух природах», отличимых друг от друга, потому что их соединение в единое существо было совершенным союзом.
Имперские уполномоченные в заключительном слове подтвердили свое ранее высказанное убеждение, что осуждение Флавиана было незаконным, и, следовательно, все ответственные за его вынесение — т. е. Диоскор, Ювеналий и другие — должны быть извержены из сана. Однако уполномоченные также заявили, что подобное решение должно быть принято лишь после дополнительных консультаций, когда все страсти немного утихомирятся, и предложили отложить его до следующей сессии. Собор последовал их совету и признал решения Разбойничьего собора недействительными, а его председателей — достойными низложения. Завершение сессии было отмечено пением епископами молитвы «Святый Боже» (Трисвятое). Это было первым достоверным упоминанием «Трисвятого» в истории.
Диоскор, поняв, что ему не удастся убедить Собор в правоте своего мнения, больше на заседания не являлся и был низложен заочно на третьей сессии — после того, как ему было послано три официальных вызова. Весьма важно, что низложен он был за ряд актов узурпации власти, насилия, произвола и дерзостей властям предержащим и собратьям-епископам. Из всех участников Разбойничьего собора был низложен лишь один Диоскор. Все остальные — включая Ювеналия Иерусалимского - должны были не только принести покаяние, но и подписаться под актом низложения Диоскора. Евтихий был осужден окончательно.
На четвертом заседании собора имперские уполномоченные поставили вопрос о формулировке нового вероопределения, однако поначалу это их предложение было встречено почти единодушным неприятием. С одной стороны, папа Лев дал строгие инструкции своим легатам настаивать на том, чтобы его Томос к Флавиану был достаточным и всеобъемлющим выражением Православия. Официальная позиция Римской церкви была такова: все вопросы уже были разрешены в Томосе Льва, и никаких последующих вероопределений не требуется. С другой - восточные епископы — в том числе и Диоскор со своими последователями — многократно выражали мнение, что Никейский Символ был абсолютно совершенным и достаточным вероопределением Православия.
Однако требование уполномоченных о составлении вероопределения было вполне законным ввиду отношения Империи ко Вселенским Соборам: император созывал эти собрания с опеределенной и ясно выраженной целью — получить четкие указания для проведения необходимой для обеспечения единства Церкви политики. В 451 г. простая отсылка к авторитету Никейского Собора была явно недостаточной — все вовлеченные в спор стороны ссылались на Никею и утверждали, что лишь их вера является продолжением никейской. Томос папы Льва тоже не смог удовлетворить всех.
Поскольку существовало формальное запрещение Эфесского Собора составлять какой-либо иной символ веры, кроме никейского, на пятой сессии Собора было решено составить не символ, а вероопределение (орос). Проект такого вероопределения было поручено сделать константинопольскому патриарху Анатолию. Этот проект был составлен в духе богословия св. Кирилла Александрийского, которое поддерживало большинство участников собора, но не вполне согласовывался с Томосом папы Льва. Поэтому его содержание вызвало протест римских легатов: «Если проект не будет согласован до точности с Томосом апостольского и блаженнейшего мужа архиепископа Льва, то дайте нам его копию, вернитенаши верительные грамоты, и мы отбудем в Италию, чтобы провести собор там».
Поскольку имперские представители, чьей главной задачей было обеспечить единство «двух Римов», все же настаивали на принятии ороса, он неизбежно должен был быть приведен в полное соответствие с Томосом. Поэтому они предложили сформировать из представителей всех сторон новую комиссию, чтобы отредактировать предложенный патриархом Анатолием текст. Епископы яростно протестовали против такого решения. Большинство из них было вполне удовлетворено существующим проектом. Однако государственные чиновники, фактически руководившие собором, поставили его участников перед фактом: или текст ороса будет согласован с Томосом папы Льва Великого, или собор действительно будет распущен и затем перенесен на Запад. Епископам пришлось смириться.
В созданную комиссию вошли легаты, Анатолий, шесть епископов диоцеза Востока и по три епископа из диоцезов Понта, Азии, Фракии и Иллирика (всего 23 члена). Комиссия собралась и всего за несколько часов напряженной работы произвела знаменитую формулу: «Итак, следуя за божественными отцами, мы все единогласно учим исповедывать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всем кроме греха. Прежде веков рожденным из Отца по Божеству, а в последние дни Его же Самого для нас и для нашего спасения (рожденного) по человечеству из Марии Девы Богородицы. Одного и Того же Христа, Сына, Господа Единороднаго, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. (При этом) разница природ не исчезает через соединение, а еще тем более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо (πρόσωπον) и в одну Ипостась. (Учим исповедывать) не рассекаемым или различаемым на два лица, но Одним и Тем же Сыном и Единородным, Богом-Словом, Господом Иисусом Христом: Как изначала о Нем (изрекли) пророки и наставил нас Сам Господь Иисус Христос и как предал нам символ отцов наших».
Ядром этого определения являются 4 апофатических наречия: неслитно, непревращенно — против монофизитства; неразделимо, неразлучимо — против несторианства. Слова все отрицательные: что может сказать человеческий язык о тайне Личности Христовой? Но это отрицательное определение имеет неисчерпаемый религиозный смысл: оно навеки ограждает, описывает, выражает то, что составляет саму сущность христианства, саму радостную тайну Евангелия.
Выражение «в двух природах», которое так и не приняли кирилловцы, было взято из Томоса, куда, в свою очередь, оно попало из бл. Августина. Монофизиты ссылались на формулу Кирилла: «Одна природа». Умеренные согласны были на выражение «из двух природ». Но определение «в двух природах» стало для них камнем преткновения.
25 октября на Собор явились Маркиан и Пульхерия. Орос был подписан в их присутствии. Подписали его почти все присутствовавшие — около 350 делегатов, т. е. на 150 человек меньше, чем общее число собравшихся. Очевидно, многие, не желая подписывать такой документ, бежали с Собора. Несколько александрийских епископов буквально умоляли собравшихся не заставлять их подписывать Орос, так как они опасались за свою жизнь по возвращении в Александрию.
На 9 и 10 сессиях (26-27 октября) рассматривалось дело блаж. Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Еще во время III Вселенского, Собора, Феодорит торжественно поклялся, что никогда не будет анафематствовать Нестория. Тем не менее, после нескольких тщетных попыток объяснить свою позицию, Феодориту пришлось сдаться и подписать анафему Несторию. Иве Эдесскому тоже пришлось анафематствовать Нестория, после чего и он был оправдан. Реабилитация Феодорита и Ивы значила, что Собор принял в общение двух видных и талантливых бывших критиков Кирилла, что будет негативно воспринято кирилловцами-фундаменталистами.
На той же сессии Палестина была выделена в отдельный патриархат за счет патриархата Антиохийского. Антиохии были оставлены так называемые «Две Финикии» (т. е. нынешние Ливан и Сирия) и неопределенная «Аравия» (Заиорданье и земли за ним). А Иерусалим получил «Три Палестины» с тремя митрополичьими центрами: Кесария (при море), Скифополис (Южная Палестина) и Петра (юго-восток от Мертвого моря).
В отсутствие легатов (которых повели на экскурсию) было принято очень важное 28-е каноническое правило, в котором определялась юрисдикция константинопольской епархии и утверждалось ее 2-е место после Рима. Текст этого правила звучал следующим образом: «Следуя во всем за определениями свв. отцов и признавая прочитанный тут канон 150-ти боголюбезнейших епископов, бывших в соборе (381 г.) в дни благочестивой памяти Феодосия в царствующем граде Константинополе, Новом Риме, то же самое и мы определяем и постановляем о преимуществах святейшей церкви того же Константинополя, Нового Рима. Ибо и престолу Ветхого Рима отцы, как и подобало, дали преимущества, потому что он был царствующим градом. Следуя тому же побуждению, и 150 боголюбезнейших епископов предоставили такие же преимущества святейшему престолу Нового Рима, справедливо рассудив, чтобы град, получивший честь быть градом царя и сената и имеющий равные преимущества с ветхим императорским Римом, был бы, в соответствии с этим, подобно ему, возвеличен и в церковных делах и стал бы вторым после него. И только на этом основании, только лишь митрополиты округов Понтийского, Асийского и Фракийского, а также и епископы иноплеменников вышеупомянутых округов пусть рукополагаются у этого именно святейшего престола святейшей Константинопольской церкви. Т. е. каждый митрополит вышеназванных округов, с епископами этих округов, должны поставлять епархиальных епископов, как предписано божественными правилами. А самые митрополиты вышеуказанных округов должны поставляться, как было уже сказано, константинопольским архиепископом, после того, как было совершено по обычаю согласное избрание (на месте) и представлено (Константинополю)».
Папа, который твердо стоял на принципе абсолютности и неизменности преимуществ лишь трех кафедр, которые были утверждены на Никейском Соборе, резко протестовал против этого канона. Только через два года, в 453 г., он примирился с Анатолием и утвердил все решения Халкидонского Собора, кроме 28-го канона. Сам же 28-й канон латинские канонисты не признают и поныне, считая его актом узурпации со стороны коварных греков.
Основной корпус канонов (27), принятых в Халкидоне, направлен главным образом на укрепление нравственной и дисциплинарной власти местных епископов над их клириками. Каноны были направлены против обычая рукополагать клириков «без точного назначения», не приписывая их к конкретной общине (канон 6); против беспричинных переводов или переходов клириков из града в град без разрешения их епископов (каноны 5,10,11,13, 20, 23); против обращений конфликтующих между собой клириков в светские суды, когда дело может быть разрешено в суде церковном (каноны 9, 21); против участия клириков в частном предпринимательстве или в гражданских и военных должностях (каноны 3, 7); против рукоположений за деньги (канон 2); против брака между церковнослужителями и еретиками (канон 14); против рукоположения диаконис до достижения ими сорокалетнего возраста (канон 15). В делах финансовых власть епископов и клириков была ограничена требованием иметь в каждой церкви эконома, который отвечал бы за все церковное имущество и, в особенности, за имущество епископа после его смерти (каноны 22, 25, 26).
Самые далеко идущие меры, однако, касались монашеского движения. Согласно 4-му канону, монахи и монастыри помещаются под контроль епископа. Весьма показательно, что это правило было предложено самим императором Маркианом, что отражало озабоченность государства в связи с широким и несколько анархичным развитием монашества. С тех пор на Востоке монашеские общины всегда будут оставаться в юрисдикции местных епископов. За всю историю православного монашества на Востоке не было создано ни одного религиозного ордена, «освобожденного» от епископской юрисдикции.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 704;