ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Развитие прикладного искусства XVI в. было обусловлено в целом теми же общими обстоятельствами, что и живопись того времени.
Однако самый характер некоторых видов прикладного искусства способствовал более быстрому и совершенному их развитию, не связанному так строго требованиями официальной идеологии. Значительного расцвета достигла в XVI в. книжная миниатюра, которая отличается богатством художественных приемов, красочностью и яркостью. Известны прекрасным мастерством выполненные в 1507 г. Феодосием миниатюры для евангелия боярина И. И. Третьякова, с их изящным, тонким рисунком и великолепным сочетанием тонов. Крупнейшим произведением этого вида прикладного искусства был так называемый «Лицевой летописный свод» 60—70-х гг. XVI в. Сохранившиеся до нашего времени 10 тысяч листов этого свода содержат около 16 тысяч миниатюр. В XVI в. были созданы и многие другие иллюстрированные рукописные книги, среди них «Житие Сергия Радонежского», «Христианская топография» Космы Индикоплова и др. На развитие книжной миниатюры конца XVI в. большое влияние оказала «строгановская школа» в живописи.
Тесно связанные с традициями и приемами книжной миниатюры были и первые книжные гравюры, появившиеся с началом книгопечатания в России.
Значительного Совершенства достигло в XVI в. художественное шитье. Крупные мастера этого дела работали в мастерской князей Старицких. Произведения этих мастеров характеризуются умело созданными композициями, прекрасным подбором цветов. Замечательные образцы их хранятся в ризнице Загорского историко-художественного музея. К концу XVI в. наметилось стремление украшать шитье драгоценными камнями. Искусной вышивальщицей была Ксения Годунова, которой принадлежит несколько вещей, выполненных на бархате.
МУЗЫКА И ТЕАТР
В нашем распоряжении имеется немного сведений о развитии музыки и театрального искусства в XVI в. Тем не менее на основании некоторых данных можно судить об общем характере этих искусств того времени.
Веками существовали и развивались народная музыка и песня, тесно связанные с эпосом. Как и по отношению к предшествующему времени, источники упоминают о народных певцах-гуслярах, против которых вели борьбу церковники. Наиболее распространенными музыкальными инструментами были духовые деревянные инструменты — волынки, сопели, рожки, свирели, дудки, струнные — гудок, гусли, домра, балалайка, были и ударные — бубны и бряцала. Последние употреблялись главным образом в войске, где были еще трубы и сурны. По-видимому, именно в XVI в. стали складываться мелодичные лирические песни, возникло характерное для русской музыкальной культуры сочетание вариантов-подголосков с основной мелодией.
Народная музыкальная культура оказывала определенное влияние и на церковную музыку. Как отмечают историки русской музыки, под влиянием народной музыки происходила эволюция церковной музыки, приобретавшей большую живость и гибкость. Церковь была вынуждена использовать элементы народной музыкальной культуры с целью привлечения народных масс к богослужениям. В XVI в. получило большое развитие так называемое «знаменное» пение — одноголосное хоровое пение, но в то же время стало распространяться и многоголосное пение с его богатством форм. Крупным центром музыкальной певческой культуры был Новгород, откуда в XVI в. стало распространяться многоголосное пение. Новгородец Иван Шайдуров изобрел сложные «знамена»— знаки для записи мелодии с «распевами», «разводами» и «переводами». Среди новгородских певцов XVI в. получили широкую славу братья Роговы. С XVI в. стал распространяться колокольный звон.
Вместе с тем с конца XV в. в Россию стали проникать и западноевропейские музыкальные инструменты — органы, клавесины и клавикорды.
Дальнейшее распространение получил в XVI в народный театр. Известно, что существовали большие группы скоморохов, насчитывавшие иногда до 100 человек. Среди них были певцы, драматические актеры, акробаты, фокусники. Как ни боролась церковь против скоморохов, они пользовались широкой популярностью. Без них не обходились народные празднества. Меткое слово скоморохов, их антифеодальные и антицерковные выступления находили живой отклик в народе и были одним из самых ярких выражений народной культуры. К сожалению, мы слишком мало знаем о конкретном содержании произведений народного театра — по вполне понятным причинам, так как письменные источники выходили из среды господствующего класса, враждебно относившегося к народной культуре. Только по той упорной настойчивости, с которой феодальные круги боролись против народного творчества, мы можем судить о силе и распространении его в XVI в. Недаром церковники клеймили искусство скоморохов как «бесовское», изгоняли их из своих владений, устанавливали штрафы за их укрывательство и т. п. Правда, искусство скоморохов использовалось иногда и представителями феодальных кругов — при дворах некоторых князей и бояр были свои труппы скоморохов, бывали скоморохи и в царских палатах. Но при этом их искусство утрачивало, конечно, свой антифеодальный и антицерковный характер.
Большой популярностью пользовались медвежий цирк и кукольный театр Петрушки.
Как и в области музыкально-певческой культуры, элементы театральной культуры пыталась использовать в своих интересах церковь. В богослужения вводились некоторые «действа» — представления отдельных сцен-из «священного писания».
* * *
В тяжелых условиях средневековья русская культура на протяжении конца XV— начала XVI в. достигла больших успехов в различных областях. Господствующим в культуре было феодально-церковное направление, но оно не могло подавить демократической культуры, уходившей в толщу народных масс. Лучшие произведения русской культуры того времени, даже возникшие в рамках культуры господствующего класса, были оплодотворены идеями и богатством форм народной культуры.
ГЛАВА V
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 368;