Иудеи накануне пришествия Спасителя
Накануне Рождества Спасителя обостряются мессианские чаяния иудеев. К этому времени истекает срок, указанный пророком Даниилом (70 седмин). Большинство иудеев видели в будущем Мессии политического вождя, который должен будет избавить их от господства иноплеменников. Далеко не все, чему учили пророки, было усвоено. Религиозные настроения иудеев того времени были представлены несколькими политическими партиями, среди которых выделялись саддукеи, фарисеи и ессеи.
Больше всего в Новом Завете говорится о фарисеях. Действительно, это была самая распространенная и самая влиятельная религиозная партия среди иудеев. Само слово «фарисеи», возможно, означает «обособленные» или «отделенные». Фарисеи считали необходимым строгое соблюдение Моисеева Закона и призывали к этому иудеев. Особенностью религиозных воззрений фарисеев была вера в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение мертвых, в существование ангелов и бесов. Как и большинство евреев, фарисеи верили в скорое пришествие Мессии, которого представляли в образе монарха-победителя, который положит конец власти Рима и создаст Царство Божие на земле. Также фарисеи считали необходимым тщательное соблюдение всех мелочных предписаний не только Закона Моисеева, но и преданий всех книжников, истолковывавших Закон. Иногда эти предписания соблюдались строже самого Закона. Мог искажаться смысл Закона. Например, не нарушая субботний покой, можно было работать одной рукой, разрешалось привязывать ведро у колодца поясом, а не веревкой и т.д. Если иудей выполнил все требуемые от него предписания, он ничего уже не должен Богу. Таким образом, фарисеев нисколько не интересовало состояние души человека. Фарисеи были крайними националистами и считали, что для Бога существуют только евреи как дети Авраама, что именно они, фарисеи являются хранителями истины. Все это порождало такие черты фарисеев, как гордость и лицемерие, в которых их обличал Иисус Христос. Тем не менее, отношение фарисеев к римлянам, а также большая, чем у саддукеев внимательность к простому народу, делали их популярными. Несмотря на все недостатки, многое, о чем говорили фарисеи, было правильным, что засвидетельствовал Сам Спаситель. Несмотря на всю враждебность фарисеев Спасителю, он имел в их среде и друзей. Из Евангелия мы, по крайней мере, узнаем о двоих из них – Иосифе Аримафейском и Никодиме.
Саддукеи были противниками фарисеев. По своему характеру они были скорее политической партией, чем религиозным движением. По своим взглядам и составу саддукеи были иудейским истеблишментом. К саддукеям принадлежали представители иудейской аристократии и высшее духовенство. Саддукеи преклонялись перед Римом и эллинской культурой, признавали авторитет только Св. Писания, религиозные искания их интересовали мало. В бессмертие души они не верили, поэтому стремились прожить в свое удовольствие земную жизнь. Подобная позиция не способствовала их авторитету в народе, который справедливо видел в них агентов Рима. Саддукеи были самыми непримиримыми врагами Христа.
Политические позиции саддукеев сближали их с партией иродиан. Само название иродиан выдает в них сторонников Ирода и его политической линии. Будущее Иудеи иродиане видели в союзе с Римом, от которого надеялись в будущем получить политическую автономию. В Иисусе Христе они видели помеху своим политическим замыслам.
О секте ессеев в Новом Завете не упоминается ни разу, тем не менее, несомненно, ессеи занимали важное место в духовной жизни иудеев того времени. О ессеях писали римский историк Плиний и еврейский историк Иосиф Флавий. Также о жизни ессеев известно довольно много благодаря удивительной находке, сделанной в ХХ веке - библиотеке Кумрана. В пещерах Кумрана, расположенных в окрестностях Мертвого моря, ессеи, в виду надвигающейся на них опасности, спрятали свою библиотеку. Началась война, и община была уничтожена солдатами X-го римского легиона. После этого кумранская библиотека провела в пещерах почти 2000 лет, и была в 1947 г. найдена молодым бедуином Мухаммедом-эд-Дибом. Благодаря сухому, жаркому климату рукописи неплохо сохранились. В богатейшей библиотеке Кумрана были найдены практически все книги Ветхого Завета, датируемые примерно 100 г. до Р.Х. (древнее этих рукописей только египетский папирус Неш, датируемый III в. до Р.Х.), а также документы, рассказавшие о жизни самих ессеев. Из документов, найденных в Кумране, ученые узнали, что ессеи появились во времена Маккавеев. Их секта была основана неким «Учителем Праведности». Под его руководством группа отправилась в пустыню для того, чтобы «подготовить путь Господу», считая себя особым сообществом, «соединенным так, чтобы составить святая святых и общий дом для Израиля, идущего путем совершенства». Себя ессеи называли «святыми Всевышнего», «сыновьями света», «святым народом», «бедняками паствы». Они верили в скорое пришествие Мессии и готовили себя к его приходу. Собственность у ессеев была общей. Главным занятием их было совместное изучение Св. Писания и таинство общей трапезы, на которой священник «простирал руку, дабы призвать благословение на начатки хлеба».
Община ессеев имела строгую иерархию и четкую организацию. Первое место занимали священники, за ними шли левиты, старейшины, и, наконец, остальные верующие. Верующие были разделены на тысячи, сотни, полусотни и десятки. За порядком в общине должен был наблюдать совет, состоящий из 12-ти членов.
Жизнь ессеев тщательно регламентировалась. Как и в обычном обществе, среди ессеев были люди разных профессий: гончары, писцы, земледельцы. Все они должны были в определенное время собираться на молитву. Ночью ессеи изучали Закон Моисеев. С этой целью они были разделены на три «стражи» или «караула». Если они нарушали установленный порядок, несли наказание.
Членами общины ессеев становились как мужчины, так и женщины. Желающий войти в общину, должен был отречься от своих прежних связей. Обрядом посвящения в члены секты было ритуальное омовение, которое, в отличие от христианского крещения, периодически повторялось.
Но Мессию ожидали не только в самой Палестине. Вавилонский плен, бывший, конечно, большой трагедией в истории еврейского народа, имел и очень важные, промыслительные последствия для будущего распространения евангельской проповеди. Благодаря вавилонскому переселению евреи впервые вышли за рамки своего прежнего, довольно узкого ареала обитания. Несмотря на разрешение вернуться домой спустя несколько десятилетий, в Палестину евреи в полном составе уже никогда не вернутся. Значительная часть евреев осталась в Месопотамии, откуда они постепенно стали расселяться по другим регионам Ближнего Востока. Завоевания Александра Македонского и возникшие в результате политические и культурные перемены только усилили этот процесс. Большие еврейские общины (диаспоры) существовали в Египте и в Сирии. Помимо этого евреи появляются в Малой Азии, Армении, Аравии, а затем и в Европе. Большое количество евреев было переселено в Рим Помпеем в качестве военнопленных, положив начало многочисленной римской общине. При императоре Августе их насчитывалось уже до 8000 человек.
Удивительно, но, рассеявшись по всему миру, евреи нее ассимилировались, не растворились среди других народов. Конечно, они вынуждены были усваивать культуру тех стран, на территории которых они оказались, прежде всего, греческую культуру, из-за чего их называли эллинистами, но при этом евреи не забывали главного – своей религии. Где бы они не оказались, ими устраивалась или синагога, или молитвенный дом, в котором неукоснительно проводились собрания каждую субботу. С Иерусалимом также существовали достаточно прочные связи. Через курьеров евреи передавали в Иерусалим узаконенную подать, а также другие щедрые приношения. Наконец, иудейские праздники, прежде всего, Пасха, привлекали в Иерусалим тысячи богомольцев. С другой стороны, из Иерусалима в разные страны еврейской диаспоры расходились книжники, получившие образование в раввинистических школах. Таким, образом, где бы не находился еврей, он живо ощущал своей единство со своим народом. Евреи не только не были поглощены другими, порой гораздо более цивилизованными народами, но сами оказывали на них довольно серьезное влияние. Например, царица Елена и наследный принц Изат Адиавенского царства (нынешний Курдистан) стали иудейскими прозелитами. Прозелитом был и евнух эфиопской царицы, что свидетельствует о сильном влиянии иудеев в этой африканской стране.
Успеху иудейской миссии способствовало и вполне проявившееся в это время разложение язычества. Римляне, язычество которых было довольно примитивным, и даже греки успели к этому времени разочароваться в своих богах. В моду стали входить восточные культы, в которых было больше мистики. Удивительная, не похожая на другие религия иудеев находит в этой ситуации много поклонников в языческом мире, среди которых были даже члены императорской фамилии. «Наши законы, - писал известный еврейский ученый Филон Александрийский, - привлекают к себе всех: варваров, иноплеменников, греков, обитателей материка и жителей островов, на Востоке, Западе и в Европе». Известный римский философ Луций Аней Сенека с раздражением будет констатировать: «Иудейская вера теперь принимается во всех странах: побежденные диктуют законы победителям». Следует отметить, что все прозелиты подразделялись на две категории: пришельцев врат, от которых требовалась вера в Ягве и принятие т.н. «ноевых законов» и пришельцев правды, от которых требовалось следование закону Моисееву во всей его полноте.
К язычникам были обращены т.н. «Сивиллины книги» - сборник псевдопророчеств Сивиллы, написанный неким александрийским иудеем около 140 г. до Р.Х. В этой книге возвещается наступление апокалиптических времен, говорится о карах, которые постигнут языческий мир за его духовное ослепление, и о спасении, которое придет из Иерусалима через мессианского царя, который положит конец этим страшным временам и установит на земле вечное царство мира, в «которое будут собраны все народы». Таким образом, напряженное ожидание Мессии, которым жили евреи в это время, передавалось и язычникам. Мир готовился к встрече своего Спасителя.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1437;