Внутренняя и внешняя культура И. Канта
Проблемы культуры у немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) теснейшим образом связаны с проблемой человека.
Исходным пунктом его концепции культуры является признание существования двух миров: мира природы и мира свободы.
Человек принадлежит к миру природы, поэтому он не свободен, поскольку находится во власти законов природы, где лежит источник зла.
Но в то же время человек принадлежит и к миру свободы, являясь нравственным существом, обладателем практического разума (нравственности).
Зло можно побороть через культуру, ядром которой является мораль.
Совершенствование происходит в постоянной борьбе с самим собой, собственной леностью и прочими дурными наклонностями.
Главное противоречие культуры – это противоречие между стремлением к собственной свободе и границами, определяемыми для нее обществом.
Умение определять эту границу является признаком культурного человека и называется категорическим императивом, смысл которого в следующем: человек должен относиться к другому человеку только как к цели и никогда как к средству для достижения собственных целей.
Культура не может иметь своей целью достижение счастья отдельным человеком, культура должна сделать его достойным своего счастья, стать условием не счастливой, а достойной жизни.
В этой ситуации культура для Канта – это инструмент, подготовка человека к осуществлению его нравственного долга.
Человек, как замечает Кант, должен еще соблюдать внешние приличия, но это признак цивилизованности, а не культуры.
Цивилизованности, в отличие от культуры, можно легко обучить.
Ведь это достижения техники и технологии, механизмы удовлетворения массовых утилитарных потребностей – внешняя культура.
Субъектами, овладевшими только внешней культурой, легко управлять.
Общество и государство заинтересованы именно в такой культуре, которую правильней называть цивилизацией.
Таким образом, И. Кант ввел и четко определил понятие внешней и внутренней культуры.
Собственно культурой является только внутренняя культура – совокупность нравственных идеалов и нравственных детерминантов общества.
Она уникальна, не претендует на универсализм, а подчеркивает неповторимость личности.
Для обычного человека внешняя культура предпочтительнее.
Но человеческое общество продуцирует два типа личностей, приобщающих человека к внутренней культуре, – талантов и гениев.
Таланты передают культурное наследие, воспроизводят уже имеющееся семантическое поле культуры, раскрывая в нем новые значения, образы, интерпретации существующих культурных смыслов.
Гении подвергают сомнению все установления в обществе, они не просто воспроизводят уже созданное, а создают что-то новое, благодаря чему идет движение общества вперед.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 640;