АРХИТЕНКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.
Развитие римской архитектуры делится на 2 главнейших периода:
- республиканский (VI в до н.э. – 30 до н.э.)
- имперский (30 г. до н.э. – V в н.э.)
Во времена развития Римской республики чрезвычайно усложнилась структура государства для управления и охраны которого потребовался сложный военный административный аппарат. Строились военные лагеря, крепости, мосты, дороги, гавани, склады, рынки, магазины и т.д. Наряду с культовыми зданиями получили развитие городские площади – форумы, театры, амфитеатры, цирки, термы рассчитанные на большую вместимость, Правительственные учреждения – канцелярии, архивы, суды, собрания. Строились мемориальные сооружения – триумфальные арки, колонны, мавзолеи, гробницы, акведуки.
Римская архитектура основана на древнейшей культуре этрусков и влияния греческой архитектуры.
Тип храма взят от этрусков – стоит на высоком подиуме. Тип жилого дома тоже идёт от этрусков – с атриумом – с открытым сверху помещением – двориком, округлённым рядом жилых помещений (у греков – перистиль – тоже внутренний дворик), но без колонн – сад.
Атриум |
Перистиль |
Развиваются инженерные сооружения: арочные, сводчатые и купольные конструкции из бетона (по сути бутобетона) позволявшие создать перекрытия больших пролётов. Своды: цилиндрический, крестовый, купольный своды.
Архитектура этого времени отличается строгой сдержанностью форм, монументальностью и высоким техническим мастерством: полы клинчатые (распорные) конструкции, обожжённый кирпич. Каменная кладка насухо заменилась кладкой на растворе. Появилось новая техника возведения монолитных стен и сводов из “римского бетона” (раствор из извести, песка, и каменного щебня с гидравлическими добавками в виде вулканического песка – пуццолана). Бетонные своды армировались кирпичными каркасами в виде арочных рёбер.
Архитектура Колизея отличается грандиозным размахом: возведением его Рим хотел показать всему миру его величие, своё мировое господство. Овальная в плане арена опоясана стеной, за которой располагались места зрителей, образующие как бы огромную каменную воронку, опирающуюся на каменные своды. Основная несущая конструкция – 80 пар каменных столбов между которыми перекинуты были полуциркульные арки и своды. Своды здания были рассчитаны снаружи на 4 этажа – 3 нижних – это аркады, 4-ый верхний – высокая сплошная стена. Все 80 арок нижнего этажа служили входом для зрителей; поэтому заполнение зрительных мест и эвакуация происходили быстро и свободно.
Пантеон – “храм всех богов” (законченный около 125 г. н.э. при Адриане). Это цилиндрическая конструкция, покрытая куполом. Освещение храма – через единственное отверстие в куполе (верхнее освещение) – 9 м в диаметре. Отражаясь от пола, свет падает на внутреннюю поверхность купола, создавая эффект рассеянного освещения, подчёркивая все его внутренние детали; кессонные членения, полусферическую форму (пролёт купола 43,2 м, высота равна радиусу полусферы). В течение более 1,5 тысяч лет купол Пантеона оставался непревзойдённым по своим размерам.
В римской архитектуре ордер, развивавшийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Развились 5 видов ордеров:
- тосканский – самый простой с наиболее массивными колоннами и деревянными антаблементами.
- римско-дорический – имел более стройные пропорции чем греческий, колонны имели каннелюр, но опирался на базы.
- римско-ионический – в наибольшей степени наследовал формы и пропорции греческих ордеров, но с более сложными элементами, особенно карнизом.
- коринфский – не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в имперский период из-за декоративности убранства.
- композиционный – повторяет коринфский, но отличается от него канителью, сочетающей в себе черты канителей коринфского и ионического ордеров.
Пять древнеримских ордеров в совокупности представляют закономерный ряд, объединяющий разные по пропорциям и пластике системы, основанные на стоечно-балочной конструкции.
На основе наложения ордера на арочный проём в стене в Риме зародилась новая тектоническая система – ордерная аркада (Абрис арки выделен полуциркульным наличником - архивольтом). В многоэтажных композициях римляне применяли ярусную ордерную аркаду с массивными ордерами внизу и с лёгкими ордерами вверху.
Постепенно развивается стоечно-арочная структура, получившая первоначально развитие в утилитарных городских сооружениях: мостах и акведуках (водопроводах).
Римские города – подразделялись на ремесленно-торговые, административно-культурного назначения, военные лагеря и имели свою планировку в зависимости от назначения города.
В военных лагерях – регулярная планировочная система.
Многие города строились на основе укреплённого военного лагеря, имели прямоугольную форму. Стены имели башни и ворота на каждой стороне, соответствующие двум главным улицам (кардо и декуманус шириной 12-13 м). Улицы имели проезжую каменную часть и тротуары. Возникает прототип городского дома для массы граждан в уплотнённых кварталах в виде многоэтажного доходного дома – инсулы (до 4 этажей). С 1-ым этажом – отданном под лавки, разделённым на блоки, каждый из которых имел свою лестницу.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 340;