Возникновение ислама.

 

После изнурительной войны с Византией Персидская империя по существу прекратила свое существование. На ее развалинах шла гражданская война. Ираклий поддерживал то ту, то другую сторону и ни одной не давал победить.

Но и Византия была лишь в немного более лучшем положении. Казна была пуста, от армии оставалась едва ли половина, лучшие богатейшие об­ласти были разорены. Монофизитский раскол продолжался.

В конце своего правления Иркалию пришлось столкнуться с еще более грозным, чем персы врагом. Им стали арабы-мусульмане. 12-й год правления Ираклия — 622г., когда император начал свое контрнаступление против персов, — стал годом Хиджры— началом мусульманского летоисчисления.

Когда Ираклий в 629 г. принимал поздравления в Константинополе отовсюду, включая и Галлию и Индию, в столицу Империи прибыло письмо от некоего арабского шейха Мухаммеда,объя­вившего себя пророком Божиим и призвавшего императора принять его веру. Подобные письма были посланы царям Персии и Эфиопии и губерна­тору Египта. Вряд ли кто-нибудь из них обратил внимание на эти письма. Однако всего через несколько лет имя Мухаммеда будет греметь по всему миру. Сам пророк умер в 632 г., а всего лишь через 19 лет после его смер­ти, в 651 г., армии его последователей не только завоевали Сирию и Еги­пет, но и уничтожили остатки Персидской империи, убили последнего царя царей из династии Сассанидов.

К началу VII в. Аравийский полуостровнаселяло множество незави­симых неуправляемых племен: некоторые из них были кочевниками, не­которые были оседлыми и занимались сельским хозяйством, некоторые проживали в торговых городах, расположенных вдоль путей караванов. В стране царило идолопоклонничество. В каждой местности были свои идолы, но наиболее чтимыми из всех были черные камни святилища Кааба в Мекке— одном из главных торговых городов. Благодаря торгов­ле город был весьма благополучным материально, да и паломничество приносило городу стабильный доход...

Однако идолопоклонничество доживало свои последние дни. В 571 г., в арабском городе Мекке в семье мелкого купца Абдоллаха родился мальчик, которого назвали Мухаммед. Его отец умер еще до рождения сына. Через шесть лет умерла и мать. Оставшись сиротой, мальчик вскоре принужден был сам себе зарабатывать: за скудную плату он нанялся пасти коз и овец (занятие, считавшееся низким), собирал ягоды в пустыне. На 24-м году жизни Мухаммед поступил на службу к богатой знатной вдове Хадидже и путешествовал по ее торговым делам с караваном в Сирию, сперва погонщиком, потом приказчиком. Пожилой Хадидже, которая была старше Мухаммеда на 15 лет, юноша понравился до того, что она, даже против воли своего отца, предложила ему свою руку. Брак этот (богатый детьми, из которых сыновья скоро умерли) дал Мухаммеду известный вес в обществе.

С 600 года Мухаммед стал уединяться в пустыне и молиться. Около 610 года в пещере (недалеко от Мекки) во время молитвы Мухаммеда посетило некое видение. По преданию, ему явился архангел Гавриил с книгой в руке и, показав ее будущему пророку, сказал: "Читай!" Мухаммед пытался объяснить, что он неграмотный, но архангел заставил его читать. Как не странно, но Мухаммеду это удалось. Через чтение книги и рассказы архангела Гавриила Мухаммед якобы познал истинную веру, истинное богопочитание. В частности, Бог открыл ему, что защитит его, а на жителей Мекки скоро обрушится гнев Божий за их неправду. Мухаммед стал проповедовать на улицах Мекки.

Следует отметить, что Аравия к тому времени была весьма пестрой в религиозном отношении. Здесь были и христиане (монофизиты и несториане), и иудеи, и последователи местных языческих исповеданий (по своему характеру политеистических). Его соплеменники населяли всю природу, отдельные местности и дома невидимыми духами, добрыми и злыми, имели идолов, племенных и семейных, с которыми обращались очень фамильярно и чтили их больше по привычке; род арабского пантеона был в храме Мекки. В городах вырабатывали много идолов и продавали бедуинам, но для тех часто было достаточно и простого камня. В крайнем случае, бедуины нагромождали кучу песка, выдаивали на него верблюдицу, и это был уже идол. Над всеми богами и богинями доисламские арабы признавали одного Бога, под именем "всевышнего Бога" ("Аллах Теâля"). Мелкие боги назывались его детьми. Этим Богом клялись, в начале договоров писалась формула: "Во имя твое, Аллах!", злых людей называли "врагами Аллаха", но Бог этот не имел никакого культа, и сами представления арабов о нем были крайне. Были также так называемые ханифы - монотеисты, но не иудеи и не христиане, а просто собственным путем пришедшие к монотеизму. Они проповедовали практическую (этическую) религию — веру в единого Аллаха (без догматов) и учение о воздаянии. Вера в единого Аллаха была у ханифов отожествлена с "вручением" себя Его воле (по-арабски "ислам). Под влиянием ханифов, а также своей жены, которая была иудейкой, проповедь Мухаммеда носила монотеистический характер.

Постепенно у Мухаммеда появились первые сторонники. Успех Мухаммеда в качестве религиозного лидера объясняется глав­ным образом тем, что он как никто другой понимал арабов, разделяя все чувства и предрассудки своего народа. Кроме того, он обладал несравненным поли­тическим гением. Это сочетание талантов позволило ему создать за 10 лет из ничего империю, готовую к завоеванию мира.

622г. стал годом Хиджры(бегства). Мухаммед с кучкой учеников и домашних бежал из родной Мекки, где он начал безуспешную борьбу с поклонением священным камням Каабы, в Медину. Мухаммед пропове­довал строгий монотеизм. В Медине число сторонников Мухаммеда значительно возросло. Жители пустыни, прослыв­шие потом под именем бедуинов, громившие и прежде караваны купцов и паломников, начали громить их «идейно», как неверных. «Победители» на­чали увлекаться захватом территорий и создали завоевательное движе­ние. Захватив юг Аравии — Геджас, они дошли до центра — Неджеда. Вои­ны превратились в миссионеров. Успех завоевательного движения на периферии произвел подавляющее впечатление и на сопротивлявшийся первоначально центр — на корейшит-скую Мекку. В 630 г. она сдалась Мухаммеду. Он также пошел на компро­мисс, объявив чтимую группу камней не идолами, как было в первый момент движения, а как бы достопочтенным созданием святых праот­цов-патриархов, Авраама и его сына Измаила. К 632 г., когда Мухаммед скончался, он был господи­ном всего Аравийского полуострова, и его армии уже пересекали грани­цы Византийской империи.

Столкновения с Римской Империей начались еще при жизни Пророка. Но они ограничились мелкими и не слишком успешными набегами на Па­лестину. При преемнике Мухаммеда Абу Бекре захват Аравии был завер­шен завоеванием персидской колонии в Бахрейне, а затем арабы вошли в Петрею (нынешняя Трансиордания) и, победив местного экзарха Сергия, вышли на юг Палестины и захватили Газу. С гражданскими жителями обо­шлись мягко, но солдаты гарнизона стали первыми христианскими мучени­ками от ислама.

В 634 г. Абу Бакра сменил новый калиф (наместник) Омар. Южная Па­лестина постепенно наводнялась арабами. Престарелый патриарх Иеруса­лимский Софронийдаже не смог в день Рождества в 634 г. выйти из Ие­русалима с паломниками в Вифлеем.

Тем временем Ираклий, пребывающий с остатками армии на севере Сирии осознал, какую угрозу для империи представляют мусульмане. Но после изнурительной войны с Персией, на которую он истратил даже все ценности церквей, он уже не имел средств на армию. Тяжелые налоги и без того ожесточали население. Из последних сил Ираклий собрал армию и заставил арабов отойти от Дамаска и Эмессы на юг, за Мертвое море. Это был последний военный успех Ираклия. В 635 г. арабам все-таки удается взять Дамаск. А в 636 г. византийской армии было нанесено сокрушительное поражение на реке Ярмук.

Арабы быстро завоевали покинутую страну. Монофизиты переходили на их сторону, евреи служили проводниками. Лишь Кесария и Иерусалим да пара крепостей оказали им сопротивление. Св. патриарх Софроний возглавлял обо­рону города до тех пор, пока была надежда на избавление. В последний мо­мент он отослал Честной Крест в Константинополь. В конце концов, он принял тяжелое решение о капитуляции.

В 638 г. св. Софроний объявил, что сдаст город лишь самому Омару. Тот прибыл на встречу с иерархом. Престарелый патриарх встретил Омара на Масличной горе. Он был поражен бедуинской простотой калифа, который явился к месту переговоров на белом верблюде, в засаленной одежде из верблюжьей шерсти и с мешком фиников, притороченным к седлу. На этой встрече были обговорены условия сдачи Иеру­салима. Таким образом, после отвоевания святого города у персов он оста­вался в руках христиан всего 7 лет.

Войдя в город, Омар отказался молиться в христианском храме у Гро­ба Господня и расположился на месте иудейского храма. Там сейчас сто­ит мечеть Омара, символизирующая преимущество мусульманского от­кровения над библейским. Сам факт того, что Омар отказался молиться у Гроба Господня, весьма знаменателен: помолись он там, сегодня на этом месте стояла бы мечеть, и никакой церкви не было бы. Чтобы отметить роль Софрония в сдаче города, Омар выпустил специальный документ, га­рантирующий христианам право на существование. Такое же право при­знавалось и за иудеями. В одном месте Корана Мухаммед называет их «людьми книги» и говорит, что они имеют право на жизнь, в отличие от язычников, которые имели лишь один выбор: принять ислам или умереть. Итак, вот документ Омара: «Во имя Бога премилосердного. Омар — обитателям Элии. Они будут находиться под охраной и сохранять свою жизнь и имение. Их храмы не будут разрушены и будут предоставлены им в пользование. Но вход в храмы для мусульман невозбранен и днем и ночью. И двери открыты для проходящих. Воздвигать крест над храмом не позволено, а также и звонить в колоко­ла. Пусть довольствуются билом. Пусть не строят новых храмов ни в городе, нив окрестностях. Мусульманскому страннику пусть дают приют в своем городе: даром ночлег и прокормление в течение трех суток. Дети христиан не обязаны изучать Коран, но пусть не проповедуют открыто своей веры мусульманам, пусть никого не привлекают к ней, но пусть не мешают своим родственникам принимать Ислам. Пусть не выносят на улицу ни своих крестов, ни своих священных книг. Пусть уважают мусульман и уступают им место, когда те пожелают сесть. Пусть не одеваются как мусульмане и не покрывают своей головы, как правоверные. Пусть не говорят тем же языком, не называются теми же именами, не имеют на своих печатях арабских надписей. Пусть не ездят верхом на сед­лах, не носят никакого оружия, не берут мусульманина в услужение. Пусть платят исправно подать, признают калифа своим самодержцем и ни прямо, ни косвенно не вредят его служению».

Эти принципы останутся на века образцом для выживания христиан­ских общин под властью ислама. Однако интересно, что Палестина оста­лась единственной областью Халифата, где все древние святыни навсегда останутся в христианских руках, и где православный патриарх считался му­сульманами хранителем Святых мест. В конце концов, его права будут урезаны другими христианами, особенно латинскими крестоносцами и от­части армянами и коптами, но не мусульманами. И это — заслуга мудрой политики св. патриарха Софрония. Антиохия пала в том же 638 г., что и Иерусалим. Приморская Кесария про­держалась до 639 г. Тем временем мусульмане разгромили Персию. В декабре 639 г. мусульманский военачальник Амр с 4-тысячной ар­мией вторгся в Египет. К 641 г. арабы завоевали Верхний Египет. В феврале 641 г. Ираклий скончался. В ноябре 641 г. сдалась Александрия. Амр вошел в город и гордо написал халифу Омару: «Я взял город, о котором могу сказать лишь, что в нем имеется 4000 дворцов, 4000 бань, 400 те­атров, 12000 зеленщиков и 40000 платящих подати евреев».

Бразды правления над христианами Амр вручил вышедшему из укры­тия монофизитскому патриарху Вениамину. Лишь небольшая группа «мелкитов» сохранила верность халкидонскому православию. К 700 г. Африка (Карфаген) была в руках арабов. Через 11 лет они оккупировали Испанию. В 717 г. мусульманская Империя про­стиралась от Пиренеев до центральной Индии, и арабские армии стояли у стен Константинополя.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 536;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.