УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. XVII в. с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предшествующее время.
Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII в. В пословицах ярко воплотилась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: «баснями соловья не кормят», «взялся за гуж, не говори, что не дюж». Народные пословицы отразили критическое отношение простых людей к церковникам и церковным обрядам: «из одного дерева икона и лопата», «молебен пет, а пользы нет», «кому тошно, а попу в мош-но». Для XVII в. характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: «Аз, буки, веди страшат, что медведи». В пословицах отразилось недоверие крестьян к феодалам: «в боярский двор ворота широки, а со двора узки», «обещать — то дворянски, а слово держать — то крестьянски»; протест против притеснений властей: «наказал бог народ — наслал воевод», «лошадь любит овес, земля — навоз, а воевода — привоз»; возникающее в народе сознание своей силы: «мужик гол, а в руках у него — кол», «холопье слово, что рогатина» и т. п. Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII в. стали складываться многочисленные легенды, песни, сказания. В одних случаях эти произведения с большой достоверностью воспроизводили рассказы о действительных событиях, связанных с Разиным, в других — подвергали образ Степана Разина сильной поэтизации в духе традиций народного творчества. Степан Разин наделялся богатырскими чертами, оказывался «заговоренным» от смерти. Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Муромец оказывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание как праздник:
На матушке Волге праздник.
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовьтесь, бояре, на праздник.
Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные антифеодальные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII в. Усиление влияния народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в XVII в.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1019;