Искусство эпохи Гуптов (320-485г).
Завершающий период развития буддийского искусства, центры Магадха и Паталипутра (бывшая столица), северная часть. Длительный период относительного мира -> развитие городов и придворной культуры. Классический период. Много династий, наиболее известны Гупты (индуисты, терпимо относились к другим), при них сформировался стиль, который продолжил существовать после династии. 4-6в – расцвет Шелкового Пути (это паутина путей). Растет городская культура, расцветают монастыри. Пантеон увеличивается, ритуалы приобретают пышность, танцевальное и музыкальное оформление. В городах распространяются древние верования (Махабхарата и Рамаяна). Городская культура не дошла, тк все деревянное. В буддизм приходят добуддийские персонажи, Будда признан воплощением Вишну (то есть слияние религий). Искусство изысканнее, для утонченных кругов, а не для масс (буддизм). Много трактатов (Атха Шастра – искусство политики; Кама Сутра; учение о Чакравартене – идеальный правитель; Шипа Шастра – о ремесле, говорится не только о пропорция и материалах, но и об изображении душевного движения). Для скульптуры модуль – толщина большого пальца, пропорции вытягиваются, буддийское искусство созрело и ушло от наивности кушанского периода, большое внимание символике и жестам (их много, они сложные, их надо знать). Были «дома живописи» - что-то вроде картинных галерей. Буддизму уже 1000л, уже в 5в возрождаются индуистские матера и эстетика.
Скульптура: складывается новая традиция, другой возрастной тип (юный, но зрелый царственный муж), вытягивается (фигура как цветок). Большие нимбы активно украшены, распространены мотивы лотоса и вьющихся растений. Скульптура канонична (раньше канон могли и не соблюсти), эффект полушага (у греков хиазм), костюмы с закрытыми плечами (царские, а не монашеские). Скульптура дистанцирована от зрителя, стль совершенна, что живет в своем мире. Круглой скульптуры нет (только несколько исключений). Степень канонизации приводит к однообразности. Эта скульптура – итог развития скульптурной пластики.
Будда из Калькутты, 5в, Сарнатх. Некоторое время вывозилась из Индии, эффект обнаженной фигуры (прием мокрых одежд), иногда на «мокрых» одеждах возникают складки. Одеяние, как и фигура, трактовано обобщенно, в районе щиколотки обозначен подол (как 2 створки раковины). Стоит. Пропорции вытянутые.
Будда из Матхуры, 4-5в, Калькутта. Стоит, полупрозрачный плащ на оба плеча, массивная и крепкая фигура, на середине икры конец плаща (2 валика), равномерный рисунок складок (как параболы спускаются вниз). Образ изменяется и приобретает отпечаток отрешенной придворной утонченности.
Будда из Сарнатха, 4-5в, Сарнатх. В позе лотоса, руки в мудре, глаза прикрыты, прозрачная одежда без складок на оба плеча, большой круглый нимб (центр, где голова, кончается, где грудь). Волосы в пучке из мелких завитков.
Будда из Диджанкара, 5в. Совершенное, канонизированное лицо, огромный нимб (много цветочных мотивов). Плащ на оба плеча. Эффект мокрых одежд с 2мя створками раковины, есть стилизованные складки драпировки. Эффект растворения скульптуры в фоне.
Пещерные монастыри: Аджанта, некоторые ее части были созданы в раннее время (100г), там также есть образцы ранне буддийской живописи, но сохранились они фрагментарно. Комплекс состоит из около 30 пещерных залов. Самые значительные – вихары №1,5,6,16,17 и чатья №19 – здесь живопись 5-7в, богатый репертуар из современной жизни. Росписи посвящены эпизодам из жизни Будды и джатакам (его прошлые перерождения), много изображений простого народа, горожан и придворной жизни (подробнее в билете №8). Здесь складывается алтарная триада. В скульптуре эффект мокрых одежд, тонкая проработка, разработана иконография( прическа из мокрых прядей, пучок на макушке), система жестов (12 хаст и мудр), величие образа, неполированная поверхность.
Архитектура: городская –деревянная (не дошла). В храмовой продолжение буддийских типологий – ступа и скальные храмы, также эволюция наземного индуистского храма. Первоначально, это храм кубической формы с плоским покрытием, к которому добавляется башенная надстройка. Форма целлы индуистского храма восходит к ранне буддийским сооружениям, прямоугольным в плане, расширенным за счет примыкающей к целле мандапы (зал для собраний), выступающего портика ардхамандапы и промежуточного помещения антаралы. В этом типе есть тенденция выделения целлы с помощью башнеподобного возвышения над ней. Все одноярусно (хотя кажется наоборот).
Наиболее ранние храмы-башни Гуптов – храм Дашаватары в Деогархе и храм-башня в Бхитаргаоне (кирпичный, хуже сохранился, рельефы чрезмерно выпуклые). Храм в Деогархе, ок 500г –вытесанные каменные плиты, на квадратной платформе, с 4х сторон ведут лестницы (3 ложных входа, там рельефы из жизни Вишну, 1 настоящий вход в целлу). Первоначально в храме еще находились вестибюли с 4мя колоннами (соответствует лестницам), превращал квадратный план в крестообразный. Башня сохранилась частично.
В 6в началась эволюция храма-башни (пост Гуптское искусство). Пример – храмовый город в Айхоле, столица западной династии Чалукьев.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 1003;