ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

 

Высокого расцвета достигло в XVII в. и прикладное искусство, сохранившее многовековые традиции художественного и тех­нического мастерства. Среди памятников прикладного искусства нужно назвать в первую очередь произведения, созданные масте­рами Золотой и Серебряной палат. Это — парадное, богато укра­шенное оружие и предметы царского и митрополичьего обихода, различные культовые предметы. Выдающиеся произведения были созданы мастерами золотого и серебряного дела, часто использо­вавшими в своих орнаментах и фигурах мотивы русского народ­ного творчества. Для XVII в. характерно массовое украшение золотых и серебряных предметов драгоценными камнями. Вы­сокого совершенства достигло применение эмали. Излюбленными тонами московских эмальеров этого времени были сочетания бирюзового, черного, зеленого, желтого и белого цветов. С большим мастерством выполнялись резьба по металлу и украшение метал­лических изделий чернью. Сложные работы выполняли чеканщики, умевшие делать многофигурные, изящные композиции. Своеобразным, ярким, тесно связанным с народным творчеством было прикладное искусство Ярославля — деревянная резьба, серебряное дело и др.

В XVII в. было создано много выдающихся произведении художественного Шитья. Теперь оно все более утрачивало сходство с живописью; широкое распространение получило украшение вышивок жемчугом, золотом, серебром и другими драгоцен­ностями. Наряду с так называемым «лицевым» большое развитие получило декоративное шитье. Центром шитья была «царицына мастерская палата», собравшая, как и Золотая и Серебряная палаты, лучших мастеров со всей страны.

Среди «лицевого» шитья XVII в. выделяется группа памят­ников мастерской Строгановых. Их особенностью является тонкое мастерство исполнения, сложность узора, достигаемая разно­образием швов, выделение складок одежды толстыми серебряными контурами, плоскостность изображения, удлиненность фигур.

Большинство сохранившихся памятников орнаментального шитья были предметами церковного и придворного быта. Среди них нарядные облачения, атрибуты конского убранства — попоны, седлау чепраки.

К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые традиции. Как и другие области народного твор­чества, она была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими особенностями «роспевов». Но повсюду господствовало хоровое многоголосие, столь характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой передающей самые различные йеихрлогические состояния человека. Особенности народного хороййго творчества были восприняты в немалой степени и церковной музыкой.

XVII век оказался переломным и для развития русской му­зыки. Подобно тому как в зодчестве все больше распространялось стрмеление к нарядной декоративности и церковные зддния «об­мирщались» в своем облике, так и церковная музыка в ХVII в. становилась более пышной, отказываясь от прежней канонической строгости и суровости. Появились «канты» — музыкальные про­изведения, исполнявшиеся вне церкви. Они имели, правда, духовное содержание, но хоровое многоголосие было уже иным, новым по характеру. Это было так называемое «партесное пение» — для трех голосов. «Партесное» пение распространялось и в церковных концертах. В этих новых явлениях сказалось развитие элементов личного, лирического начала в музыкальном творчестве, автосркой и исполнительской индивидуальности. Возникла и новая линейная запись нотного письма, унифицированная и точная.

Большой популярностью, как и в предшествующее время, пользовался народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил народный театр Петрушки с его весёлыми и меткими выступлениями против богачей, попов, неправедных судей. В устном народном творчестве XVII в. с большой силой звучали антифеодальные и антицерковные мотивы. Не случайно поэтом уто ожесточенное преследование, которому подвергался народный театр со стороны правительства и церкви. Патриарх Филарет требовал, чтобы «на игрищах мисркие люди не сходились», так как от этого может быть «смута» православным христианам. В условиях XVII в. церковному богсолужению становилось все труднее отвлекать людей от народных празднеств. Вляиние церкви стало заметно падать. В 40-х гг. патриарх Иосаф писал, что даже в Москве чинится «мятеж, соблазн и нарушение вере», что миркие люди «стоят в церквах со всяким небрежением», «беседы творят неподобные с смехотворением». Во время праздников народ, вместо того чтобы стоять на церковном бого­служении, «затевает игры бесовские». Находятся люди, которые «приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжи­щах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать». Гнев патриарха мало помогал борьбе церкви с народным творчеством. Не помогали и решительные меры светской власти. В 1648 г. по городам были посланы царские грамоты о запрещении «позорищ» (зрелищ). За ослушание велено было бить батогами, а «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» ломать и жечь.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра. Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин А. С. Матвеев. Театр был. организован для того, чтобы по-новому отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 г. Труппа театра (60 человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастораИ. Г. Грегори ставились иноземцами любительские спек­такли. 17 октября 1672 г. состоялся первый спектакль в «клетнем» театре в Преображенском,, зимой открыли «зимний» театр в Крем­ле. Актеров, стали обучать билетному искусству. Сначала спектак­ли шли на немецком языке, но вскоре стали набирать из мещан и подьячих русских актеров, так как исполнение на немецком языке было непонятно. Положение русских актеров было намного хуже, чем привилегированных иностранцев. Актерами были только мужчины и мальчики, они же исполняли и женские роли.

В театр допускались только члены царской семьи и их приближенные, причем женщины могли наблюдать за действием только из закрытого помещения. Театр вообще считался греховным делом, и само его устройство оправдывали лишь ссылкой на обычаи древней Византии. Первая представленная пьеса — «Артаксерксово действо» — начиналась пышным славословием царю Алексею Михайловичу. Ставились преимущественно пе­реводные пьесы на библейские темы. Спектакли продолжались по многу часов и были заполнены длинными монологами. В «Юди­фи», было, например, 29 сцен. Появилисьи светские пьесы» вроде «Комедии о Тамерлане и Баязете» или «Комедии о Бахусе с Венусом». В 1675 г. во главе театра стад воспитанник Киевской духовной академии Степан Чижинский. При нем были поставлены балет и две комедии — об Адаме и Еве и об Иосифе.

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. под влияни­ем патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему ино­земному, театр прекратил существование.

Оторванный от народного искусства, и предназначенный для узкого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории русской театральной культуры.

 


[1] См.: Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956.

[2] История культуры Древней Руси. М. — Л., 1951, т. I, с. 118—119.

[3] История культуры Древней Руси. М. —Л., 1951, т. II, с. 151.

[4] См.: Авдусин Д.А., Тихомиров М.Н. Древнейшая русская надпись. – Вестник Академии наук СССР, 1950, №4.

[5] См.: Археографический ежегодник за 1965 г. М., 1966, с. 177—272.

[6] См.: Арциховский А. В., Тихомиров М. Н. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 г.). М., 1953.

[7] Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979, с. 7.

[8] См.: Черепнин Л. В. Повесть временных лет, ее редакции и предшествую­щие ей летописные своды. — Исторические записки, т. 25, 1948; Тихоми­ров М. Н. Русское летописание. М., 1979; Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Ска­зания. Былины. Летописи. М., 1963.

[9] Оранта – так называлсь в греческой иконографии икона с изображением молящейся богоматери.

[10] История культуры Древней Руси, т. II, с. 360.

[11] Доместик — церковная должность.

[12] Приводимая датировка летописных сводов дается на основе более или ме­нее общепринятой в литературе схемы летописания, хотя отдельные исследова­тели придерживаются других дат возникновения сводов.

[13] См.: Моисеева Г. Н. Спасо-Ярославский хронограф и «Слово о полку Игореве». Л., 1977.

[14] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 16.

[15] «Многие братья и дети наши уведены в плен, села наши заросли молодым лесом, померкло наше величие, погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым, а земля наша стала достоянием иноплеменных... Нет такой казни, которая миновала бы нас, и ныне мы непрестан­но казнимы».

[16] Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М., 1948, с. 534.

[17] Там же, с. 535.

[18] Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значе­ние. М.—Л., 1947, с. 280—281.

[19] Отсюда и выражения, означающие ложь: «залить» («заливаешь!»), «взять на пушку» и т. п.

[20] Из московских рукописей, сохранившихся до наших дней, наиболее ранней являете» «Сийское евангелие», написанное в 1339 г.

[21] Слово «тетрадь» происходит от греческого слова «тетрас», что значит «четверна». Тетрадь обычно делалась из четырех листов, сложенных пополам (16 страниц). Позднее этот типичный объем рукописи стал использоваться для опре­деления размеров печатного листа.

[22] Любопытны приписки писцов на полях рукописей XIV в.: «Погибель пера сего» (т. е. сломалось перо), «Лихое (плохое) перо. Невольно им писати рабу мно­гогрешному Леониду Офонасовичю» и т. д.

[23] Публикация летописей осуществляется в «Полном собрании русских лето­писей», начатом еще в середине прошлого столетия и продолжающемся в настоя­щее время.

[24] Т. е. придававшими решающее значение божественным силам, «провиде- ,;'| нию».

[25] Райнов Т. И. Наука в России XI-XVII вв. М.-Л., 1940, с. 228.

[26] См.: Кузаков В. К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X — XVII вв. М., 1976.

[27] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 361.

[28] Там же.

[29] Происхождение названия «стригольники» точно не установлено. По мне­нию одних исследователей, это название указывает на ремесленную специаль­ность (стрижка овец), по мнению других, оно могло быть связано с возможным обрядом посвящения в секту — пострижением.

[30] «О светло светлая и украсно украшеная земля Русская! И многими красота­ми удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладязями местночест-ными (почитаемыми в определенных местностях), горами крутыми, холми вы­сокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, городы ве­ликими, селы дивными, винограды обителными (монастырями), домы церковны­ми и князьми грозными, бояры честными, вельможами многими. Всего еси ис­полнена земля Русская, о правоверная вера христианская!»

 

[31] «Да как же я скажу: «Братья мои! Пойдем все до одного!» — сам стану прятаться и укрываться сзади? Не могу так делать, но хочу как словом, так и де­лом быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое му­жество».

[32] Так, например, Дмитрий Донской восхваляется в таких выражениях: «высокопаривый орел..., баня мыющимся..., гумночистоте, ветр плевелы развевая (т. е. развевающий), одр трудившимся, труба спящим..., венец победе, плавающим пристанице, корабль богатству, оружие на врагы, меч ярости, стена нерушима, зломыслящим сеть..., зерцало житию, высокий ум, смиренный смысл, ветрам ти­шина, пучина разуму».

[33] История русского искусства. М., 1954, т. II, с. 184.

[34] Тихомиров М. Н. Российское государство XV—XVII веков. М., 1973, с. 16—17.

[35] Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 153.

[36] См.:Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 3, с. 185.

[37] Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953, с. 7.

[38] Подробнее см.: Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956, с. 392 и др.

[39] Тихомиров М. Н. Начало книгопечатания в России. — В кн.: У исто­ков русского книгопечатания. М., 1959, с. 23.

[40] Названа так по месту обнаружения списка (копии) этой летописи в Воскре­сенском монастыре в Новом Иерусалиме.

[41] Названа так по имени патриарха Никона, которому принадлежал один из списков этой летописи.

[42] Новгородские архиепископы по традиции носили белый клобук. «Повесть о белом клобуке» выводила его происхождение из Византии. В 60-х гг. XVI в. московские церковники добились постановления собора о том, чтобы белый кло­бук являлся принадлежностью не новгородского архиепископа, а московского митрополита.

[43] См.: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические дви­жения на Руси XIV — начала XVI в. М.—Л., 1955, с. 126.

[44] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7. с. 352.

[45] Казакова Н. А., Лурье Я. С. Указ, соч., с. 178 (Я. С. Лурье считает возможным предположить, что Курицыну принадлежит и «Сказание о Дракуле воеводе» с его идеей справедливого суда, принадлежащего только государствен­ной власти).

[46] Клибанов А. И. Книги Ивана Черного. — Исторические записки. М., 1958, т. 62, с. 204.

[47] См.: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. М., 1958.

[48] Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники, с. 135.

[49] «Нигде не найти не разоренного царства, управляемого попами».

[50] Моисеева Г. Н. Валаамская беседа — памятник русской публицистики середины XVI в. М.—Л., 1958, с. 114.

[51] Косма (Козьма) Индикоплов — александрийский купец и монах, жив­ший в VI в.; он совершил путешествие в Индию, отсюда его прозвище — «плавав­ший в Индию».

[52] См.: Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI—XVII вв. М., 1960.

[53] Часть стен была обновлена позднее; в частности, были восстановлены участ­ки Кремлевской стены, разрушенные наполеоновскими войсками при их отступ­лении из Москвы в 1812 г.

[54] В последующие столетия Покровский собор был тесно обстроен другими зданиями и потерял от этого свой облик. Правящие круги - царской России не проявляли заботы о сохранении древних памятников русской культуры и мало ими интересовались. В 1817 г. царь Александр I, увидев в Лондоне гравюру с изображением Покровского собора, заявил, что он хотел бы иметь такое краси­вое сооружение в Москве. Царю объяснили, что этот собор существует уже почти триста лет и находится именно в Москве. После этого постройки вокруг собора начали сносить, но только в советское время Покровский собор полностью рестав­рирован и восстановлено все его великолепие.

[55] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 153—154.

[56] См.: Огризко 3. А. К вопросу об условном изображении именованных чисел в XVII в.— Проблемы источниковедения. М., 1959, вып. VII.

[57] Царский указ 1688 г. запретил строительство трехэтажных домов.

[58] Когда Теремной дворец был построен, Важен Огурцов и Трефил Шарутин получили награду хлебом, тафтой и сукном. В получении награды занеграмот­ностью мастеров расписался подмастерье Роман Виванов.

[59] История русского искусства. М., 1959, т. IV, с. 140.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 417;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.