НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ

 

Необходимость унификации, исправления и широкого распро­странения церковных книг побудила Ивана IV обратиться к мит­рополиту Макарию с предложением об организации в России книгопечатания. Митрополит «зело возрадовася» этому и принял активное участие в организации печатного дела. Начало книго­печатания не случайно относится к середине 50-х гг. XVI в., т. е. именно к тому времени, когда Иван IV начал осуществление широкого круга централизаторйких мероприятий, захвативших и церковь, и когда церковные соборы специально занимались вопросами борьбы с еретиками. «Книгопечатание призвано было служить укреплявшемуся самодержавию в его борьбе с попыт­ками вольнодумного толкования церковных текстов. А это воль­нодумное толкование было отражением новых идей и классовой борьбы. Недаром же впоследствии к нему прибегнул новый «ере­тик»— Феодосии Косой, говоривший о равенстве всех людей. Таких же взглядов в какой-то мере держался и Матвей Башкин, отпустивший своих холопов на свободу. Свои взгляды он обосно­вывал Апостолом, который весь «извозчил», покрыл воском, отмечая соответствующие места»[39].

Таким образом, организация книгопечатания в XVI в. была обусловлена государственными потребностями, служила опреде­ленным политическим целям и явилась отражением нового этапа развития Российского государства.

Работами советских исследователей установлено, что начало книгопечатания в России относится к 1553 г. Косвенные данные в этом отношении нашли теперь точное подтверждение в пря­мой записи, обнаруженной М. Н. Тихомировым в «Тотемском летописце» («1553. Начатся печатания книг в Москве, при мит­рополите московском Макарии»). В течение десяти последующих лет в Москве было напечатано девять книг. Первые издания печати не только не имеют обозначения года их выхода, но они и анонимны, т. е. без указания издателей и места издания. Исследователи отмечают большое разнообразие шрифтов и ор­наментальных украшений этих изданий, что, по-видимому, ука­зывает на пробный характер производившихся тогда книгопечатных работ. Первые русские печатные книги были еще очень похожи на рукописные, которым мастера старались следовать во всем — в заставках, вязи и т. п. приемах внешнего оформле­ния. Специфические приемы типографского украшения книг еще не были созданы.

Новый этап книгопечатания наступил в 1563 г., когда на средства царской казны была устроена в Москве типогра­фия. Именно с этого времени книгопечатание стало непосред­ственно государственным делом и было связано уже не с дея­тельностью отдельных лиц при поддержке государства и церк­ви, а превратилось в государственную монополию. Во главе этой типографии стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. О жиз­ни одного из замечательных деятелей русской культуры XVI в. Ивана Федорова известно немногое. Иван Федоров был дьяконом одной из кремлевских церквей в Москве. Когда ему было поруче­но книгопечатное дело, Иван Федоров справился с ним с боль­шим искусством. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол». Затем был напечатан «Часословец» (1565 г.), а в 1568 г. печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец рабо­тали уже не в Москве, а в Заблудове, во владениях литовского гетмана Ходкевича.

Причины перехода Ивана Федорова и Петра Мстиславца не вполне ясны. Обычно уход их из Москвы объясняют тем, что первопечатников преследовала церковь, что типография была подожжена и все это вынудило московских печатников бежать из Москвы в Литву. Несомненно, что определенная часть цер­ковников враждебно отнеслась к организации книгопечатания, хотя оно преследовало цели распространения церковных книг. М. Н. 'Тихомиров выдвинул другое объяснение причин перехода печатников в Заблудов. По его мнению, Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались в Литву с согласия царя в связи с прось­бой о присылке типографских мастеров и типографии, обращен­ной к царю гетманом Ходкевичем. Усилению православного влияния в Литве в условиях Ливонской войны придавали очень большое значение, и отправка типографии в Литву могла быть весьма важным идеологическим и политическим мероприятием московского правительства. Но в 1569 г. состоялось объедине­ние Литвы и Польши в одно государство. В это время прекрати­лась и деятельность московских типографщиков в Литве. Иван Федоров перебрался во Львов, где и работал до смерти (1583 г.). Во Львове Федоровым были снова изданы «Апостол», часос л овцы, а также букварь. Изданный во Львове в 1574 г., этот первый рус­ский букварь, возможно, был также повторением не дошедшего до нас букваря, впервые напечатанного в Москве в 60-х гг.

Несмотря на отъезд Ивана Федорова и Петра Мстиславца, книгопечатание в Москве продолжалось, но в другой типогра­фии, судя по анализу шрифтов. В этой типографии работали Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев. В 1568 г. был издан «Псалтырь». Затем книгопечатание на некоторое время было прервано. Существовала еще одна, анонимная типография, шриф­ты которой впоследствии никогда не встречаются. Видимо, имен­но эта типография была сожжена (о поджоге какой-то москов­ской типографии сообщают иностранные авторы). Типография Невежи Тимофеева также сгорела, очевидно, во время набега наМоскву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Тем не менее Иван IV Грозный продолжал уделять большое внимание книго­печатанию, и в 1576 г. в центре опричины — в Александровской слободе была основана новая типография. В этой типографии Андроник Тимофеев Невежа, в котором большинство исследова­телей видят того же Невежу Тимофеева (М. Н. Тихомиров счи­тал, что Андроник Тимофеев был сыном Невежи Тимофеева), выпустил в 1577 г. «Псалтырь», близкий по стилю к изданиям Ивана Федорова.

В дальнейшем снова произошел перерыв в книгопечатании с 1577 по 1589 г., после чего книгопечатание возобновилось в ти­пографии того же Андроника Невежи. Всего во второй половине XVI в. русские печатники издали около 20 книг. Издание «Апос­тола» (1597 г.) имело тираж в 1500 экземпляров.

Так возникло русское книгопечатание, ставшее в дальнейшем исключительно важным средством распространения грамотности и книжности в России. Основанное правительством и церковью с определенными классово-политическими целями, книгопечата­ние далеко вышло за их пределы. Вне зависимости от назначе­ния первых русских типографий и содержания напечатанных в них книг организация книгопечатания явилась событием огромно­го культурного значения. Русские первопечатники по праву относятся к самым выдающимся деятелям средневековой куль­туры. Используя достижения других стран в области книгопе­чатания и опираясь на традиции русского книгописания, пер­вопечатники сумели создать такие книги в России, которые встали в один ряд с лучшими достижениями типографского искусства средневековой Европы. Особенно замечательны книги, напеча­танные Иваном Федоровым, который с большим искусством ис­пользовал технические средства книгопечатания для создания удобной для чтения и красивой по оформлению книги. Отчетливо сознавая просветительное значение книг и заботясь об их доступ­ности для читателей, Федоров производил редактирование текстов книг, заменяя устаревшие и малопонятные старославянские вы­ражения современными ему русскими словами. Издание Федо­ровым «Азбуки» и сказания об изобретении славянского алфа­вита ярко свидетельствуют о понимании Федоровым задач книго­печатания как средства просвещения.

Иван Федоров был великим просветителем и настоящим по­движником культуры, мужественно преодолевшим многочис­ленные трудности на пути становления русского книгопе­чатания.








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2399;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.