ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
Бурные события и сложные, противоречивые процессы социально-экономического развития, протекавшие на протяжении XVII в., способствовали новому подъему общественно-политической мысли. Проникнутая, как и прежде, историзмом и часто обращающаяся поэтому к истории для доказательства определенных политических идей, публицистика первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события начала столетия.
Уже в ходе событий крестьянской войны и борьбы против польской и шведской интервенции возникло несколько ярких публицистических произведений. Так, в конце 1610 — начале 1611 г. в Москве стала распространяться анонимная «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», проникнутая страстным патриотическим призывом к борьбе с интервентами. Автором «Новой повести» был, по-видимому, один из приказных людей, опасавшийся репрессий со стороны оккупировавших Москву интервентов и вынужденный поэтому скрывать свое имя. «Новая повесть» гневно обличала захватнические замыслы польского короля Сигизмунда, называя его «самым лютым супостатом», и его русских пособников. Одного из них — московского торгового человека Ф. Андронова — «Новая повесть» наделяет самыми нелестными эпитетами и заявляет, что он «в подножие ног не гож». Резко отрицательно относится «Повесть» к боярскому правительству, допустившему интервентов в Москву, и называет бояр-правителей «кривителями», «землеедцами», а Михаила Салтыкова характеризует как «душепагубного волка», «злого разорителя великого государства», «безумного пей». «Повесть» проникнута глубоким патриотическим чувством, она сравнивает Россию с «невестой красной, благородной, богатой и славной», на которую покушается «злый» и сильный «безбожник» — Сигизмунд. Автор «Новой повести» обращается с горячим призывом ко «всяких чинов людям» подняться с оружием на врага, указывая на мужественный цример «крепкостоятелного града» Смоленска и не поддавшегося интервентам патриарха Гермогена. «Что стали? Что оплошали? Чего ожидаете и врагов своих на себя попущаете и злому кореню и зелию даете в землю вкоренятися?» — спрашивает автор «Повести» и требует, чтобы москвичи не дожидались «государева словесного повеления и ручного писания», а препоясались «оружием телесным и духовным» и стали «храборски за православную веру и за все великое государство». В конце «Повести» содержится прямое указание на ее агитационное назначение: «И кто сие письмо возмет и прочтет, и он бы ево не таил, давал бы, разсмотряючи и ведаючи, своей братье, православным христанам, прочитати вкратце»; вместе с тем автор предупреждает, чтобы изменникам «отнюд не сказывали и не давали прочитати». «Новая повесть» явилась, таким образом, прямым призывом к восстанию против интервентов. Можно с уверенностью предположить, что она сыграла свою роль в складывании предпосылок того большого восстания, которое поднялось в Москве в марте 1611 г.
По-другому реагировал на тяжелое положение Русского государства «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим», возникший в 1612 г. Автор «Плача» глубоко скорбит о разорении государства и видит причину его в действиях знати, доведшей страну до крестьянской войны и интервенции. Но в «Плаче» нет призыва к активной борьбе — он проникнут мыслью о необходимости «просить милости у все-щедрого бога», зовет своих читателей и слушателей к смирению, покаянию и прочим христианским добродетелям.
Весьма интересным памятником публицистики начала XVII в. является также «Сказание, каких ради грех попусти господь бог наш праведное свое наказание...», возникшее в первой половине 1612 г. В «Сказании», написанном представителем духовенства, осуждается народное восстание против феодалов, но вместе с тем раскрываются и его причины. Автор видит причину народного выступления в жестокости господ, доведших народ до открытого выступления. «Сказание» ярко обличает «грехи» представителей господствующего класса, хотя основная идея его — не одобрение народного выступления, а, наоборот, предотвращение восстаний и укрепление существующего строя.
Появилось тогда и патриотическое «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина», посвященное прославлению одного из героев освободительной борьбы — князя М. В. Скопина-Шуйского. Это «Писание» вышло, видимо, из дворянских кругов и проникнуто антибоярской тенденцией.
Из среды господствующего класса вышли и другие публицистические произведения. Среди них — «Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его», посвященное прославлению Василия Шуйского и обличению самозванца. С тех же позиций написана «Повесть како восхити неправдою на Москве царской престол Борис Годунов», резко враждебная Борису Годунову и крайне идеализирующая боярского царя Василия Ивановича Шуйского.
События начала XVII в. продолжали оставаться в центре внимания русской общественной мысли и в первой половине столетия.
Современник и очевидец этих событий, дьяк Иван Тимофеев в 20-х гг. написал «Временник». С его точки зрения, политический кризис возник потому, что было допущено выступление народных масс, которых он третирует как «безглавную чадь». Иван Тимофеев осуждал Ивана Грозного за его преследования боярской знати и опричнину, что и привело к подрыву государственной власти. «Истинные цари» должны знать, какому роду какую честь даровать, «худородным же ни», а Иван Грозный и Борис Годунов от этого правила отступили. В изображении Тимофеева Иван Грозный «к ярости удобь подвижен бысть», жесток и порочен. Тимофеев доказывал далее, что только законная династия может обеспечить благоденствие страны. Отсюда вытекало резко отрицательное отношение к «деспоту», «окаянному», «злохотимому», «лжехраброму» Борису Годунову, достигшему власти, по его мнению, преступным путем, и к Василию Шуйскому, не имевшему законных царских прав. С другой стороны, Иван Тимофеев осуждал «безумное всего мира молчание» — непротивление знати Годунову, намекая на необходимость активной борьбы со стороны феодальной знати против посягательств царской власти на ее положение. Выдержанный в духе религиозной идеологии и написанный витиеватым, трудным для понимания языком, «Временник» Ивана Тимофеева в осторожной форме выражал недовольство той части старой московской аристократии, которая была вынуждена отойти на второй план с воцарением новой династии Романовых.
В 1620 г. было закончено «Сказание» («История в память предыдущим родам») келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Богатое по фактическому материалу, являющееся одним из ценных источников для изучения событий конца XVI — начала XVII в., «Сказание» Авраамия Палицына подчинено идее прославления роли церкви в защите национальной независимости страны. В центре внимания автора находится оборона Троице-Сергиева монастыря от интервентов. «Сказание» не только возвеличивает роль церкви и ее деятелей в событиях начала XVII в., Авраамий Палицын настойчиво проводит мысль о том, что внутренние «смуты» и вторжение интервентов явились следствием забвения русскими людьми догм православной церкви. С этих же позиций Палицын резко отрицательно относился к антифеодальным выступлениям народных масс. «Сказание» Палицына имело целью поднять авторитет церкви и способствовать укреплению ее положения в государстве.
Во второй половине 20-х гг. появился своеобразный полемический ответ на «Сказание» Авраамия Палицына — так называемое «Иное сказание», которое идеализировало царя Василия Шуйского в противовес отрицательной оценке Палицына. «Иное сказание» опиралось на возникшую еще в 1606 г. «Повесть како восхити неправдою... престол Борис Годунов».
С других позиций осветили события начала столетия две псковские повести: «О псковском разорении», «О бедах, о скорбях и напастях». Они проникнуты антифеодальными настроениями и отражают настроения псковских посадских людей. Одна из повестей прямо обвиняет в народных бедствиях бояр, дьяков, воевод, а также крупных купцов. Третья повесть вышла тоже из городских кругов, но отразила интересы богатой купеческой верхушки Пскова. В этой повести содержится презрительная, осуждающая оценка «невегласов» и «смердов», восставших в 1608— 1612 гг. Характерно, что эти городские по своему происхождению и направленности повести лишены церковно-религиозных рассуждений и имеют явно светский характер.
В произведениях князя И. А. Хворостинина и в «Повести», приписываемой князю И. М. Катыреву-Ростовскому, также освещены события недавнего прошлого, но с позиций феодальных верхов общества. И. А. Хворостинин пытался в известной мере оправдать сотрудничество части феодальной знати с Лжедмитрием I. Своеобразна интерпретация событий у И. М. Катырева-ростовского, который старается объяснить их психологией действующих лиц. Официальную политическую идеологию самодержавия развивал возникший около 1630 г. «Новый летописец» (другая его редакция называется «Летопись о многих мятежах»). В «Новом летописце», богатом фактическим материалом, излагались события от смерти Ивана IV Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета Никитича. Главная идея «Нового летописца» — обоснование законности избрания на русский престол династии Романовых.
«Новый летописец» был одной из последних русских летописей. Летописная форма изложения исторического материала, как мы видели, уже в XVI в. стала изживать себя. Теперь все более распространялись другие виды сочинений. Прежний синтезированный тип сочинения, в котором внешней погодной сеткой объединялись разнообразные сюжеты, окончательно уступил место сюжетной повести. Литература стала в XVII в. гораздо более разнообразной и, если можно так выразиться, «специализированной». В этом изменении внешних форм публицистических сочинений проявилось прогрессирующее разрушение системы средневекового мировоззрения, более глубокое проникновение мыслителей XVII в. в различные области знания. В области собственно исторических знаний широкое распространение получили «Хронографы», содержавшие обзор всемирной истории. Составление «Хронографов» подчинялось как обоснованию международного положения Российского государства, так и развитию в этой связи традиционного тезиса о значении Москвы как мирового центра христианства; «Хронограф» 1617 г. подходил к изображению исторических деятелей с точки зрения борьбы в них «доброго» и «злого» начал, чем и объяснял противоречивость поступков Ивана Грозного и Бориса Годунова. Таким приемом автор «Хронографа» пытался ввести в историческое повествование элементы анализа явлений — традиционные формулы в духе провиденциализма уже не удовлетворяли потребности осмыслить сложные и бурйые события недавнего времени.
Иной, чем официальные исторические сочинения, вид имели так называемые Сибирские летописи. В 1636 г. дьяком сибирского архиепископа Саввой Есиповым была составлена так называемая «Есиповская летопись» (точное название «Сибирское царство и княжение и о взятии»). Это скорее литературно-повествовательное произведение, чем летопись в традиционном понятии. Погодной сетки изложения в сочинении Есипова уже нет. Центральным героем «Есиповской летописи» является Ермак Тимофеевич, которого автор изобразил как борца за распространение христианства в Сибири. Здесь проводилась знакомая по многим другим произведениям публицистики идея о решающей роли церкви в развитии и процветании Русской земли.
Своеобразными произведениями исторической мысли в XVII в. были повести «О начале Москвы». Цикл этих четырех повестей возник в связи с усилением московского самодержавия в ХУД в.,1 что вызывало потребность в углубленном историческом обосновании власти московских государей. В 1652 г. были торжественно «открыты» мощи одного из первых московских князей Даниила Александровича. Одна из повестей о начале Москвы имеет своим героем этого князя. Первая из этих повестей показывала схожесть обстоятельств возникновения Москвы с обстоятельствами возникновения Рима и Константинополя. Таким образом, продолжала развиваться давняя идея о «Москве — третьем Риме», противопоставлявшая Москву всему окружающему Россию миру; и приобретавшая все более консервативное содержание. В третьей повести «О начале Москвы» рассказывается, будто власть Рюриковичей одновременно установилась и в Киеве, и в Москве. Согласно этому рассказу Москва была основана родственником князя Игоря. Эта легенда явилась реакцией на воссоединение Украины с Россией и должна была доказать, что Москва не намного моложе Киева и что с очень давних времен Москва и Киев тесно связаны одной властью.
Как и в других произведениях русской литературы того времени, в повестях «О начале Москвы» заметно влияние фольклорных мотивов. Повести отличаются большим патриотическим чувством, стремлением прославить и возвысить Москву.
Несмотря на усиленное стремление церковников обосновать тезис о ведущей роли христианства и церкви, в XVII столетии произошли весьма крупные события в идейной жизни русского общества, приведшие в конечном счете не просто к упадку, но к началу кризиса религиозного мировоззрения в России.
В силу самих условий исторической жизни русская церковь к середине XVII в. оказалась перед необходимостью ряда внутренних изменений. Между тем одним из краеугольных камней идеологии воинствующих церковников-осифлян был тезис о недопустимости отступления от старины, о том, что вся сила православия зиждется на неуклонном сохранении древних устоев христианства.
В сложной обстановке обострения противоречий социально-экономического развития господствующий класс феодалов искал средство усиления своего господства. Мероприятия «Соборного уложения» 1649 г., дальнейшее развитие централизации государственной власти и отчетливо проявившиеся тенденции к абсолютизму были направлены к достижению этой цели. Понятно, что при той большой роли, какую играла тогда церковь во всех сферах общественной жизни, возникла необходимость также и усиления воздействия церкви на народные массы и приведения церковной организации в соответствие с общим процессом усиления централизации государственной власти. Все это требовало осуществления ряда церковных реформ. Но, помимо внутренних потребностей, реформы в церкви настоятельно выдвигались и сложившимся к середине XVII в. международным положением Российского государства. Воссоединение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и украинской церкви, но между ними существовали образовавшиеся за несколько веков различия в обрядах и правилах. Унификация норм церковной ясиэни была нужна также для осуществления далеко идущих замыслов в отношении православных народов Балканского полуострова, находившихся под владычеством султанской Турции. Только приведя нормы церковной жизни в России в соответствие с нормами греческой церкви, можно было рассчитывать на успех церковно-политического влияния на эти народы со стороны Российского государства. Все это выдвигало потребность внесения ряда изменений в правила церковной жизни.
Но еще со времен Стоглавого собора 1551 г. незыблемая верность «старине» в обрядах и правилах считалась опорой истинного православия. Вынужденные теперь все же приняться за реформы церкви ее деятели оказались расколотыми на две группы в вопросе о том, каким образом проводить эти реформы. Одна группа считала, что надо проверить и исправить богослужебные книги по греческим образцам. Этих взглядов придерживалось и правительство. В 1649—1650 гг. для такой работы были приглашены с Украины ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые начали вносить исправления в книги.
В то же время образовался кружок «ревнителей благочестия» во главе с протопопом Благовещенского собора в Москве Степаном Вонифатьевым. Среди «ревнителей» были также окольничий Ф. М. Ртищев, будущий патриарх Никон, протопоп Иван Неронов, протопоп из Юрьевца Поволжского Аввакум и др. «Ревнители» считали, что надо навести порядок в церкви, преследовать равнодушное отношение населения к церковным службам и обрядам, ввести проповеди. Книги же, по мнению «ревнителей», надо было исправлять не по греческим, а по древним русским рукописям. «Ревнители» враждебно относились ко всему иноземному и с большой тревогой наблюдали проникновение элементов западной культуры в Россию. Глубоко консервативные по своим взглядам, они были живым воплощением тех реакционных сил феодальной знати, которые противились всякому новшеству и опирались прежде всего на тезис о незыблемости церковного вероучения. Воинствующие церковники, они хотели не допустить того, чтобы пошатнулся как-либо авторитет церкви, бывшей оплотом средневековой косности и застоя. Царь Алексей Михайлович в общем поддерживал «ревнителей», но не соглашался с ними в отношении необходимости исправления книг не по греческим, а по русским образцам, так как это противоречило внешнеполитическим государственным интересам. Патриарх же Иосиф вообще был настроен против всяких реформ, видя в них большую опасность для церкви.
В 1652 г. Иосиф умер и патриархом стал Никон, обладавший сильным, властным характером и огромным честолюбием. Выходец из мордовских крестьян, Никон прошел через все ступени церковной иерархии и поднялся до высшего положения главы всей русской церкви. Став патриархом, Никон изменил своим прежним единомышленникам и начал осуществлять реформы в соответствии с намерениями царской власти.
В 1653 г. последовало распоряжение о том, чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали категорические требования привести все книги в соответствие не с русскими, а с греческими образцами, выбросить иконы, написанные по русским образцам, и т. п. Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям вплоть до того, что в 1656 г. защитников старых обрядов официально отлучил от церкви. Эти меры, однако, не помогли: возникло целое течение «старообрядчества».
Так произошел раскол в русской церкви. Вскоре он стал приобретать не только узко догматическое, но и социальное содержание. Прежде всего среди противников нововведений Никона оказалась реакционно настроенная боярская знать, враждебно относившаяся к усилению самодержавия и видевшая в церковной реформе средство усиления царской власти. Феодальная знать, кроме того, с нескрываемой враждебностью относилась ко всякому проникновению каких-либо иностранных элементов в Россию, даже в деле исправления церковных книг по греческим, а не по древнерусским образцам. Однако движение раскольников не ограничилось вовлечением в его ряды узкого круга церковников и боярской знати. В сознании угнетенных народных масс неразрывно сплелось ухудшение их положения, вызванное разорительными войнами и эпидемиями, полным оформлением системы крепостного права и усилением крепостнического гнета во всех его видах, с изменением в церковных обрядах. После того как потерпела поражение крестьянская война под руководством С. Т. Разина, в ряды раскольников стало вливаться все больше и больше людей из числа крестьян и посадских. Страстная и яркая проповедь таких вождей раскола, как протопоп Аввакум, провозглашавший близкий «конец света», привлекала немало народу. Испытывая всю тяжесть крепостнического гнета, увидев неудачу всенародного восстания, темные, забитые крепостным строем люди поверили в правоту учения Аввакума и его единомышленников. Преследования, которым подвергались вожди раскола, еще более усиливали их популярность в народе и привлекали к ним массы сподвижников.
Между тем идеология раскола была глубоко консервативной и менее всего соответствовала действительным интересам народных масс. Более того, она отвлекала народ от активной классовой борьбы против своих угнетателей, направляя всю силу стихийного антифеодального протеста в мистику, религиозную экзальтацию, в сознательный уход от жизни и вообще из жизни. Люди массами бежали в далекие раскольничьи скиты, надеясь найти там избавление от тяжелой жизни. А с 70-х гг. XVII в. начались страшные самосожжения раскольников, продолжавшиеся потом и на протяжении XVIII столетия. Получив значительный размах именно в силу стихийного антифеодального протеста народных масс, раскол ослаблял это антифеодальное движение, и тем более велика была консервативная, реакционная сила раскола, чем более широкие массы вовлекались в него.
Конечно, это не значит, что Никон и его сторонники были носителями прогрессивной идеологии. Позиция официальной реформированной церкви была не менее враждебна интересам народных масс и в целом делу исторического и культурного прогресса России в XVII в. Проповедь руководителей раскола лишь в наиболее яркой форме воплотила глубоко консервативную идеологию, логически вытекающую из всей той позиции, которую занимала церковь в средние века. Догматический спор между Никоном и Аввакумом шел в сущности об отдельных деталях церковных обрядов и никак не касался самой классовой и идеологической сущности религии и церкви.
Но в условиях XVII в. самый факт глубокого раскола внутри церкви, вовлекшего в религиозную борьбу широкие слои населения, был весьма знаменательным. Мы видели, как в предшествующие столетия споры по вопросам религиозного вероучения оставляли глубокий след в идейной жизни общества и постепенно подтачивали нерушимость догматов религии. Теперь же, когда вся церковь оказалась охваченной расколом, авторитету религии и церкви был нанесен такой удар, какого они никогда еще не испытывали. В своеобразной форме раскол отразил начинающийся кризис средневекового мировоззрения, и, конечно, совсем не случайно то, что раскол произошел именно в XVII в., в эту переломную эпоху русской истории.
Для начинающегося упадка влияния религии и церкви немаловажное значение имело и то обстоятельство, что попытка Никона претендовать не только на равенство, но даже на превосходство духовной власти над светской (его тезис о том, что «священство царства преболе есть») окончилась полным поражением Никона, который был отрешен от патриаршества и сослан в дальний монастырь. Все это подготавливало почву для решительной церковной реформы, проведенной Петром I. Ослабление роли церкви и подчинение ее светской власти сыграло, как мы знаем, немалую роль в том замечательном подъеме русской культуры, который начался в XVIII в.
Признаки нового в идейной и культурной жизни русского общества XVII в. проявлялись многообразно. В области общественной мысли начинали развиваться новые воззрения, и если они не касались прямо общих мировоззренческих основ средневекового мышления, покоившегося на богословии, то в разработке конкретных проблем общественной жизни они шли далеко вперед.
В центр внимания мыслителей XVII в. все более выдвигались вопросы экономической жизни. Рост городов, купечества, развитие товарно-денежных отношений выдвигали новые проблемы, обсуждавшиеся целым рядом общественных деятелей того времени. В самих мероприятиях правительственной политики, осуществлявшихся такими деятелями, как Б. И. Морозов или А. С. Матвеев, отчетливо видно понимание растущей роли денежного обращения в экономике страны.
Одним из наиболее интересных памятников общественно-политической мысли второй половины XVII в. являются сочиненш Юрия Крижанича, хорвата по происхождению, работавшего России над исправлением богослужебных книг. По подозрению в деятельности в пользу католической церкви Крижанич был сослан в 1661 г. в Тобольск, где прожил 15 лет, после чего вернулся в Москву, а затем уехал за границу. В сочинении «Думы политичны» («Политика») Крижанич выступил с широкой программой внутренних преобразований в России как необходимого условия ее дальнейшего развития и процветания. Крижанич считал необходимым развивать торговлю и промышленность и изменить порядки государственного устройства. Будучи сторонником мудрого самодержавия, Крижанич осуждал деспотические методы правления. Планы преобразований в России развивались Крижаничем в неразрывной связи с его горячим интересом к судьбам славянских народов. Выход их из тяжелого положения он видел в объединении их под руководством России, но необходимым условием единства славян Крижанич считал ликвидацию религиозных разногласий путем перехода их, в том числе и России, в католицизм. Славянский патриот Крижанич в то же время был ревностным приверженцем католической церкви и ее агентом в России. Его отношение к историческим судьбам славян и понимание им своей миссии в России в действительности не имели общего с захватническими устремлениями папского престола, сама программа прогресса славянских народов под знаменем католической церкви была утопичной. Католицизм всегда был силой, враждебной единству славян, их прогрессу, активность католической церкви на востоке Европы имела целью использовать славянские народы для борьбы против Османской империи и для укрепления пошатнувшихся после Реформации позиций католической церкви в Европе. Содержавшая непримиримое внутреннее противоречие между идеей славянского единства во главе с преобразованной Россией и проповедью католицизма программа Юрия Крижанича не отвечала реальным отношениям славянских народов к католической церкви, против агрессии которой славяне вели многовековую борьбу, и не могла встретить сочувствия в России. Не случайно сочинения Крижанича были довольно скоро забыты, несмотря на ряд важных мыслей о внутренних преобразованиях.
Однако потребность в преобразованиях всё более ощущалась во второй половине XVII в. и вызывала к жизни программы их осуществления. Выдающимся мыслителем того времени был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, который, видимо, был знаком с идеями Крижанича, но обосновывал необходимость преобразований, с совершенно иных, гораздо более отвечавших интересам национального развития России позиций. Сын псковского помещика, Ордин-Нащокин (около 1605—1680 гг.) получил хорошее образование и быстро выдвинулся в государственных делах, получив чин думного дворянина. Ордин-Нащокин выполнял важнейшие дипломатические поручения, был воеводой в Пскове, потом стоял во главе Посольского приказа и других учреждений. Основные идеи Ордина-Нащокина воплотились в его трех «памятях», составленных в 1665 г. для земских старост города Пскова, и Новоторговом уставе 1667 г.
Ордин-Нащокин намечал целую программу правительственной политики. Исходя из интересов укрепления феодально-абсолютистского государства, он считал необходимым обеспечивать всемерное содействие развитию торговли и купечества, был убежденным сторонником борьбы за овладение Балтийским побережьем, даже ценой прекращения борьбы с Польшей за Украину. В этом последнем вопросе он был не прав, не учитывая того важнейшего обстоятельства, что до закрепления Украины в составе Российского государства было невозможно приступать к решению столь большой и сложной внешнеполитической задачи, как борьба за Балтику. Но основное направление его взглядов правильно отражало объективную экономическую потребность выхода на Балтийское море, реализованную Петром I. Ордин-Нащокин считал необходимым оказать большую поддержку и предоставить известную самостоятельность купечеству, правда под контролем государства. Во время своего воеводства в Пскове Ордин-Нащокин попытался ввести там городское самоуправление и оградить купечество от притеснений со стороны феодальной знати. Он доказывал, что необходимо шире развивать частную инициативу и содействовать частному предпринимательству. Решительно настаивая на необходимости обращения к передовому опыту стран Западной Европы, Ордин-Нащокин в то же время требовал ликвидации привилегии для иностранного купечества в России и освобождения внутреннего рынка от его конкуренции. Новоторговый устав 1667 г. вводил строгое территориальное ограничение торговли иностранных купцов в России. Розничная торговля иностранных купцов вообще запрещалась. Ордин-Нащокин добивался строгой регламентации системы таможенных сборов и государственных налогов с купечества с целью достижения активного денежного баланса во внешней торговле. Эти черты экономических взглядов Ордина-Нащокина сближают его с западноевропейским меркантилизмом, столь характерным для эпохи подъема купечества. Он считал необходимым устройство кредитных учреждений.
Программа Ордина-Нащокина намечала, таким образом, комплекс государственных мероприятий, направленных на содействие нарождающемуся купеческому классу. Как никто другой из мыслителей XVII в., А. Л. Ордин-Нащокин верно увидел опасность потери национальной независимости страны путем подчинения ее иностранному торговому капиталу. Он правильно указал на необходимость развития торговли и промышленности как главного средства, обеспечивающего прогрессивное развитие страны. При всем этом он не был идеологом собственно купечества. Его программа исходила в целом из более широко понятых интересов дворянства и феодально-абсолютистского государства. Ордин-Нащокин не касался вопросов, связанных с феодальным землевладением и крепостным правом. Развитие торговли и промышленности должно было, по его мысли, укрепить тот строй общественных отношений, который тогда существовал и господствовал, т. е. феодально-крепостнический. Но объективно содержание его программы содействовало зарождающимся буржуазным связям.
Понимание того, что существующий строй без развития торговли и промышленности, без обращения к Западу, без выхода на Балтику уже не может обеспечить независимости страны, было свойственно далеко не всем представителям господствующего класса. Консервативная феодальная знать с нескрываемой враждебностью отнеслась и к проектам и к практической деятельности Ордина-Нащокина. В 1671 г. ему пришлось совсем отойти от государственной деятельности, несмотря на личную поддержку со стороны царя Алексея Михайловича.
В общественной мысли XVII в. возвышение купечества отразилось не только в проектах Ордина-Нащокина или Юрия Кри-жанича. Возникли такие сочинения, которые имели целью прославление деятельности отдельных купеческих семей, как, например, Строгановская летопись конца 60 — начала 70-х гг. «О взятии Сибирской земли». Здесь, правда, нет каких-либо сформулированных требований или идей купечества, но самый сюжет летописи весьма характерен. Летопись прославляет не деятельность царя или церкви, как это бывало традиционно в русском летописании, а деятельность Строгановых, обосновывая их притязания на владения Пермским краем.
Более отчетливо, чем в предшествующее время, мы можем проследить в XVII в. и идеологию народных масс. Ее влияние заметно сказалось, например, в «Псковских повестях». Симпатии этих «повестей» всецело на стороне восставших против насилий знати горожан. «Повести» написаны с большим патриотическим чувством, они разоблачают городских богачей, способных на предательство и отдачу русских земель шведскому королю.
Большой интерес представляют собой те документы, которые вышли из среды восставших крестьян во время крестьянских войн. В «Листах», рассылавшихся от имени Ивана Болотникова, содержался призыв «побивати своих бояр... гостей и всех торговых людей» и «животы их грабити». Такой же призыв к уничтожению представителей господствующего класса и разделу их имущества содержался и в «прелестных письмах» Степана
Разина. Документы, вышедшие из среды восставших, и конкретные действия восставших ярко свидетельствуют о том, что крестьянским восстаниям был свойствен стихийный протест против крепостнического гнета. Вместе с тем очевидно, что крестьяне не имели тогда сколько-нибудь четкой программы социального переустройства. Крестьянам были свойственны монархические иллюзии, вера в «хорошего царя». Не случайно Иван Болотников призывал целовать крест Димитрию, а Степан Разин распространял слух, что вместе с ним следует сын царя Алексея Михайловича и опальный патриарх Никон. В условиях XVII в. народные массы еще не могли выработать четкой политической идеологии, но в их выступлениях с огромной силой проявился протест против существовавших порядков.
ЛИТЕРАТУРА
Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и воплощала в своих произведениях социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что сказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества.
Наиболее важным явлением в этой области было распространение демократического, светского начала в литературе и ее постепенное высвобождение из рамок церковно-нравоучительного направления — «обмирщение».
Это было обусловлено теми изменениями, которые происходили в общественной жизни страны. Распространение грамотности в среде посадских людей и появление значительного слоя образованных приказных людей способствовали проникновению в литературу демократических элементов. С ростом социальных противоречий и связано непосредственно развитие демократического направления в русской литературе XVII в.
Особенно примечательным было появление и распространение демократической сатиры. Непосредственно отражая настроения народных масс, произведения демократической сатиры разоблачали и высмеивали несправедливость общественных порядков. Весьма характерным является то обстоятельство, что объектом сатиры стала церковь, авторитет которой в середине века был огромен.
Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и церковников. Широкое распространение получило в первой половине XVII в. «Сказание о куре и лисице», в котором изображались лицемерие и стяжательство духовенства. Желая поймать кура, лисица словами «священного писания» обличает «грехи» кура, а поймав его, сбрасывает личийу благочестия и заявляет: «А я теперь сама голодна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть». «И тако сконча живот кур», — заключает «Сказание». Открытые нападки на церковь содержатся в «Службе кабаку», пародирующей ритуал всенощного богослужения. Вместе с тем «Служба кабаку» представляет собой обличение государственной казны, устроившей в своих целях повсеместное «кабацкое разорение». Еще более ярко возмущение против церковников сказалось в «Калязинской челобитной». В ней сатирически изображаются пьянство и распущенность монахов, высмеиваются монастырские порядки и нравы. В форме челобитной тверскому архиепископу излагаются жалобы привыкших к распущенной жизни монахов на «лихого» архимандрита, вздумавшего требовать соблюдения строгого монастырского устава. В уста монахов вложены жалобы на то, что «он же, архимандрит, приказал старцу в полночь подле келей с дубиною ходить, в келейные двери колотить, нашу братью будить; велит нам в церковь ходить, и нас, богомольцев твоих, томить; а мы, богомольцы твои, круг ведра без порток в одних свитках в кельях сидим, не поспеть нам ночью в девять ковшей келейного правила исправить, и взвар с пивом в ведра испорожнить, чтобы сверху до дна сдуть пенку, и мы все то покидаем, да вон из келей выбегаем... А если бы нам, богомольцам твоим, власти не меняли, и мы бы не пожалели, и колокола бы отвязали, да в Кашин сослали и на вино бы променяли... А как мы того лихого архимандрита избудем, а доброго добудем, который бы с нами горазд лежа вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить, и мы начнем прибыль чинить, вино в чарки наливать, да старое пиво допивать, а молодое затирать, а иное станем на дрожди наливать, а в доски и в колотовки не станем бить, а в погреб готови и без звону ходить, ладану да свеч не станем жечь, пиво до вино с лучиною станем пить, а ризы да книги в сушила вынесем, церковь замкнем, а печать в лубок загнем...» И вместе с тем «Калязинская челобитная» отразила и противоречия внутри самого духовенства, недовольство его низших слоев поведением «князей церкви», высших духовных чинов. Спившиеся монахи зло высмеивают произвол свирепого архимандрита, жестоко обращающегося с монахами. Распутство церковников обличается также в «Повести о Карпе Сутулове», «Сказании о попе Саве» и в других произведениях. В «Повести о Карпе Сутулове» обличаются и высмеиваются купец, поп и архиепископ, потребовавшие любви от нуждающейся в деньгах купеческой жены Татьяны Сутуловой. Насмешкой над религиозными произведениями пронизана «Повесть а бражнике», весело, остроумно доказывающая, что бражник имеет не меньше прав на «царство небесное», чем «святые». Бражник убедительно парирует возражения «святых», напоминая каждому из них греховные факты их «житий», известные по «священному писанию»: апостол Петр отрекался от Христа, Давид совершил прелюбодеяние с Вирсавией, Соломон поклонялся идолам и т. д. Тем самым «святые» оказываются не менее согрешившими, чем бражник. Это одно из проявлений вольномыслия XVII в., смело выступающего против официального культа святых. Никогда еще нападки на церковников не достигали такого распространения, как в литературе XVII в., и это обстоятельство весьма показательно для характеристики начинающегося кризиса средневекового мировоззрения в России. Конечно, сатирическая насмешка над церковниками еще не содержала в себе критики религии в целом и ограничивалась пока обличением неблаговидного и возмущавшего народ поведения церковников. Но эта сатира развенчивала ореол «святости» и самой церкви, и общественных отношений, защищавшихся церковью. Общественно-политическое значение демократической сатиры XVII в. было велико, хотя она в силу условий времени была еще очень далека от попыток перейти от обличения социальных несправедливостей к какому-либо указанию выхода для народа из существующего положения.
Объектом литературной сатиры была не только церковь. Широко распространилась остроумная и едкая «Повесть о Шемякином суде», в которой недвусмысленно разоблачались порядки феодального суда с его продажными судьями и пристрастными решениями. Сочувствие автора всецело на стороне одного из персонажей повести — бедного брата, которому удалось выиграть спор с богатым братом, но лишь путем обмана корыстолюбивого судьи. Горькая мысль о том, что справедливого решения можно добиться лишь нечестным путем, выразительно характеризует общественные порядки своего времени. Та же обличительная трактовка феодального суда с его крючкотворством и волокитой содержится в «Повести о Ерше Ершовиче». Но круг социальных проблем, охватываемых «Повестью», шире. Здесь рисуется образ феодального хищника — мелкого служилого человека, бессовестно и нагло захватывающего чужие владения и пробивающего себе дорогу к благополучию. Повесть проникнута горячим сочувствием к «божиим крестьянам», выигрывающим трудную тяжбу. В. Г. Белинский отмечал, что «особенно любопытны исторически-старинные сказки в сатирическом духе, каковы... «Шемякин суд» и «Сказка о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове»... Эти сказки в тысячу раз важнее всех богатырских сказок, потому что в них ярко отражается народный ум, народный взгляд на вещи и народный быт».
В известной мере с обострением национального чувства русских людей связано и появление насмешливого «Лечебника... как лечить иноземцев в их земель людей». Загадочные средства лечения в духе средневековых представлений о медицине, которыми пользовались иноземные врачи в России, остроумно спародированы в «Лечебнике», где в качестве составных частей лекарств рекомендуются «свиной визг», «тележный скрип» и т. п.
Изображение растущего и укрепляющегося дворянства заняло видное место в литературе того времени. Ему посвящена «Повесть о Фроле Скобееве» — пройдохе и плуте, ловко обманывающем старого боярина и устраивающем за его счет свои дела. Фрол Скобеев энергичен и неразборчив в средствах для достижения своей цели — обогащения. Он обманывает боярина Нардина-Нащокина и тайно женится на его дочери Аннушке, которая под стать своему жениху: она тоже предприимчива, энергична, сама участвует в выработке плана своего похищения. Старый боярин оказывается в конце концов вынужденным признать неравный брак и полностью удовлетворить все претензии Фрола Скобеева. Упадок старой знати и выдвижение нового энергичного дворянства, столь типичные для русской действительности XVII в., с явным сочувствием изображены в «Повести». Она представляет собой один из ярких образцов нового литературного жанра — бытовой реалистической повести.
С иных позиций относились к дворянству произведения, возникшие в демократической среде. Так, в «Повести о Фоме и Ереме» высмеяны не способные ни к какому труду дворянские дети.
Многие произведения литературы XVII в. были связаны с посадской средой. Ее настроения, проникнутые деловыми интересами и лишь прикрытые религиозной моралью, ярко выделяются во многих произведениях. Героями их являются предприимчивые купцы, умело и ловко увеличивающие свои богатства. Умно обманывает своих незадачливых ухажеров купеческая жена Татьяна Сутулова и наживает немалые деньги, сохранив в то же время честь семьи, и это вызывает восхищение автора «Повести». Интересно, что в демократической литературе XVII в. заметен отход от традиционных средневековых представлений о «предопределенной» свыше человеческой судьбе. Теперь все более проникает в литературу индивидуалистическая трактовка персонажей. Судьба героя все более зависит от его личных качеств, от его ловкости и деловитости. Так появились в демократической литературе XVII в. первые проблески нового, буржуазного сознания, что было неразрывно связано с вступлением России в «новый период» ее истории, с ростом посадских элементов в обществе, в особенности — с зарождением купеческого класса. Точными, яркими чертами обрисован купеческий быт в «Повести о Савве Грудцыне» и в других произведениях. Из посадской среды выходили и такие сочинения, которые изображали глубокое имущественное расслоение на посаде, тяжелое житье городской бедноты. Такова пародийная «Азбука о голом и небогатом человеке», сама форма которой противостоит обычному содержанию «азбуковников» XVII в., составлявшихся в нравоучительном духе. «Азбука» рассказывает о том, как богачи разорили человека, доведенного теперь до крайней нищеты и грозящего «ожечь» «дубиною по спине» своего разорителя.
С развитием светского начала в литературе связан и наметившийся новый подход к освещению личной жизни людей. Для литературы XVII в. характерен возрастающий интерес к внутреннему миру человека. Хотя обычно рассуждения по этим сюжетам по-прежнему облечены в рамки церковной морали, тем не менее в литературе XVII в. можно уже встретить яркие и сильные описания любви и связанных с ней глубоких человеческих переживаний. Таковы история о похождениях Саввы Грудцына, описание смелого поступка невесты Фрола Скобеева, решившейся на побег из родительского дома. Интересом к человеческой личности отмечена «Повесть о Тверском отроче монастыря», рассказывающая о любовной драме. В этой повести ярко изображены народные свадебные обряды, использована символика народных свадебных песен. Глубоким сочувствием к драме княжеского отрока, у которого князь отнял невесту, проникнута эта повесть. Разрешение личной драмы изображено в религиозном плане: отчаявшемуся от горя отроку богородица повелевает основать монастырь, в котором он и проводит свою жизнь.
Одним из важных проявлений нового этапа развития литературы явилось то, что в XVII в. совершился переход от исторических литературных героев к вымышленным, к созданию чисто литературных обобщенных образов. Следует иметь в виду, что церковь решительно противилась какому-либо вымыслу, проповедуя, что всякий вымысел есть «обман», идущий «от дьявола». Позиция церкви сильно препятствовала развитию литературного творчества в середине века. Именно с начавшимся в XVII в. падением авторитета церкви и связано возникновение в этот период вымышленных литературных героев. В этом проявилось также характерное для XVII в. разрушение историзма, господствовавшего веками в общественном сознании.
С другой стороны, появление вымышленного героя было необходимым следствием развития демократической литературы. Теперь героями литературных произведений становились не только общеизвестные князья и духовные лица. Литература стала изображать простых людей из посадской и крестьянской среды, из низших слоев дворянства, ее героями становились не отдельные выдающиеся личности, а представители массовых слоев населения. Поэтому и персонажи демократической литературы не могли уже быть исторически достоверными лицами.
Правда, многие произведения того времени еще сохраняют видимость исторической достоверности (точное обозначение времени и места действия), но в действительности они рисуют вымышленные действия вымышленных героев. Появление вымышленного героя было важным шагом по пути развития русской литературы. Безымянность персонажей давала возможность более глубокой характеристики человеческой личности, отказа от вынужденной идеализации ее, создания обобщающих, типических образов. Среди героев мы видим простых, «голых и небогатых» людей. Не высокое общественное положение, а сама личность человека становится предметом внимания в литературе.
В литературе XVII в. стала рассматриваться тема взаимоотношений старого и молодого поколений, что очень характерно для того времени, когда «старые обычаи поисшаталися». В «Повести о Савве Грудцыне» рассказывается история молодого человека, вышедшего из патриархальной купеческой семьи. Оказавшись вдали от родительского дома, Савва нарушил правила благочестивого поведения и сошелся с полюбившей его молодой женой старого купца Бажена, оказавшего гостеприимство Савве. Отказавшись подчиниться требованиям родителей вернуться домой, Савва вынужден был бежать, попал в солдаты, совершил чудесные подвиги в Смоленской войне, но все эти успехи «Повесть» традиционно приписывает дьяволу, которому Савва продал свою душу. В духе средневековой религиозной традиции объясняет автор разрушение старых моральных устоев. Замысел «Повести» нравоучителен и должен был показать всю опасность и гибельность отхода от патриархальных устоев для молодых людей. «Повесть» органически связана с прошлыми традициями древнерусской книжности. Примечательно, однако, то, что и в этой «Повести» заметно известное влияние былинного эпоса и народных сказок, благодаря которому многие эпизоды и образ самого героя получили яркое художественное воплощение, противоречащее традициям нравоучительной церковной книжности. Очень ярко описаны многие реальные картины русской жизни XVII в.— торговые операции, нравы купечества, события русско-польской войны 1632 — 1634 гг., быт солдат и обучение их иноземцами и др.
Эта же тема развертывалась в одной из крупнейших повестей XVII в. — «Повести о Горе-Злочастии». Начав с грехопадения Адама и Евы, автор обстоятельно рассуждает о внутренних нравственных причинах людских бедствий, объясняя их моральным падением людей, отказом от «отцова учения», нарушением старых жизненных правил. Характерно, что и здесь в центре внимания история выходца из богатой купеческой семьи. Именно в этих семьях молодежь в новых условиях острее чувствовала потребность отказа от старых патриархальных правил. И в этой повести описание невзгод столкнувшегося с жизнью «доброго молодца» традиционно объясняется дьявольскими кознями. Не умея понять и объяснить причины «нестроения великого», встревоженное сознание людей, воспитанных в духе средневековых религиозных воззрений, обращалось к проповеди патриархальных начал. «Повесть» живо рисует неустойчивость и неуверенность в своих силах «доброго молодца», которого жизнь поставила перед необходимостью самостоятельных решений. Он потерял и личное счастье, и богатство, и свободу и, как и Савва Грудцын, кончил жизнь в монастыре. В «Повести» ясно звучит сочувствие к герою и подчеркнута безвыходность его положения. В этом верно отразилась русская действительность XVII в., когда старое было неизмеримо сильнее нового и попытки жить по-новому кончались трагично. «Повесть о Горе-Злочастии»— выдающееся литературное произведение. В нем широко использованы мотивы народного творчества и его изобразительные средства, подчиненные стройному замыслу.
Идеализированный образ умной и деятельной русской женщины обрисован в «Повести об Улиании Осорьйной», написанной муромским дворянином Дружиной Осорьиным. В этой повести, как и во многих других, повествование в значительной степени подчинено церковно-нравоучительной традиции, освободиться от которой русская литература XVII в. вполне еще не могла. Однако «Повесть об Улиании Осорьйной» возникла уже как светская повесть с элементами семейной хроники. Она была переделана в «житие» и распространялась в церковно-нравоучительных сборниках. «Повесть об Улиании Осорьйной» содержит реалистическое описание тяжелых жизненных условий крестьян и холопов в конце XVI и начале XVII в. Печать житийных приемов изображения лежит на «Повести о Марфе и Марии», в которой описываются покорные судьбе и богобоязненные жены двух ссорящихся братьев-дворян. Но и в этой повести своеобразно отразилось одно из характерных явлений общественной жизни XVII в. — борьба внутри дворянства. Идейные позиции повести выдержаны в духе консервативно-патриархальных понятий. Автор противопоставляет идеализированную скромность и дружбу двух сестер вражде братьев, пытаясь проповедью христианской морали осудить неприятные ему раздоры в среде дворянства.
В то же время характерной чертой демократической русской литературы XVII в., и в особенности народной сатиры, была ее тесная связь с народным творчеством. По приемам изображения событий сатирические повести непосредственно сближаются с народными сказками. В «Повести о Ерше Ершовиче» действующими героями выступают рыбы, наделенные, впрочем, очень точными в жизненном и социальном отношении чертами современников. В «Повести» много метких народных пословиц, народного юмора, лукавой насмешки. В «Шемякином суде», как и в народных сказках, герои поставлены в исключительные обстоятельства. Использован широко распространенный в сказках прием «отгадывания» загадок, решающий дело в пользу бедного, но находчивого и остроумного персонажа.
Использование пародийных приемов составляет важную особенность демократической литературы XVII в. Характерно, что объектами пародий являлись документы приказного делопроизводства, церковные обряды и службы, всякие практические руководства. Тем самым демократическая сатира направляла свою критику против типичных, широко распространенных явлений общественной жизни своего времени.
Общественная жизнь многообразно отразилась в литературе XVII в. Не прошла она мимо и такого крупного события, остро захватившего мысли и чувства современников, каким был раскол в русской церкви. Появились литературные произведения, запечатлевшие в художественной форме события и личные судьбы людей, связанных с расколом. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых защитников церковной старины — протопопа Аввакума. Его рассказ о своей полной гонений, жизни написан простым, бесхитростным языком. Живые картины борьбы раскольников и «никониан», очень реалистичное изображение перипетий собственной судьбы, наблюдательные описания сибирской природы, меткие и язвительные характеристики враждебных Аввакуму лиц и явлений, страстная защита своих взглядов и непреклонное мужество в борьбе за них — все это сделало повесть умного и упрямого московского протопопа ярким произведением, получившим широкую популярность. Эта популярность усиливалась тем более, что в сочинениях Аввакума содержались резкие разоблачения церковной верхушки, представителей которой он обличал как «слуг антихристовых», «волков в овечьей шкуре». Обличения Аввакума в известной мере перекликались с антифеодальными настроениями народных масс. Аввакум не останавливался перед прямыми нападками на самого царя Алексея Михайловича. Он писал, например, о том, что видел во сне «антихриста», за которым шли царь и другие властители. Имея в виду Алексея Михайловича, Аввакум писал: «Бедный, бедный безумный царишко! Что ты над собой сделал?.. Ну, сквозь землю пропадай б..... сын! Полно христиан тех мучить!» Патриарха Никона Аввакум называл «кобель борзой». И хотя собственные взгляды Аввакума на жизнь и ее идеалы были глубоко консервативными, его повесть заняла весьма значительное место в истории русской литературы XVII в., потому что она с большой силой отразила многие стороны русской жизни того времени. Особенно замечателен простой, точный, яркий язык Аввакума. Даже персонажи «священной истории» разговаривают у Аввакума простонародным языком. Например, в его изложении Адам так говорит богу о Еве: «На что-де мне дуру такую сделал?»
Возникли в связи с расколом и другие, менее значительные литературные произведения (например, записка о житии одного из сподвижников Аввакума — протопопа Ивана Неронова и др.). К числу замечательных произведений русской литературы XVII в. относятся казацкие повести. В 1623 г. казаками было составлено «Написание» о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь, использованное затем в упомянутом выше сибирском летописании. «Написание» изображало поход Ермака как самостоятельное предприятие. Строганов был лишь вынужден снабдить казаков всем необходимым для похода. Ермак обрисован в «Написании» как народный богатырь. Совсем в иной интерпретации эти события оказались освещенными в «Есиповской летописи». Выдающимися произведениями, вышедшими из казацкой среды являются повести «Об Азовском взятии и осадном сидении». Возникшие в казацкой среде, эти повести ярко отразили демократические настроения казачества и глубокий, самоотверженный патриотизм. Так называемая «историческая» повесть об Азове отличается точностью в изображении описываемых событий и была составлена, видимо, вскоре после взятия Азова казаками. В ней содержится попытка осмысления борьбы за Азов с позиций христианской идеологии — как борьбы против «бусурман», разрушивших православие в странах Востока. Но за этой типичной религиозной оболочкой рассуждений автора повести скрывается понимание огромного международного значения борьбы донского казачества против агрессии Крымского ханства и поддерживавшей его Османской империи.
Вторая, так называемая «поэтическая» повесть была написана в Москве во время подготовки к Земскому собору 1642 г. Это яркое литературно-публицистическое произведение, имевшее целью пропагандировать идею присоединения Азова к Российскому государству и помощи казакам в борьбе с Турцией и Крымом. Характерно использование в этой повести приемов канцелярского, приказного изложения событий. Распространение этой формы изложения в литературных произведениях XVII в. было проявлением роста демократических тенденций в литературе, так как сама эта форма вносилась в литературу подьячими, писцами и другими грамотными представителями городских, казацких и других демократических кругов русского общества. Отсюда и изложение «поэтической» повести в форме казачьей отписки. Подробно, тем точным канцелярским языком, которым славились московские приказные деятели, повесть описывает героическую борьбу казаков. Глубоким презрением к врагу и гордым сознанием достоинства донского казачества проникнута повесть. Вместе с тем в ней звучит ясное понимание положения казаков в Московском государстве: «Обегаем мы ис того государьства Московского из работы вечныя, ис холопства невольного, от бояр и от дворян государевых... Кому об нас там потужить? Ради там все концу нашему... ведаем, какие мы в Московском государстве на Руси люди дорогие, ни к чему мы там не надобны». Но несмотря на это, казаки преисполнены готовности умереть за родную землю. Гордо говорят они о России: «А государ ьст-во Московьское многолюдно, велико и пространно, сияет светло посреди паче всех иных государьств и орд, аки в небе солнце». Казаки воюют «за все государьство Московское, и за веру крестьянскую и за имя царское и все крестьянство московское».
«Поэтическая» повесть далеко не свободна от религиозной идеологии, но обильные рассуждения об исполнении казаками «божьей» воли в борьбе за Азов, их верности христианству и готовности уйти в монастыри имели определенный политический смысл дать наиболее убедительное с точки зрения идеологических понятий того времени обоснование необходимости поддержать казачество.
«Поэтическая» повесть впитала в себя казачий фольклор, песни, сказания, меткую народную речь и по своему идейно-художественному содержанию является одним из яркиз: памятников демократических тенденций в литературе XVII в.
В 70—80-х гг. возникла третья, так называемая «сказочная» повесть об Азове. В значительной степени отойдя от документальной достоверности описания событий борьбы за Азов, «сказочная» повесть вобрала ряд вымышленных сюжетов. Эта повесть отразила, видимо, сложившиеся после азовских событий леген и предания, хранившие память о героическом подвиге донских казаков. В «сказочной» повести уже нет канцелярски-приказной манеры изложения событий — по форме своей она ближе к фольклорному произведению.
Своеобразным литературным памятником является сочинение бывшего подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, бежавшего в 1664 г. в Швецию и составившего по заданию шведского правительства подробное описание русского государственного аппарата. Написанное точным, деловым языком московского подьячего, сочинение Котошихина является не только ценным источником для изучения России XVII в., но и одним из интересных памятников простого и строгого стиля, присущего правительственным документам того времени. Сочинение Котошихина отличается разоблачительным сарказмом по отношению к феодальной аристократии и носит заметные черты политического вольнодумства.
Новым явлением в литературе было распространение силлабического стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С. Е. Петровского-Ситниановича), приглашенного в Москву для обучения царских детей. В 1680 г. Симеон Полоцкий переложил! на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко распространенным учебным пособием в России.
В 1678—1679 гг. появились два сборника стихотворений Симеона Полоцкого — «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны. В творчестве С. Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко» второй половины XVII в. В известной мере этот стиль был привнесен в Россию извне. Для него характерны увлечение внешней отделкой стиха, аллегоризм, разного рода стихотворные ребусы и криптограммы. Произведения Полоцкого охватывают широкий круг различных вопросов общественной жизни, но подчинены при этом своеобразному обоснованию идеи просвещенной монархии. В связи с этим образцы царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича выглядят крайне идеализированно.
Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, получило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.
В XVII в. вырос интерес к переводной литературе, которая стала теперь значительно шире проникать в Россию.
Среди популярных переводных повестей того времени можно назвать «Повесть о Бове королевиче», наиболее ранние списки которой относятся к середине столетия. На русской почве эта повесть подверглась существенным изменениям. Освободившись от многих атрибутов западногерманского рыцарского романа, «Повесть о Бове королевиче» приобрела сказочный характер, вобрав в себя многие мотивы русского фольклора. «Повесть» привлекала занимательностью сюжета, описанием любовных отношений и пользовалась широким распространением, перейдя впоследствии в измененном виде в устную сказку.
Как и «Повесть о Бове королевиче», проникла в Россию через Белоруссию из Польши «История о семи мудрецах», восходящая еще к древнему индийскому сказанию о философе Синдбаде. В распространявшемся в России варианте «История о семи мудрецах» представляла собой цикл различных новелл, объединенных общим рассказом. Она также привлекала описанием любовных похождений, еще мало распространенным в русской литературе вследствие противодействия церкви такого рода сюжетам. Вместе с тем «История о семи мудрецах» проникнута традиционными средневековыми представлениями о предопределенности человеческой судьбы, о символическом значении числа «семь» (семь мудрецов, семь лет учения персонажа «Истории» — сына римского царя Елизара, семь дней его молчания по обету, в течение которых рассказывается по семи новелл, и т. п.).
Через казачью среду пришла с Востока также получившая большую популярность «Повесть о Еруслане Лазаревиче», прославляющая подвиги героя-богатыря Еруслана в поисках любви и славы. Эта «Повесть» также испытала сильное влияние русского фольклора.
Любовно-авантюрным романом была зародившаяся еще в раннем средневековье и дошедшая в Россию в XVII в. «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей и о прекрасной королеве неаполитанской Магилене». Из Чехии пришли повести о чешском королевиче Василии и о чешском короле Брунцвике, с польского языка была переведена «Повесть от Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде».
Получили распространение в России и переводные сочинения других жанров. Среди них — переведенные с польского четыре книги «Апофегмата», представляющие собой сборники анекдотов и изречений, приписываемых известным философам и политикам античности, сборник нравоучительных рассказов «Римские деяния». В 1677 г. на русский язык было переведено с польского «Зерцало примеров» («Великое зерцало») — сборник рассказов о подвигах святых и мирских грехах.
Распространение иностранной, переводной литературы в России XVII в. было важным явлением в развитии культуры. С одной стороны, оно свидетельствует о возросшем интересе к бытовым, реалистическим изображениям человеческой жизни. Постепенное освобождение культуры от средневекового аскетизма и господства религиозного мировоззрения усиливало потребность в такого рода произведениях, и само их распространение было и следствием, и проявлением общего движения литературы к светскости, к «обмирщению» в условиях «нового периода» русской истории. С другой стороны, переводная литература не противопоставлялась русской, а испытывала очень сильное воздействие с ее стороны. Она подверглась значительной обработке в духе традиций устного народного творчества и вошла органической частью в общее развитие русской литературы XVII в.
Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные изменения в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии. Без учета этих изменений нельзя понять предпосылки того подъема русской литературы на новую ступень развития, который произошел в XVIII столетии.
АРХИТЕКТУРА
Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилось стремление к отказу от вековых канонов, к «обмирщению» искусства. И здесь ведущая линия принадлежала тем элементам, которые были связаны с демократическими, в первую очередь с посадскими слоями. Город всегда занимал ведущее место в культуре феодального времени, но никогда еще ему не принадлежала столь важная роль в ее развитии, как в XVII в. Это усиление роли городских элементов в культуре явилось прямым следствием значительного по сравнению с предшествующим временем подъема городов, в высших слоях которых появились первые, пусть еще слабые, элементы буржуазии — купечество. Влияние светской городской культуры на зодчество XVII в. было весьма значительным, и оно объясняет сущность того развития, которое переживало зодчество, В архитектуре России этого времени можно установить основные тенденции ее развития. Несмотря на то что церковь прилагала большие усилия, чтобы задержать усиление светского начала, процесс «обмирщения», как образно называли его современники, все больше превращал церкви — «дом божий» в красивые, нарядные сооружения, которые больше отвечали вкусам их заказчиков — владельцев. Последними часто выступали в городах общины прихожан. Следует иметь в виду, что влияние церкви стало подрываться, но оставалось все еще очень большим. Поэтому тяжелой была борьба светских элементов в искусстве за свое существование и развитие.
По-прежнему подавляющее большинство построек не только в деревнях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных строений. Сооружение деревянных домов приобрело в XVII в. характер массового производства — по свидетельству иностранцев, в Москве на Трубной площади продавались готовые срубы. Частые пожары, среди которых были такие громадные, как пожар 1626 г., уничтоживший значительную часть Москвы, опустошали города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками Сложившееся искусство строительства из дерева достигло в XVII в. высокого технического и художественного уровня.
Теперь строились уже двух- и трехэтажные деревянные хоромы в Москве, хотя интересы пожарной безопасности заставляли ограничивать высоту зданий[57]. Деревянное зодчество XVII в. характеризуетс
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 628;