РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII В.
Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии, и в последующие два столетия он по-прежнему отличался большой прочностью и устойчивостью. И вместе с тем начиная именно с XVII в. стали постепенно вызревать те новые элементы общественно-экономического развития, которые в конечном счете спустя два столетия привели феодально-крепостнический строй к разрушению. В XVII в. не происходило резких изменений в политическом строе, но уже в конце этого столетия и начале следующего господствующий класс оказался перед необходимостью осуществления широкого круга преобразований. Эти преобразования возникли не вдруг и не случайно, они были подготовлены всем ходом исторического развития. Попытки преобразований были предприняты уже на протяжении XVII в., и даже их конкретные формы тоже были, определены в основном тогда же. При полном сохранении и упрочении старых общественно-экономических отношений и форм политического устройства в XVII в. появилось немало нового в различных сферах исторического развития, и хотя это новое оказывало во многих случаях еще весьма слабое влияние, тем не менее ему принадлежало будущее.
Сущность изменений, начавшихся в историческом развитии России с XVII в., была раскрыта В. И. Лениным. Характеризуя основные этапы истории России феодальной эпохи, В. И. Ленин указал, что «примерно с 17 века» начался «новый период русской истории». Этот период характеризовался «действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных»[55].
Таким образом, примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах .феодально-крепостнического строя. «Руководителями и хозяевами этого процесса» В. И. Ленин назвал капиталистов-купцов, и именно в их деятельности, в росте торгового капитала появились первые зародыши буржуазных связей в России. Развитие городских посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России.
Семнадцатый век ознаменовался небывалым еще обострением классовой борьбы в России. Две крестьянские войны, крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и других городах, массовые побеги крестьян от феодалов были яркими проявлениями антифеодальной борьбы народных масс. «Бунташ-ным временем» называли современники XVII век. Глубокими противоречиями был охвачен и господствующий класс феодалов, в особенности в первой половине столетия, когда развернулась упорная борьба дворянства за уравнение в правах и положении с феодальной знатью. В этих условиях государственная власть все более эволюционировала в сторону абсолютизма, укрепляя аппарат принуждения и централизуя систему государственного управления. В середине XVII в. по «Соборному уложению» была окончательно оформлена общегосударственная система крепостного права в России. Вместе с тем самодержавие оказалось вынужденным пойти на некоторые уступки верхушке городского населения, продолжая, однако, политику феодальной эксплуатации города в целом со стороны государства. Уже в XVII в. наметились основные линии тех широких государственных преобразований, которые были затем осуществлены правительством Петра I в интересах укрепления дворянства и нарождающегося купеческого класса, за счет дальнейшего усиления крепостнической эксплуатации широких народных масс.
С зарождением буржуазных элементов, хотя еще и слабых, в социально-экономическом развитии России начался процесс формирования русской нации. Это был длительный процесс, далеко выходящий за рамки XVII столетия, но уже тогда достаточно отчетливо обнаружились признаки нового этапа этнического развития русского народа. Утратили свое значение старые его центры, и ведущее значение прочно утвердилось за центральными районами — Москвой и все более развивавшейся черноземной областью к югу от Москвы. Теперь уже не ростово-суздальский диалект, а московский говор становится доминирующим в русском языке. Под южновеликорусским влиянием он превращается в средневеликорусский, известный под названием «московского просторечья». Московская речь оказала очень большое влияние на формирование русского национального языка. Хотя диалектные различия оставались еще долго весьма устойчивыми, тем не менее образование новых диалектов прекратилось.
С формированием национальных связей в XVII в. неразрывно связан и новый подъем национального самосознания, особенно выросшего под влиянием событий борьбы против интервенции. Рост социальных противоречий многообразно отразился в культуре XVII столетия, придав ее лучшим произведениям еще невиданно острый социальный характер.
В истории русской культуры XVII век завершает период средневековья и начинает переход к новому периоду. Самое главное состоит в начавшемся разрушении средневекового мировоззрения, в котором в силу исторических условий определяющую роль играли религиозные представления. Начавшиеся перемены в общественно-экономической жизни, возникновение и углубление сложных противоречий в различных областях исторического развития страны находили обостренный отклик в сознании современников.
Новые, явления в области культуры затронули прежде всего города. Как и всюду в средневековье, городская жизнь порождала новые представления. Сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах, развитие торговли, общение с другими землями и странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей. Земледельческие занятия держали человека в большой зависимости от неподвластных ему сил природы, а самый тип натурального мелкого хозяйства обусловливал застойность, узость мировоззрения. Накопление практического опыта ограничивалось самой системой производства, не выходило за его пределы. Иначе было в городах. Результаты труда ремесленника гораздо в большей степени зависели от его личного опыта, энергии, мастерства. Еще значительнее активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Пусть и здесь еще не поднимались люди до уровня обобщений конкретных, практических знаний, однако удельный вес этих знаний в общей сумме представлений людей значительно увеличился по сравнению с деревней. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей XVII в.
Внимание обращается все более к самому человеку, его роли, в событиях и в определении собственной судьбы. Это явление отчетливо прослеживается в литературе и живописи, в произведениях общественной мысли. Огромное значение в этом начинавшемся осознании роли человека как такового, вне представлений о божественном «предопределении», имела классовая борьба.
Крестьянские войны и другие массовые народные движения и восстания пробуждали и укрепляли веру людей в собственные силы. Расшатывался ореол «святости» вокруг властей и господ. Соединение огромных масс людей в рядах участников-движений, прокатившихся на колоссальных территориях, приводило опять-таки к разрушению прежней локальной замкнутости, к осознанию, пусть в самых неразвитых еще формах, значения активной деятельности человека.
Раскол в самой церкви был еще одним крупным фактором начавшегося кризиса средневекового мировоззрения. Вряд ли можно усматривать в идеологии старообрядчества более прогрессивное начало по сравнению с официальной «никонианской» церковью: яростная враждебность ко всему новому, бескомпромиссная ксенофобия, фанатизм, доводивший до самосожжений десятки тысяч людей, осуждение всего земного, светского, мирского исключают возможность видеть в раскольниках носителей реформационных идей в том понимании, с которым обычно связывается Реформация в Центральной и Западной Европе. Конечно, и официальная церковь была не более прогрессивна по отношению к духовной жизни людей — она не менее жестоко преследовала начавшееся «обмирщение» искусства, народный театр и вообще всякие проявления внецерковной, светской культуры. Но самый факт раскола церкви, публичная распря между «староверами» и «никонианами», их взаимные обличения расшатывали и подрывали авторитет церкви.
Государственные потребности вызывали необходимость ознакомления с достижениями светских знаний в зарубежных странах, ибо без них нельзя уже было в XVII в. обходиться. Светские знания все более проникали в Россию. После воссоединения левобережной Украины с Россией эти связи еще более упрочились.
Не будем преувеличивать их значение для определения причин перемен в русской культуре, особенно сильно сказавшихся уже на рубеже XVII и XVIII столетий. Представления дореволюционных историков (до сих пор бытующие в зарубежной исторической литературе, вплоть до школьных учебников) о том, что влияние Запада предопределило петровские реформы, что вообще произошел насильственный разрыв с «исконно русским» прошлым, не могут быть приняты, потому что в самой России происходили такие перемены, которые предопределили саму необходимость воспринимать достижения ушедших вперед стран, становившихся на путь буржуазного развития в гораздо большей степени, чем это имело место в России XVII в. В восприятии активная роль принадлежала воспринимающим, воспринимали то, что было нужно, в чем была порожденная внутренним развитием страны необходимость. Но и отвергать значение расширения связей с другими странами для развития новой культуры тоже не следует. В истории культуры равно важны и внутренняя основа, и активное взаимодействие с культурами других стран и народов.
Светские элементы в культуре XVII в. становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство. По своему объективному классовому содержанию светская культура была не только отражением ростков буржуазных тенденций общественного развития, но и активной силой, им способствующей. Не следует забывать, что культура не просто «отражает» тот или иной тип общественных отношений, она, будучи творением ума и рук человеческих, является активной силой, способствующей в конечном счете процессу развития и смены общественно-экономических формаций.
Социальной основой развития светских элементов в культуре были городские ремесленно-торговые слои, однако конкретными носителями их стали, разумеется, представители различных социальных групп и общественных классов.
Сфера потребителей и производителей произведений культуры была также обусловлена социальной структурой тогдашнего общества. Монополия церковников на образование, и грамотность стала уходить в прошлое. В городах повысился процент грамотных людей, что было связано в первую очередь с характером их деятельности. Грамотность стала оружием в антифеодальной борьбе, о чем свидетельствуют, например, «прелестные письма» Степана Разина.
Культура XVII в.— этого яркого времени, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешалися», — представляет собой одну из самых значительных страниц в истории отечественной и мировой культуры, очевидное и убедительное свидетельство труда и таланта наших далеких предков, силы и мужества в борьбе прогрессивных сил против сил консервативных. Взятая в целом и в отдельных своих произведениях, она является непреходящим вкладом в создание культурных ценностей, выработанных человечеством,— ценностей, знание которых обогащает и будет всегда обогащать духовную жизнь людей, служить раскрытию их неисчерпаемых творческих возможностей, воспитанию благородного чувства уважения к подлинным достижениям человеческого труда, полученным в очень трудных и сложных условиях далекого времени.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 1201;