ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XV — НАЧАЛА XVI в.
В новых общественно-политических условиях русская публицистика получила значительно большее развитие. В центре ее внимания стояли прежде всего вопросы самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, его международного положения.
Эти проблемы разрабатывались и обсуждались в публицистике конца XV—XVI в. с обычных для феодального общества позиций религиозного мировоззрения и в плане исторического обоснования выдвигаемых тезисов. Так, в начале XVI в. возникло «Сказание о князьях Владимирских», ставшее основой официальной идеологии великокняжеской власти. «Сказание о князьях Владимирских» доказывало, будто московские государи ведут свою родословную от римского императора Августа. Такое изображение происхождения московских государей имело целью подчеркнуть в духе обычных для средневековья понятий исконность самодержавного правления и обоснованное исторической традицией право на власть. С другой стороны, обращение к Древнему Риму как исходному пункту династии Рюриковичей явилось своеобразным откликом на западноевропейское Возрождение с его повышенным интересом к античному миру. Выведение родословной от римских императоров служило также обоснованием прав на выдающееся положение Российского государства в международной жизни. Эта не соответствующая действительности версия широко использовалась в XVI в. для укрепления авторитета царской власти, в том числе и самим Иваном IV Грозным.
По средневековым понятиям иностранное происхождение правящей династии не умаляло ее суверенности, а, наоборот, возвышало ее как силу, пришедшую для управления извне, не связанную с местной знатью и, следовательно, самим своим происхождением стоявшую над всеми, даже высшими, слоями общества. Характерно, что и многие представители русской феодальной знати впоследствии также сочиняли родословные, в которых старались вывести свой род откуда-нибудь из-за рубежа.
Тогда же, в начале XVI в., оформилась тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров идея о Москве как о «третьем Риме». Эту идею сформулировал игумен Псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях великому князю Василию III в 1510—1511 гг. Тезис о «Москве — третьем Риме» был разработан в духе воинствующей религиозной идеологии. Согласно взглядам Филофея, существовало три мировых центра христианства — сначала им был Древний Рим, который пал ввиду отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 г.
Следствием этого явилось скорое падение Византии, завоеванной турками в 1453 г. Москва же не признала Флорентийской унии и теперь является мировым центром христианства. Так как только православное христианство является «истинным», а все другие веры — ложны и богопротивны, то Москва «избрана богом» и является единственным законным наследником Древнего Рима. Четвертому же Риму не бывать, так как могут быть только три мировых царства, после чего наступит «конец света». Тезис о «Москве — третьем Риме» был призван служить не только обоснованию мирового значения Российского государства, но и прежде всего обоснованию исключительного значения религии и церкви. Мировоззренческая основа этого тезиса была глубоко консервативной и реакционной. В нем ярко воплотились враждебное отношение ко всему иноземному, проповедь религиозной нетерпимости, стремление к безусловной незыблемости существующих в России порядков, «освящаемых» тезисом о «богоизбранном» царстве, принципиальное непринятие чего-либо нового в идеологии и общественной жизни. Феодальный консерватизм нашел в этом тезисе одно из своих наиболее законченных проявлений.
Стремление обосновать тезис о ведущей роли церкви в общественной жизни проявилось и в других публицистических произведениях конца XV — начала XVI в. Среди них можно указать на «Повесть о белом клобуке», также развивающую мысль о «третьем Риме», но связывающую центр христианства не с Москвой, а с Новгородом[42]. Здесь нашли свое выражение интересы связанного с местной феодальной аристократией новгородского духовенства, сопротивляющегося присоединению Новгорода к единому Российскому государству.
Вопрос о положении церкви в государстве вообще приобрел особую остроту в конце XV — первой половине XVI в. В период объединения русских земель вокруг Москвы церковь была верным союзником великокняжеской власти и широко использовалась ею для достижения необходимых политических целей. Но союз великокняжеской власти и церкви таил в себе глубокое внутреннее противоречие, которое все более выявлялось по мере успехов объединительного процесса. Централизация государственной власти не могла быть полной и последовательной, пока сохранялась экономическая и политическая сила феодальной знати, а самым крупным феодальным собственником была церковь. Московская великокняжеская власть уже во второй половине XIV в. попыталась (при Дмитрии Донском) поставить церковь в прямую зависимость от себя, но эта попытка не увенчалась успехом. Отказ от принятия Флорентийской унии в середине XV в. в немалой степени ослабил самостоятельное положение церкви, так как были разорваны ее связи с такой крупной международной церковной организацией, какой была Константинопольская патриархия. Но церковь не собиралась уступать своих позиций. Опираясь на огромную материальную силу и большое идеологическое влияние, церковники настойчиво добивались сохранения и упрочения своего руководящего влияния в светских делах. Если прибавить к этому остроту земельного вопроса, растущую потребность государства в земельных фондах для испомещения своих военных слуг — дворян, борьбу внутри господствующего класса за землю в условиях, когда церковь владела колоссальными земельными богатствами, то станет ясно, что вопрос о положении церкви в государстве совершенно закономерно принял особую остроту именно с образованием единого Российского государства. Поэтому отнюдь не случайным был конфликт между Иваном III и митрополитом Геронтием — за внешними поводами разногласий (например, о направлении движения крестного хода при освящении Успенского собора) скрывались серьезные противоречия.
Споры по вопросу о положении церкви первоначально возникли в церковной среде, но они имели гораздо более широкое общественное значение и привлекли к участию в них многие светские круги.
На первый план в этих спорах вышла распря между так называемыми «нестяжателями» и «осифлянами», разгоревшаяся в конце XV в. В условиях обострения антифеодальной борьбы задача укрепления авторитета церкви сильно беспокоила ее деятелей. Среди них выдвинулся своими поучениями видный знаток церковной литературы Нил, основавший монастырь на реке Соре, на Севере, недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря. Нил Сорский выступил с проповедью аскетизма и нравственного самоусовершенствования монахов. Нил хотел реформировать монашество, избавить его от тех пороков, которые вызывали гнев и осуждение верующих. Хотя прямо Нил не высказывался против церковного землевладения, тем не менее общее направление его проповеди приводило к выводу о недопустимости для церкви владеть земными богатствами, тем более что Нил настаивал на необходимости для монахов добывать средства к жизни своим трудом и отрешиться от всего мирского. Выступление Нила Сорского субъективно преследовало весьма консервативные цели и было проявлением воинствующей церковной идеологии, стремившейся отвлечь массы от классовой борьбы и увести их в мир аскетизма, отчуждения от жизни. Но критика Нилом Сорским существующих порядков в церкви приобрела довольно широкий общественный резонанс.
Идеи нестяжательства нашли поддержку даже в кругу великокняжеской власти и непосредственно со стороны Ивана III, так как он был прямо заинтересован в ослаблении материальной силы церкви и в получении в случае отказа церкви от своих богатств необходимых земельных фондов для обеспечения дворянства, являвшегося наиболее важной социальной опорой централизованной власти.
Однако идеи Нила Сорского встретили резко враждебное отношение со стороны представителей официальной церкви. Среди них особенно выдвинулся Иосиф Санин, игумен Волоцкого монастыря. В начале своей деятельности, в 1479 г., Иосиф покинул Пафнутьев Боровский монастырь, находившийся в дружественных отношениях с московским великим князем, и перешел к удельному волоцкому князю. Иосиф находился в оппозиции к великокняжеской власти, противясь ее укреплению. Иосиф Волоцкий развивал взгляды о безусловном превосходстве духовной власти над светской и подчеркивал обязательную необходимость сохранения и укрепления материальных богатств церкви. Вместе с тем Иосиф, как и Нил Сорский, считал необходимым произвести реформу монастырей для поднятия их авторитета. Но если Нил Сорский видел выход в аскетизме и нравственном самоусовершенствовании монахов, то у Иосифа на первый план выдвигалась необходимость строжайшей монастырской дисциплины. Характерно, что Иосиф Волоцкий в своих произведениях коснулся и крестьянского вопроса, выступив с проповедью мягкого отношения к «рабам» и «сиротам». Объяснение этому — борьба за рабочие руки, которая все более разгоралась среди феодалов. Имея в виду, с одной стороны, представить церковные земли как «убежище» для бедных и разоренных крестьян и тем самым привлечь крестьян к переходу во владения церкви, а с другой — призвать феодалов к известной осторожности в обращении с крестьянами в условиях обострения классовой борьбы, Иосиф Волоцкий и писал о «гладе и наготе» ,крестьян. Это был демагогический прием, направленный к укреплению авторитета церкви.
Взгляды Иосифа Волоцкого, активно им распространявшиеся в многочисленных сочинениях, разделялись высшими церковными иерархами. Решительное столкновение с нестяжателями произошло на соборе 1503 г. На нем великий князь Иван III поставил перед церковными властями вопрос об отобрании церковных земель в общегосударственном масштабе. Идею эту защищал Нил Сорский, но его инициатива, по всей вероятности, была согласована с великим князем, созывавшим собор. Против Нила Сорского решительно выступило большинство участников собора. Главным противником Нила явился Иосиф Волоцкий. Он горячо защищал право церкви на земные богатства, приводя многочисленные примеры из церковной истории и ссылаясь на различные тексты. Кроме того, он приводил такой довод, весьма отчетливо раскрывающий классовую сущность церкви: если у монастырей не будет права иметь земли, то не смогут постричься в монахи знатные люди, владеющие землями, а если такие люди не будут иметь возможности идти в монахи, то, во-первых, им трудно будет обеспечить себе спасение в загробной жизни, а во-вторых, не из кого будет ставить высших иерархов церкви. Идеолог воинствующей церкви и не мыслил какого-либо иного порядка, кроме того, при котором руководство церковью принадлежало феодальной знати.
С ним были вполне согласны церковные иерархи во главе митрополитом Симоном. Они отрицательно отнеслись к секуляризации церковных земель. Иван III вначале не хотел соглашаться с отказом церкви принять важное для государства решение, но церковники тоже не сдавались и всячески обосновывали тезис о неприкосновенности церковных имуществ. В сложной внутриполитической обстановке Иван III оказался вынужденным примириться с решением собора. Великокняжеская власть предпочла не идти на обострение отношений с церковью, рассчитывая использовать ее поддержку в борьбе с противниками централизованной власти, но сама проблема противоречий между светской и духовной властями этим, конечно, не разрешалась. Борьба между ними, объективно диктовавшаяся всем ходом развития единого государства, продолжалась и в дальнейшем.
Но на этом этапе противоречия были смягчены, союз великокняжеской власти с церковью укрепился. Иосиф Волоцкий после 1507 г. стал поддерживать великого князя в его борьбе против удельного сепаратизма. При этом Иосиф Волоцкий развивал идеи о божественном происхождении великокняжеской власти и об ее ответственности перед богом. Отсюда вытекало, что церковь должна иметь привилегированное положение, как учреждение, гарантирующее и освящающее светскую власть. Теория божественного происхождения власти сыграла свою роль в укреплении феодальной монархии в XVI в., но она была выдвинута Иосифом Волоцким прежде всего в интересах укрепления церкви, усиления ее влияния на всю политическую и идеологическую жизнь России того времени. Поддержка церковью великокняжеской власти была далеко не бескорыстной.
ЕРЕСИ
В условиях общего обострения социальных противоречий как между крестьянами и феодалами, так и внутри господствующего класса создалась благоприятная почва для нового подъема еретических движений. Этому способствовало также дальнейшее развитие крупных городов к концу XV в., создавшее более широкую сферу распространения еретических взглядов. Кроме того, споры, происходившие в конце XV — начале XVI в. по церковным вопросам, борьба нестяжателей и осифлян и их взаимные обличения объективно способствовали развитию критического отношения к религии и церкви. Наконец, сдвиги в накоплении знаний о природе, о которых говорилось выше, также способствовали выработке у передовых людей критического отношения к религии.
Религиозные вопросы стали в конце XV в. предметом широкого обсуждения. Иосиф Волоцкий с неудовольствием писал, что «ныне ив домах и на путях и на торжищах иноки и мирские и все сомнятся, вси в вере пытают».
В этих условиях произошла активизация еретических движений в России. Центром распространения ереси, как и столетием раньше, явился Новгород. Противники возникшей в конце XV в. новгородской ереси назвали ее участников «жидовствующими». Иосиф Волоцкий, яростно обличавший новгородских еретиков, называл основателем ереси некоего «жидовина Схарию», приехавшего в 1471 г. в Новгород из Литвы. Эти сведения и сама зависимость еретических взглядов от иудейства вызвали серьезные сомнения среди исследователей, но за недостатком источников вопрос о происхождении новгородской ереси конца XV в. остается не вполне ясным.
Новгородская ересь конца XV в. представляла собой явление, аналогичное городским еретическим выступлениям в Западной Европе. Во главе ее стояли представители низшего городского духовенства. По подсчетам Я. С. Лурье, из 27 известных по именам участников новгородской ереси не менее 22 принадлежали к попам, дьяконам, клирошанам и членам их семей[43]. Эта «плебейскаячасть духовенства состояла из сельских и городских священников. Они стояли вне феодальной иерархии церкви и не имели доли в ее богатствах. Их деятельность контролировалась сравнительно мало... они оплачивались гораздо хуже и их духовные, наделы были большей частью очень скудны. Им как выходцам из бюргерства или плебса были достаточно близки условия жизни массы, и потому, несмотря на свое духовное звание, они разделяли настроения бюргеров и плебеев. Участие в движениях того времени, являвшееся для монахов исключением, для них было общим правилом. Из их рядов выходили теоретики и идеологи движения, и многие из них, выступив в качестве представителей плебеев и крестьян, окончили из-за этого свою жизнь на эшафоте. Народная ненависть к попам обращалась против них лишь в единичных случаях»[44].
О содержании еретических взглядов можно судить на основании сведений, содержащихся в выступлениях противников и преследователей ереси. В ней было немало общего с ересью стригольников. Как и их предшественники, новгородские еретики конца XV в. не признавали основного догмата христианства о троичности бога, как содержащего внутреннее противоречие с тезисом о единобожии. В этом проявилась типичная для ересей рационалистическая критика религиозного вероучения. Еретики отказывались также признавать «священными» иконы, мощи, употреблявшееся для причастия вино, как сотворенные человеческими руками. Как и стригольники, новгородские еретики конца XV в. отрицали церковные обряды и церковную иерархию, они выступали также против церковного стяжательства и доставления священнослужителей «по мзде».
Мировоззрение новгородских еретиков охватывало широкий круг различных вопросов. Как и их предшественники стригольники, еретики конца XV в. подходили с рационалистических позиции к объяснению явлений природы и по существу ставили под сомнение всю религиозную философскую концепцию. Хорошо эрудированные в литературе, они прокладывали пути смелой, передовой научной мысли.
Таково было, например, их отношение к оживленно обсуждавшемуся церковниками в конце XV в. вопросу о «конце мира». Подходило к концу седьмое тысячелетие официального церковного счета времени от «сотворения мира» (по новому летосчислению — в 1492 г.), и среди церковников распространялось мнение о том, что теперь и должен наступить «конец света». Среди тех, кто разделял такие взгляды, был и Иосиф Волоцкий. Уверенность в неизбежности «конца мира» в это время была так велика, что даже церковные «пасхалии» — указатели дней в каждом году, когда должна праздноваться пасха, — были доведены только до 1492 г. «Пасхалия» кончалась словами: «Конец седьмыя тысящи. Доселе уставиша святые отцы наши держати паскалию до лета седьмотысящного. Нецыи же глаголить, тогда же будет второе пришествие господне. Глаголет же святый евангелист Марко: о дни том и часе никто же не весть, ни ангелы небесные, ни сын, токмо отец, отец един». В этих словах и особенно в ссылке на Марка уже содержалось несколько скептическое отношение к рассуждениям «неких» о близости «конца света». Еретики же не верили в «конец света» и были убеждены в том, что ничего в 7000 г. (1492) не случится. Церковникам пришлось после 1492 г. искать новых объяснений «конца света». Иосиф Волоцкий к началу XVI в. стал заявлять, что понятие «век» является неопределенным и что календарные расчеты не могут раскрыть «премудрость» бога. Как ни изворачивались церковники, но правда оказалась на стороне еретиков.
Занятия астрономией составляли предмет большого внимания еретиков. У них были астрономические таблицы для определения лунных фаз и затмений, так называемый «Шестокрыл» (перевод сочинения жившего в XIV в. Иммануэль-бен-Якоба). Знания в области практической астрономии воинствующие церковники объявляли «чернокнижием» и «чародейством».
Еретики были хорошо знакомы со многими произведениями не только средневековой, но и древней философии. Они тщательно изучали книги Ветхого завета, усматривая в них противоречия с Новым заветом: Еретикам были известны и произведения классической античной философии, и «Логика» философа XII в. Моисея Маймонида в компиляции с сочинениями арабского ученого Аль-Газали (конец XI — начало XII в.). Последнее произведение содержало ряд сведений об основах логики, о некоторых вопросах теоретической математики (понятие плоскости, линии, неделимых чисел и бесконечности). В противовес реакционным призывам официальной церкви отвергать все, что вышло не из ее среды, смелые поборники свободной мысли в XV в., обвиненные за это в ереси, стремились освоить те знания, которые уже были созданы человечеством к тому времени. Напротив, воинствующие церковники проповедовали отказ от всякого рационального знания и гордились своим незнакомством с научными знаниями. Тот самый Филофей, который разрабатывал тезис о «Москве — третьем Риме», писал, что он «человек сельский и невежа в премудрости, не в Афинах родился, ни у мудрых философов учился, ни с мудрыми философами в беседе не бывал. Учился есмь книгам благодатного закона, чим бо моя грешная душа спасти и избавитися вечного мучения».
Свободная мысль развивалась в конце XV — начале XVI в. не только в Новгороде, но и в Москве. Около середины 80-х гг. XV в. образовался московский кружок еретиков во главе с Федором Курицыным, приближенным Ивана III, выполнявшим сложные дипломатические поручения в Венгрии. В состав кружка входили также дьяки Истома и Сверчок, брат Федора Курицына дьяк Иван-Волк Курицын, Иван Черный, купцы Зубов и Семен Кленов и др. В Москву приехали также руководители новгородских еретиков Алексей и Денис. К еретикам были близки сноха Ивана III — Елена, дочь молдавского господаря Стефана, и сам великий князь Иван III. Даже глава русской церкви митрополит Зосима оказался в числе людей, разделявших еретические воззрения.
Выступление еретиков против официальной церкви произошло в то время, когда, как отмечено выше, особую остроту приобрел вопрос о земельных владениях церкви и когда происходило присоединение Новгорода к Москве. Московская великокняжеская власть, постоянно использовавшая в своих интересах противоречия в лагере противников, воспользовалась также и выступлением еретиков. Оно было тем более для нее полезным, что руководители новгородской церкви сопротивлялись ликвидации независимости Новгородской феодальной республики.
Понятно, что новгородцы Алексеи и Денис легко завязали дружеские отношения с московским великим князем. Но со стороны Ивана III это был не более как тактический шаг, облегчивший ему борьбу и с новгородской знатью, и с претензиями церкви в целом.
Взгляды московских еретиков в некоторых вопросах отличались от новгородской ереси, хотя имели с ней и немало общего. Московский кружок еретиков имел иной социальный состав участников. Если новгородская ересь была городской по своему характеру, то в Москве в еретическом движении участвовали преимущественно представители светских феодалов, связанных с великокняжеской властью. Среди, московских еретиков мы видим также купцов, но того значительного слоя низшего духовенства, кото-рый был среди еретиков в Новгороде, в московском еретическим кружке нет. Московские еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации.
Наиболее характерной чертой взглядов московских еретиков-было отрицание монашества, вытекавшее из их критического отношения к церковным авторитетам. Новгородские еретики не сосредоточивали специального внимания на вопросе о монашестве, наоборот, у московских еретиков эта сторона мировоззрения вышла на первый план, и это еще раз указывает на тесную связь московской ереси с потребностями государственной власти в ослаблении церкви и в изыскании земельных фондов. Немалое место в суждениях московских еретиков, как и новгородских, занял также вопрос об ожидавшемся «конце света». После 1492 г. авторитет церковных предсказаний сильно поколебался. Среди некоторой части рационалистически мыслящих людей возникло даже сомнение вообще в учении о «страшном суде», «воскресении мертвых» и «загробной жизни», являющемся краеугольным камнем христианского вероучения. Такие мысли, как мы видели, намечались уже у псковских еретиков XV в. Теперь, в конце XV в., очень смелое суждение высказал, если верить свидетельству его противников, сам московский митрополит Зосима: «А что то царство небесное? Что то второе пришествие? А что то воскресение мертвым? Ничего того несть! Умерл кто ин, то умер, по та места и был!» Но эта крайняя, радикальная точка зрения, по-видимому, в целом не разделялась московскими еретиками.
Московским еретикам принадлежал также ряд интересных мыслей по, различным вопросам философии и научных знаний. Исследователи отмечают, что в так называемом «Лаодикийском послании», принадлежащем Федору Курицыну, звучит мысль о свободе воли («самовластии души»), причем свобода воли непосредственно связывается с грамотностью, образованностью человека. Такой взгляд решительно противоречил ортодоксальным богословским воззрениям о полном подчинении человеческой личности божественному провидению. «Лаодикийское послание» с его таблицей литореи свидетельствует также о серьезном интересе Курицына к вопросам грамматики. Комментируя значение и употребление букв славянской азбуки, Курицын создал «своеобразную научную энциклопедию, дающую вокруг каждой буквы целый свод учености того времени»[45]. Брат Федора Курицына — дьяк Иван-Волк Курицын составил сборник «Мерило праведное», в котором были собраны различные законы (среди них — «Русская правда»), что свидетельствует о повышенном интересе участников еретического кружка к вопросам организации суда, вставшим с особой остротой в связи с централизацией государственной власти.
Участник кружка профессиональный переписчик книг Иван Черный переписал крупнейшее историческое произведение средневековья, так называемый «Еллинский летописец», посвященный событиям всемирной истории. Большой интерес представляют собой сделанные им тайнописью пометки на полях рукописи, специально исследованные А. И. Клибановым и помогающие выявить мировоззрение Ивана Черного и его единомышленников. Как отмечает А. И. Клибанов, «не имея возможности высказать правду своими словами, Иван Черный заставил говорить за себя текст своего сборника, выбирая в нем то, что могло служить выражению его взглядов, и отмечая выбранные места краткими, состоящими в подавляющем большинстве случаев из одного слова заметками, для зашифровки которых он использовал пермский алфавит. Он останавливает свое внимание (а вместе с тем и внимание своих читателей) на всем, что разоблачает церковную иерархию, культ икон, храмов, веру в чудеса — словом, на том, что составляло предмет еретической пропаганды»[46].
Таким же приемом пользовался Иван Черный и при переписке ряда других книг.
Выступление еретиков конца XV — начала XVI в. было одним из интереснейших явлений русской общественно-политической и философской мысли периода образования единого Российского государства. Было бы неправильным представлять воззрения еретиков как направленные субъективно против религии и церкви вообще. Их целью была борьба против пороков существующей церкви, за торжество «истинных» христианских идеалов. При всем этом объективное значение выступления еретиков было значительно шире. Выступление против официальной религии и церкви неизбежно приобретало характер протеста против существующего строя в целом. Новгородско-московская ересь развивала идеи, которые в своей тенденции (объективно) вели к реформации церкви. Рационалистическая критика богословских догм открывала пути научному познанию, подрывавшему самые основы религиозного мировоззрения.
Понятно, что официальная церковь встретила новое оживление еретических движений в конце XV — начале XVI в. с большой тревогой. Великокняжеская власть, занимавшая особое положение по отношению к ересям, лишь до поры до времени сопротивлялась расправе церковников над еретиками, но в конечном счете перестала поддерживать опасное для всего господствующего класса в целом еретическое движение. Отсутствие широкой социальной базы для рёформационного выступления, обусловленное неразвитостью социально-экономических отношений, предопределило поражение еретиков в борьбе с официальной церковью. Против еретиков объединились и сторонники Нила Сорского, и осифляне во главе с самим Иосифом Волоцким.
В октябре 1490 г. в Москве был созван специальный церковный собор для суда над новгородскими еретиками. Они были прокляты и отлучены от церкви, а потом отправлены для наказания в Новгород, где архиепископ Геннадий приказал посадить их на коней лицом к хвосту, одеть в шутовскую одежду и берестяные колпаки и в таком виде провезти по городу. Потом колпаки были сожжены на головах у еретиков. Публичным поруганием церковный владыка хотел унизить и опозорить смелых вольнодумцев, посягнувших на устои религии и официальной церкви. Но несмотря на это кружок новгородских еретиков, по-видимому, еще существовал некоторое время.
В 1494 г. ушел с митрополии Зосима, но еще в течение некоторого времени московские еретики пользовались покровительством великого князя. Однако идти на конфликт с церковной иерархией Иван III не мог и не хотел. Он нуждался в поддержке со стороны церкви, особенно в момент обострения отношений с Литвой, когда выступление церкви в защиту православного русского населения в Литве было особенно необходимо. Постепенно отходили от кружка некоторые его активные участники (например, Федор Курицын). Правда, Иван III не оставлял мысли о секуляризации церковных земель, но поражение его на соборе 1503 г., окончившемся победой осифлян, заставило более решительно пойти навстречу церкви и в вопросе о еретиках. Церковь оказалась более мощной силой, чем, видимо, предполагал Иван III, а социальная опора великокняжеской власти в лице дворянства и горожан была развита еще относительно слабо. Кроме того, как ^тмечено, ересь представляла собой большую опасность, будучи'объективно антифеодальной.
В конце 1504 г. в Москве вновь собрался церковный собор для суда над еретиками. Воинствующие церковники во главе с Иосифом Волоцким и митрополитом Симоном теперь имели большую силу. Иосиф написал специальное сочинение против еретиков — «Просветитель», в котором и обвинил их в «жидовстве». Собор с согласия великого князя приговорил еретиков к смертной казни. В Москве построили клетку, в нее заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой. Казни были произведены также в Новгороде. Так русская церковь, не отставая от западноевропейских католических инквизиторов, с чудовищной жестокостью расправлялась со своими противниками. Не только в католических странах Запада, но и в России пылали в средние века зажженные церковниками костры, на которых гибли смелые мыслители, провозвестники будущей победы науки над религией, гуманизма над аскетизмом.
Поражение еретиков и укрепление позиций церкви в начале XVI в. сыграло печальную роль в судьбах русской культуры, оказавшейся под громадным сковывающим влиянием церковников. Но ее прогрессивное развитие все же продолжалось и в этих тяжелых условиях. Победа воинствующей церкви не была и не могла быть в то время полной и окончательной.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ И СЕРЕДИНЫ XVI В.
Церковный вопрос продолжал оставаться одним из центральных в русской общественно-политической мысли, особенно в отношении церковного землевладения. Противоречие между интересами централизации и положением церкви неизбежно возникало вновь и вновь по мере развития Российского государства. Поэтому продолжали развиваться и идеи нестяжателей.
В первой половине XVI в. среди нестяжателей видное место принадлежало Вассиану Патрикееву. Он принадлежал к княжеско-боярской знати и вместе с отцом — князем И. Ю. Патрикеевым за сопротивление государственной централизации по приказу Ивана III в 1499 г. был насильно пострижен в монахи и отправлен в далекий Кирилло-Белозерский монастырь. Но уже в 1508 г. он был возвращен из ссылки и приближен новым великим князем Василием III. Вассиан Патрикеев в своих произведениях продолжал развивать идеи Нила Сорского, подвергая критике современное ему монашество и указывая на его несоответствие принципам христианства.
Главным несоответствием являлось, по мнению Вассиана, стяжательство монастырей. При этом он указывал на тяжелое положение монастырских крестьян под властью монахов. Но для Вассиана рассуждения о крестьянах были лишь средством в полемике с осифлянами, которых он стремился упрекнуть в нарушении моральных догм христианства. Более того, Вассиан не протестовал в целом против церковного землевладения, но лишь считал, что монастыри не должны использовать земли для собственного обогащения; землевладение должно быть обращено на спасение погибающих от «мразы и глада». «А инокам не подобает богатствовать и земель держати,— писал Вассиан,— понеже отреклись от всего». Он выражал особенное неудовольствие тем, что монастыри распоряжаются землями, пожалованными им князьями.
Нестяжательная программа Вассиана Патрикеева имела более определенное социальное содержание, нежели выступление Нила Сорского. Нила интересовало прежде всего укрепление церкви и в особенности монашества. Вассиана остро беспокоила судьба земельных владений княжеско-боярской знати, на которые посягала церковь, все более усиливавшаяся в первой половине XVI в. Идеи нестяжательства оказались на вооружении боярской знати.
Вместе с тем в полемике против осифлян Вассиан Патрикеев высказал ряд критических мыслей в отношении ортодоксальной церковной литературы, что способствовало развитию рационалистической критики богословских догм. Вассиан высказал, в частности, несогласие с политикой жестоких репрессий по отношению к заблуждающимся еретикам.
Взгляды Вассиана во многом разделял Максим Грек, прибывший в Россию в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг. Широко образованный и талантливый публицист, Максим Грек близко сошелся с нестяжателями и представителями боярско-княжеских кругов. Рационалистические идеи нестяжательства были близки Максиму Греку, недовольному теми оковами, которые налагала на развитие общественной мысли официальная осифлянская церковь. Максим Грек в своих произведениях (а их было свыше 100) также решительно обличал монахов, писал о тяжелом положении монастырских крестьян. Хотя выступления Максима Грека, как и Вассиана Патрикеева, были направлены в сущности в защиту интересов боярско-княжеских кругов, его критика официальной церкви имела большое положительное значение в истории русской общественно-политической мысли.
Максим Грек писал о падении нравов в среде духовенства, причину которого он видел в погоне за богатствами, развращающими душу. Неприглядная картина русской церкви возникает на страницах его сочинений. Монахи ссорятся, ведут длительные тяжбы из-за сел и земель, пьянствуют, предаются роскошной жизни, богатства церкви тратят в собственное удовольствие. Максим Грек, между прочим, доказывал неправомочность ссылки осифлян на греческие тексты писаний «святых отцов» о праве церкви владеть землями и селами. Переводя заново «Кормчую книгу» (собрание церковных законов), Максим Грек вместо обычного в русских «Кормчих» выражения «села с крестьянами» поставил «пашни ивиноградники». «Богомерзским» пороком называл Максим Грек ростовщичество, которым занимались монастыри. Ростовщиков он ставил на одну доску с грабителями и убийцами. Максим Грек раскрывал исключительно тяжелое положение крестьян на церковных землях, беспощадно эксплуатируемых, опутанных тяжелыми долгами за взятые в рост деньги. Максим Грек разоблачал ханжество церковников, описывая их стремление пышными обрядами и службами прикрыть жестокие издевательства над людьми и свою глубоко неправедную, противоречащую христианской морали жизнь.
Критика Максима Грека не ограничивалась только церковью. В ряде произведений он обращался к оценке существующего государственного порядка и развивал идеал государственного строя. Он выражал резкое осуждение боярскому самовластию, произволу и стяжательству неправедных судей-наместников, писал о беззаконии в стране. Особенно беспокоило Максима Грека положение страны в период боярского правления, бывшего в малолетство Ивана Грозного. В посланиях Василию III и затем Ивану IV Максим Грек рисовал картину того, какой, по его мнению, должна быть государственная власть. В этой части публицистических рассуждений Максима Грека отчетливо проявляется тот компромисс между нестяжательством и осифлянством, который наметился в первой половине XVI в. Как и осифляне, Грек писал о божественном происхождении царской власти. Он настаивал на необходимости тесного союза церкви с царской властью, но при этом царь должен править вместе с мудрыми советниками. Царь должен руководствоваться нормами христианской морали, обуздывать свои страсти, быть мудрым, грозным и справедливым, установить твердые законы, назначить праведных судей, любить войско, заботиться о крестьянах. Это была довольно отвлеченная и идеалистическая программа патриархального устройства государственной власти на основе христианской морали. Высказал Грек и соображения по вопросам внешней политики. Он настаивал на необходимости быстрого нападения на Казань и ликвидации гнездящегося там опасного «змея», а также всемерного укрепления городов и границ Российского государства.
Идеология Максима Грека в целом отражала интересы боярско-княжеских кругов, причем именно той их части, которая понимала необходимость централизации государственной власти при сохранении своего высокопривилегированного положения. Эта часть боярства и пошла в дальнейшем на компромисс с Иваном IV и поддерживала его в «Избранной раде» до определенного времени, когда самодержавие начало решительное наступление на боярско-княжескую группировку. Не случайно, что в числе почитателей Максима Грека оказался князь А. М. Курбский, заимствовавший у Грека немало рассуждений для оправдания своей политической позиции.
Одним из близких идейных друзей Максима Грека был боярин Федор Карпов, видный дипломат первой четверти XVI в. Большинство сочинений Ф. И. Карпова было уничтожено его противниками, но сохранилось несколько посланий его Максиму Греку и митрополиту Даниилу. Ф. И. Карпов также решительно протестовал против беззакония и произвола, требуя установления строгой законности. При этом он опирался на авторитет Аристотеля и писал о том, что во все исторические эпохи люди управлялись определенными законами. Как и Грек, Карпов мечтал об идеале христианского царя, наделенного мудростью и добродетелями. Что касается состояния русской церкви, то Карпов также видел ее глубокие пороки и даже склонялся к мысли о необходимости объединения православной и католической церквей как средству уничтожения этих пороков.
Выступления Максима Грека и Федора Карпова с критикой существующих порядков в государстве и церкви исходили безусловно из желания воплотить в реальной жизни казавшиеся им высокими идеалы христианства. Не случайно их позитивная программа так расплывчата и идеалистична. Но эти выступления вызвали раздражение со стороны осифлянского духовенства, приложившего все усилия к тому, чтобы преградить путь распространению взглядов Максима Грека и ему подобных.
Во главе осифлянского духовенства стоял теперь митрополит Даниил, также являвшийся выдающимся публицистом своего времени. Даниил оказывал немалую поддержку во внутренней политике Василию III, имея в виду в соответствии с доктриной осифлянства утвердить положение церкви в государстве и свое влияние на нуждающегося в поддержке церкви государя. В своих произведениях Даниил обличал и всячески порочил еретиков, требуя от государственной власти выполнения «божьей воли» в борьбе с инакомыслящими. Развивая тезис о необходимости внутреннего спокойствия, Даниил, как и другие осифляне, предостерегал от чрезмерной эксплуатации крестьян. Представляют интерес поучения Даниила по моральным вопросам. С позиций воинствующей церкви Даниил обличал разврат, пьянство, сквернословие (впрочем, умеренное употребление вина «в скорбех, в бо-лезнех, и от трудов покой в меру и в старости полезно есть», по мнению Даниила). Эти пороки Даниил ставит в один ряд со светскими развлечениями, чтобы осуждение этих развлечений выглядело более внушительно. Даниил с гневом писал о духовных лицах, которые позволяют себе играть на гуслях и домрах, играть в шахматы и шашки, петь песни «бесовские» и т. п. Раздражение у, воинствующего церковника вызывали светские пиры и празднества, о которых он писал с явной издевкой, и даже стремление к нарядному одеянию. Саму заботу о красивой одежде Даниил высмеивал и сурово осуждал. В этих писаниях главы русской церкви сквозит страх перед всем земным, перед живой, не скованной религиозными догматами жизнью, и не случайно с особенным негодованием писал Даниил о веселящейся и наряжающейся молодежи. Понятно, какой гнев Даниила и его сподвижников вызвали выступления Вассиана Патрикеева и Максима Грека.
Митрополит Даниил добился в 1525 г. ссылки Максима Грека в монастырь, а в 1531 г. на церковном соборе были осуждены и Вассиан, и Максим. Оба были сосланы — Вассиан умер в Волоколамском монастыре, а Максим Грек получил освобождение лишь после воцарения Ивана IV Грозного.
Середина XVI в. ознаменовалась новым подъемом общественно-политической мысли, чутко реагировавшей на все изменения в ходе развития Российского государства. В этот период наступил новый этап централизации, характеризовавшийся обострением классовой и внутриклассовой борьбы. Середина и вторая половина XVI в. — время острых социальных конфликтов, упорной и тяжелой борьбы крепнущего самодержавия против боярско-княжеской оппозиции. Именно развитие классовой борьбы — этой движущей силы истории — стимулировало развитие общественно-политической и философской мысли в целом, в том числе и в среде господствующего класса, вынужденного размышлять над путями укрепления своего господства и развития существующего строя. Не случайно поэтому проблема государственной власти заняла столь видное место в публицистике XVI в.
Боярское правление в годы малолетства Ивана IV со всей очевидностью показало реакционность политических устремлений феодальной знати. Заинтересованные в централизации сплотились вокруг молодого Ивана IV, с воцарением которого началась решительная борьба за укрепление власти. Однако обострение классовой борьбы, ярко проявившееся и в московском восстании 1547 г., заставило Ивана IV и его ближайшее окружение принять на время тактику компромисса с княжеско-боярской знатью, чтобы консолидировать силы господствующего класса в целом. С другой стороны, многие дальновидные представители феодальной знати также шли в этих условиях на соглашение с царской властью. Так сложился близкий к царю круг правительственных деятелей, осуществлявших руководство проведением ряда важнейших государственных реформ 50-х гг. XVI в.
Среди этих деятелей был духовник царя, протопоп московского Благовещенского собора Сильвестр, общественно-политические взгляды которого весьма характерны для политики компромисса 50-х гг. XVI в.
В 1550 г. Сильвестр написал послание Ивану IV, где развивал мысль о высокой ответственности царя перед богом, требующей устранения многих существующих в России бед, среди которых «ненависть, и гордость, и вражда, и маловерие к богу, и лихоимство, и грабление, и насилие», и порча нравов. В обстановке обострения социальных противоречий Сильвестр доказывал необходимость мудрого государственного правления. Конкретной программы реформ у Сильвестра не было. Главным средством обеспечения справедливого государственного правления, по мнению Сильвестра, является правдивость и кроткость самого государя, воплощение в нем тех нравственных качеств, которые проповедуются религией. Таким образом, подспудная мысль Сильвестра выступала достаточно определенно: царская власть должна находиться под влиянием церкви и руководствоваться ее установлениями, отвечая перед богом и за положение церкви. В таком понимании задач царской власти многое заимствовано от осифлянской идеологии. Но наряду с этим Сильвестру не чужды были и некоторые элементы нестяжательства. Накануне собора 1551 г. Сильвестр высказывал мысли о необходимости ограничения монастырского землевладения. Как было отмечено, в первой половине XVI в. идеи нестяжательства были восприняты боярской знатью в целях защиты своего землевладения. Сильвестр разделял во многом интересы этой знати, и поэтому не случайно его обращение к идеям нестяжателей. В послании князю А. Б. Горбатому Сильвестр особенно подчеркивал роль боярства во взятии Казани и развивал мысль о «мудрых сподвижниках» царя, ссылаясь даже на Демокрита: «Слыши, что глаголет Демокрит философ: первый князю подобает имети ум ко всем временным, а на супостаты крепость, и мужество, и храбрость, а мы своей дружине любовь и привет».
Так идея политического компромисса между самодержавием и дворянством, с одной стороны, и княжеско-боярской знатью — с другой, отразилась в произведениях Сильвестра, где налицо компромисс между двумя бурно спорившими между собой в начале столетия течениями: нестяжательством и осифлянством. Исчезли те элементы рационализма и решительной критики церковного землевладения, которые были в раннем нестяжательстве. Став идеологическим вооружением княжеско-боярской знати, нестяжательство утратило многие передовые черты и пошло на примирение с воинствующими осифлянами.
Сильвестром же был написан (или отредактирован) знаменитый «Домострой» — своеобразная энциклопедий домашнего хозяйства и моральных норм XVI в. Вопрос о том, чьи социальные интересы отражены в правилах, рекомендовавшихся «Домостроем», довольно сложен и не вполне решен в существующей литературе. «Домострой» содержит много практических указаний о ведении домашнего хозяйства в условиях городской жизни и адресован, по-видимому, как феодальной знати, имевшей свои городские дворы, так и зажиточной верхушке самого городского населения. Интересно, что «Домострой» дает советы применительно к условиям рыночных отношений, рекомендуя докупать товары, когда они бывают дешевы, и вести самый тщательный учет всем хозяйственным делам. Много места уделяет «Домострой» вопросам морали и воспитания. «Домострой» требует почитания царя земного, но в еще большей степени — царя небесного: «сей временен, а небесный вечен». Духом религиозного благочестия и исключительной роли церкви проникнут «Домострой», указывающий на близость его создателя к осифлянским взглядам.
Обычно на «Домострой» ссылаются как на «классический» образец норм семейного права, построенного на всевластии главы семьи, его жестокости и беспрекословном подчинении домочадцев, принуждаемых к тому побоями. Такие «указания»- в «Домострое», действительно, есть, и они типичны для феодального общества. Но вместе с тем надо заметить, что женщине в «Домострое» отводится не такое уж бесправное место, как может показаться на первый взгляд. Согласно «Домострою» женщине должна принадлежать весьма значительная роль и в управлении хозяйством, и в воспитании детей.
Сложный и интересный памятник общественной мысли XVI в., «Домострой» еще не вполне исследован в литературе. Однако можно сказать с несомненностью, что компромиссные настроения определенной части боярской знати, шедшей на соглашение с самодержавной властью и видевшей необходимость приспособления к новым условиям хозяйственной и политической жизни, нашли своеобразное отражение в нормах «Домостроя».
Одним из наиболее значительных явлений развития русской общественно-политической мысли середины XVI в. были выступления Ивана Семеновича Пересветова. В настоящее время можно считать окончательно опровергнутыми сомнения некоторых дворянских и буржуазных историков в реальном существовании Пересветова. Исследования советских историков раскрыли с большой полнотой характер и содержание произведений Ивана Пересветова[47].
Выходец из русских земель, находившихся в составе Великого княжества Литовского, И. С. Пересветов служил долгое время польскому королю, затем чешскому и венгерскому, побывал в ряде стран Европы. Он был профессиональным воином. По-видимому, в конце 1538 — начале 1539 г. он выехал на службу к великому князю московскому. Прибыв в Россию, он обратился к правительству с предложением организовать мастерскую по выделке военных щитов литовского образца. Пересветов получил жалованье и поместье, но вскоре мастерская прекратила работу, так как в русском войске все более распространялось огнестрельное оружие. Человек большого жизненного опыта, побывавший в гуще больших событий в странах средневековой Европы в период консолидации национальных государств и больших сдвигов в экономической, политической и идейной жизни того времени, Пересветов внимательно изучил внутреннее положение России и выступил с программой ее преобразования. Именно тогда, в середине XVI в., в обстановке обострения классовой борьбы и углубления противоречий внутри господствующего класса вопросы дальнейшей централизации государства становились предметом оживленного обсуждения. Правительство Ивана IV напряженно работало над осуществлением ряда реформ, направленных на укрепление феодального государства. 8 сентября 1549 г. Иван Пересветов подал царю свою челобитную с проектами государственных реформ. Эти проекты сохранились в архиве царя.
В челобитных Иван Пересветов широко пользовался аналогиями из истории падения Византии под ударами султанской Турции. Гибель центра православного христианства и победа «неверных» произвели огромное впечатление в условиях господства религиозного мировоззрения. Осифлянские церковники в России использовали эти факты для разработки теории о «Москве — третьем Риме». Пересветов подошел к этим событиям с другой стороны. Гибель Византии давала ему возможность представить яркий и убедительный материал о глубоких внутренних пороках, приведших к падению мирового центра православия, с тем чтобы вести борьбу против этих пороков и в Российском государстве, ставшем теперь «третьим Римом».
Главным пороком государства, обличению которого Пересветов посвятил многие страницы своих произведений, являлось, по его мнению, засилье аристократии, ее произвол, неправый суд, ее равнодушие к общегосударственным интересам. С гневом пишет Пересветов об изменах вельмож, об их бесконечных внутренних распрях, когда они «сипели друг на друга, яко змии», о разорении страны непомерными поборами, о нежелании воевать и защищать государственные интересы. Все эти «византийские» картины живо напоминали о недавнем периоде боярского правления в Российском государстве.
В качестве образца мудрого и сильного правления, опирающегося на «воинников», Пересветов приводил турецкого Магмет-салтана. То, что Пересветов рекомендовал учиться у «неверных» организации государства, является свидетельством широты его взглядов, далеко выходивших за пределы узких, консервативных идей церковников, настойчиво проповедовавших вражду ко всему иноверному и иноземному. Вообще говоря, обращение к «турецкому опыту» было в XVI в. не исключением в трудах Пересветова, целый ряд мыслителей в странах Западной Европы, находясь под впечатлением крупных успехов султанской Турции, разделяли взгляды о полезности заимствований у нее форм государственной организации, особенно в условиях, когда шел процесс укрепления национальных государств. Многое из того, что писал Пересветов о правлении Магмет-салтана, совсем не соответствовало действительности. Но обращение к «образцам» турецкого правления давало Пере-светову возможность иносказательно аргументировать свои проекты, не затрагивая открыто русскую действительность.
Иван Пересветов выступил решительным сторонником централизованной дворянской монархии. Он настаивал на том, что государство должно возглавляться мудрым и сильным царем: «как конь под царем без узды, тако и царство без грозы». На смену слабой власти при сильной аристократии должна прийти мощная царская власть, располагающая всей полнотой средств для поддержания в стране «правды» и обеспечивающая внешнюю безопасность. Опорой такой власти должны являться «воин-ники», т. е. дворяне. Так в сочинениях Ивана Пересветова нашла свое воплощение идеология и программа нового, подымающегося сословия феодального класса — поместного дворянства. Пересветов не выступал против существования знати вообще, но он был против того, чтобы высшее положение в государстве достигалось происхождением. К царю, по мнению Пересветова, должны быть приближены люди, заслужившие этого своими личными достоинствами. Таким образом, Пересветов формулировал ту цель, которой настойчиво добивалось дворянство на протяжении XVI—XVII вв. — оттеснить родовитую знать и занять руководящее положение в государственном управлении, чтобы, как выразился В. О. Ключевский, «порода отступала перед чином». Именно такой строй наиболее отвечал интересам прогрессивного развития централизованной государственной власти.
Для достижения этой цели Пересветов считал необходимым произвести военную, судебную и финансовую реформы, причем центральное место в его планах занимала именно военная реформа. Изменение военной организации должно было стать главным средством утверждения самодержавия. Создание сильной, окруженной заботами царя армии «воинников» — служилых людей — давало бы в руки царя надежную опору в борьбе не только с внешними, но и с внутренними врагами, она подрывала бы силы боярской аристократии. «Воинники» должны обеспечиваться денежным и натуральным жалованьем. Практика поместной системы, утвердившейся в России с середины XVI в., показала, что Пересветов с большой дальновидностью настаивал прежде всего на денежном обеспечении войска. Земельные владения привязывали дворян к земле, ослабляли их заинтересованность в несении военной службы и порождали стремление к уклонению от нее. Кроме того, Пересветов был решительным противником холопства, в том числе и кабального, подчеркивая небоеспособность войска, составленного из приводимых землевладельцами на службу холопов. Большое значение придавал Пересветов строжайшей дисциплине и централизации управления в войске, выдвижению на командование людей по их личным заслугам и качествам. Военачальникам, возглавляемым самим царем, должно быть предоставлено право суда над «воинниками». Войска должны быть хорошо оснащены огнестрельным оружием. По существу, Пересветов развернул целую программу организации постоянного, хорошо обученного и строго организованного войска — в противовес не соответствующему интересам Российского государства старому порядку феодальных ополчений. Иван Пересветов был крупнейшим военным мыслителем средневековья.
Однако проекты Пересветова не могли получить полного воплощения в условиях России середины XVI в. Слишком велика была еще сила феодальной аристократии, по отношению к которой правительству Ивана IV не раз приходилось прибегать к тактике лавирования и компромисса, в особенности в первые годы его правления. Слишком неразвита еще была экономика страны, чтобы иметь возможность перевести армию на денежное содержание. Правительство пошло по пути создания поместного дворянского войска. Однако учреждение стрелецкого войска наряду с поместным в известной мере воплощало план военных преобразований Пересветова.
В области суда и администрации Пересветов настаивал на упразднении порождавшей произвол системы наместничьего управления и на кодификации законов. Суд и администрацию на местах должны осуществлять царские судьи, находящиеся на определенном денежном жалованье и руководствующиеся в своей деятельности твердо установленными законами. Проект централизации суда и усиления карательной деятельности государства, предложенный Пересветовым, отвечал классовым интересам дворян в смысле защиты их не только от боярского произвола, но и от антифеодальных выступлений народных масс.
Что касается источников денежного обеспечения войска, то Пересветов последовательно проводил мысль о том, что таким источником для государства должны быть доходы от торговли и налогов с горожан. Идеолог феодального класса, Пересветов; отводил решающее место в государстве дворянству, а развитие торговли и городов понимал как предназначенное прежде всего для обслуживания интересов дворянства. Цены на товары должны устанавливаться государством под страхом строгих наказаний за их нарушение. Пересветов полагал, что дворянское централизованное государство вполне может подчинить себе развитие торговли и вообще всю экономическую жизнь страны. В этом отчетливо проявилась ограниченность идеологии Пересветова, ее типично феодальный характер, непонимание им того большого значения, которое имело развитие городской жизни. Стремление подчинить города интересам феодалов, кстати, настойчиво осуществлявшееся во всей политике Российского государства, в конечном счете было консервативным и тормозило развитие социально-экономических отношений в России.
Пересветов высказал также ряд мыслей о внешнеполитических задачах. Прежде всего он настаивал на необходимости решительного наступления против Казанского ханства, что должно было привести к овладению новыми землями и к ликвидации опасного очага ' постоянных нападений на русские земли. С большим сочувствием писал Пересветов о тяжелом положении славянских народов на Балканах под игом турецких феодалов, но не выдвигал требования о вступлении в конфликт с Османской империей из-за славян. Он считал главной внешнеполитической проблемой борьбу с Казанским ханством. Что касается необходимости для России установления прямых связей с западноевропейскими странами и овладения морскими выходами, то этих вопросов Пересветов вовсе не затрагивал, и в этом вновь сказалась дворянская, феодальная ограниченность его мировоззрения. В дворянстве, и только в дворянстве, видел Пересветов силу государства, развивая идеал типично феодальной централизованной монархии. В этой связи становится еще более понятным обращение Пересветова к образцам турецкой военно-феодальной державы, а не к западноевропейским централизованным монархиям. Именно военно-феодальная организация государства, развитая в странах Востока, была ближе всего к идеалам Пересветова. Бывшая важным шагом вперед по пути государственной централизации по сравнению с феодальной раздробленностью, военно-феодальная организация несла в себе и многие консервативные черты, что сказалось и в мировоззрении Пересветова.
В литературе высказано мнение о том, что воззрения Пересветова в известной мере перекликаются с реформационно-гуманистическим движением. Это — очень сложный вопрос, и его нельзя считать убедительно разрешенным. Бесспорно, что по своему отношению к религии и церкви сочинения Пересветова выделяются из массы публицистических произведений разных направлений того времени своим в общем равнодушным отношением к церковным вопросам. Кое-где проскальзывает у Пересветова скептическое отношение к церкви и церковникам. Он прямо писал, что «бог не веру любит, а правду», и настаивал на необходимости руководствоваться строго установленными земной властью законами в противовес проповедуемой церковниками точке зрения об определяющем значении религиозных норм в государственной и общественной жизни. Объективно взгляды Пересветова в значительной мере противостояли идеологии официальной церкви. Но той критики религиозного мировоззрения и церкви, которая была столь характерна для передовых мыслителей средневековья, шедших по пути реформационно-гуманистической идеологий, у Пересветова нет. Философские вопросы вообще занимали его, видимо, в гораздо меньшей степени, чем практические соображения о судьбах и значении дворянства и централизованной власти. И в этом также проявлялась дворянская ограниченность взглядов Ивана Пересветова, их чисто феодальная основа, в то время как деятели общественно-политической и философской мысли, связанные с городскими кругами, шли значительно дальше Пересветова в осмыслении существующего строя, освященного религией и церковью, и направляли свои удары именно в направлении борьбы с ореолом святости вокруг феодального общества.
В идеологии Пересветова переплетались и прогрессивные, и консервативные черты, что отражало противоречивую природу дворянства и феодальной монархии в России XVI в.
В середине XVI в. получила развитие и идеология воинствующих церковников, упорно боровшихся за сохранение и расширение привилегий церкви и ее определяющего значения в идейной жизни русского государства. Во главе этого направления стоял митрополит Макарий. С именем Макария обычно связывается венчание на царство Ивана IV и осуществление ряда мероприятий, направленных на укрепление централизованной власти. Действительно, Макарию принадлежала в этих делах немалая роль. Необходимо, однако, иметь в виду, что в основе действий Макария лежало стремление обеспечить укрепление руководящего положения церкви в духе основных идей осифлянства.
Митрополит Макарий, поддерживая царскую власть, однако, решительно противился стремлению царя ограничить монастырское землевладение. Позицию Макария разделяли и его сподвижники из среды высших церковных иерархов, как новгородский архиепископ Феодосии, также решительно отстаивавшие в своих произведениях право церкви на земельные и другие богатства. На Стоглавом соборе 1551 г. церковники воспротивились предложениям царя об упорядочении жизни в монастырях, установлении их подсудности царской власти и ограничении монастырского землевладения. Из круга сподвижников Макария вышел целый ряд произведений, направленных к прославлению и возвеличиванию церкви, содержащих пространные описания «чудес» и подвигов русских святых. Возник грандиозный свод житий святых «Великие Четьи-Минеи», в который были включены также разные поучения и церковные книги и который должен был стать религиозной энциклопедией. Церковники хотели поглотить «Четьями-Минеями» всю литературу своего времени и придать знаниям исключительно религиозный характер. Стоглавый собор 1551 г. установил строгую, регламентацию церковных обрядов, а также образцов религиозной живописи и культового зодчества, что значительно стеснило творческие возможности развития искусства.
Развитие феодальной собственности на землю и усиление наступления феодалов на крестьян, рост феодальной эксплуатации и обострение классовой борьбы заставляли публицистов из среды господствующего класса все более обращать внимание на положение крестьян. В этой связи немалый интерес представляют труды одного из ярких мыслителей середины XVI в. Ермолая-Еразма.
Ермолай-Еразм вышел из среды придворного духовенства и разделял осифлянские взгляды о превосходстве духовной власти над светской. Его сочинения, однако, содержали резкий протест не только против стяжательства светских вельмож-бояр, но и против монастырского стяжательства. Тот компромисс между элементами нестяжательства и осифлянской идеологией, который проявился в сочинениях Сильвестра, сказался определенным образом и у Ермолая-Еразма. Выступление против стяжательства со стороны Ермолая-Еразма было, несомненно, обусловлено опасениями, возникшими в связи с обострением классовой борьбы. В этом сказались еще раз глубокие внутренние причины, которые обусловливали в середине XVI в. компромиссы между различными группировками класса феодалов и в политической, и в идеологической областях, — страх перед ростом народного сопротивления. Именно в обстановке народных движений появилось сочинение Ермолая-Еразма «Благохотящим царем правительница и землемерие», в котором обращено внимание на тяжелое положение крестьян и предложены меры к исправлению существующего положения. Заметим, что в исторической литературе высказывался взгляд на Ермолая-Еразма как на якобы крестьянского идеолога. Анализ его сочинений убеждает в том, что меры по крестьянскому вопросу, предлагавшиеся Ермолаем-Еразмом, вытекали прежде всего из интересов укрепления положения господствующего класса и феодального государства и предотвращения крестьянских выступлений.
Характерно, что Ермолай-Еразм не касался положения монастырских крестьян. А. А. Зимин справедливо отмечает, что «в известной мере Правительница была ответом Ермолая-Еразма на сочинения нестяжателей, в которой черной краской рисовалось состояние крестьян в церковно-монастырских вотчинах»[48].
Ермолай-Еразм предложил заменить все повинности, в том числе и денежные, натуральным оброком в одну пятую часть урожая. Такое изменение обложения крестьянских хозяйств само по себе могло бы значительно облегчить их положение, но предложение Ермолая-Еразма было совершенно утопичным по отношению к реальным условиям экономического развития XVI в. Денежные отношения хотя и имели относительно небольшой удельный вес в экономике страны, тем не менее уже довольно глубоко проникли в нее. Замена всех денежных повинностей натуральными сделала бы невозможным обеспечение необходимых государственных потребностей. Проект Ермолая-Еразма был консервативен по своему существу; его осуществление в конечном счете отбросило бы Россию к уровню раннего феодализма. Наряду с реформой обложения Ермолай-Еразм предложил также изменить приемы определения земельных площадей, с которых должны были взиматься налоги. Вместо традиционной «четверти» Ермолай-Еразм считал более целесообразным применить в качестве поземельной меры квадратную версту — «четверогранное поприще». Это предложение имело важное значение в связи с осуществлявшейся тогда правительством реформой поместного землевладения и установлением точного соотношения между размерами и качеством владений и обязанностями по военной службе. Но установленная в 1555—1556 гг. система несколько отличалась от проектов Ермолая-Еразма.
Сочинения Ермолая-Еразма свидетельствуют о том, что представители господствующего класса, будучи вынужденными обратить внимание на тяжелое положение крестьян, пытались разрешить его с утопических и консервативных в своей основе позиций. Несомненно, что глубокий консерватизм осифлянской идеологии, лежавший в основе взглядов Ермолая-Еразма, сказался в самом его подходе к оценке положения крестьянства и в выборе средств, долженствовавших, по его мнению, привести к ликвидации народного недовольства. Осифлянство было бессильно по своей природе сколько-нибудь реально подойти к разрешению сложных проблем социально-экономического и политического развития, выдвигавшихся всем ходом развития Российского государства. Весьма показательна в этом отношении интереснейшая полемика, развернувшаяся между Иваном IV и А. М. Курбским.
Один из зн
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 3860;