МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Прогресс техники происходил в средние века очень медленно, рутинное состояние техники, как отмечал В. И. Ленин, является характерной особенностью феодальной экономики[36]. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении происходили от столетия к столетию и могут быть отмечены для каждого периода.
Наиболее застойной была техника сельскохозяйственного производства. Веками здесь сохранялись прежние орудия труда, да в условиях крепостного хозяйства не создавалось и необходимого простора для подъема производительных сил в крестьянском хозяйстве. Как и прежде, в сельском хозяйстве XV— XVI вв. употреблялась «суковатка», разрыхлявшая почву (применялась в конной упряжи), но постепенно ее вытесняла известная и раньше двузубая соха с железными наконечниками, а также деревянный плуг. По-прежнему применяли в сельском хозяйстве бороны, косы, серпы, грабли.
Более заметно прогрессировала техника ремесленного производства, хотя и здесь темпы движения были весьма медленными, поскольку средневековое ремесло базировалось на ручном труде и работало преимущественно на заказ, а не на рынок.
В XVI в. русские мастера научились делать глубокие буровые скважины (свыше 100 м) для добычи соли. Появились более сложные домницы вместо сыродутных горнов для выплавки железа из руды. Заметно выросла обработка металлов. Это сказалось в увеличении ремесленных специальностей. Известны десятки специальностей мастеров по обработке железа — кузнецы, гвоздочники, ножевники, сабельники, стрельники, брон-ники, кольчужники, скобочники, лемешники, подковщики, секир-ники, сковородники, забойники, молотники, угольники, замочники, самопальники, ствольники. В XVI в. уже употреблялись механические молоты — «самоковы», приводившиеся в движение водой.
С конца XV в. большое развитие стало получать литейное дело, тесно связанное с обеспечением военных потребностей. Уже в 80-х гг. XV в. был организован государственный Пушечный двор в Москве на реке Неглинной. До нас дошла пушка, отлитая мастером Яковом в 1488 г. (это самая древняя из сохранившихся русских пушек). Известны и ученики Якова — мастера Ваня и Васюк. После 1505 г. в Москву уже не приезжали иностранные мастера пушечного дела. В начале XVI в. русский мастер Петр отлил колокол весом в 350 пудов и крупную пищаль. Мастера умели делать необходимые сплавы из меди, олова и цинка. В конце XVI в. на московском Пушечном дворе отлита знаменитая «царь-пушка», стоящая ныне в Московском Кремле. Эта огромная пушка весит 40 тонн и имеет диаметр канала ствола 89 см. Установлено, что, вопреки распространенному представлению о боевой непригодности «царь-пушки», она могла стрелять. Богато украшенная различными орнаментами и изображениями (среди них — сидящий на коне царь Федор Иванович), «царь-пушка» Андрея Чохова является одним из самых замечательных памятников русского литейного мастерства XVI в. В Москве существовало также производство «зелья» — пороха.
Развитие денежной системы Российского государства обусловило совершенствование приемов чеканки монет, производившейся на специальных Денежных дворах.
Потребности государственного двора и феодальной знати стимулировали развитие ювелирного дела. В XVI в. в русских городах работало много мастеров-серебряников (в Новгороде их было, например, 222 человека). Ряд серебряников на торгу в Пскове насчитывал 140 лавок. Известны многочисленные поделки мастеров-ювелиров XVI в., являющиеся произведениями большого технического умения и художественного мастерства,— различные культовые и бытовые предметы, оклады книг и т. п. Заметно прогрессировало искусство резьбы по кости и дереву.
Большое развитие получили гончарное ремесло, различные виды обработки дерева. Во второй половине XVI в. была предпринята попытка организовать производство бумаги (бумажная мельница в Москве).
В середине XVI в. в Москве была создана специальная Оружейная палата, сосредоточившая хранение и производство дорогого оружия, драгоценной утвари, царских регалий и т. п. предметов.
Дальнейшее развитие получила строительная техника. Возродилось утраченное после монголо-татарского вторжения производство кирпича, центром которого стала Москва. Русские мастера конца XV—XVI в. построили ряд крупнейших крепостных сооружений. В первую очередь выделяются из них Московский Кремль выстроенный из кирпича в конце XV в., многоярусные башни Псковского и Новгородского кремлей начала XV в. В 30-х гг. в Москве был построен Китай-город, в 40—50-х гг. было осуществлено строительство каменных кремлей в Серпухове, Коломне и других городах. В конце XVI в. были построены Белый город в Москве, каменные кремли в Астрахани, Казани, Смоленске. Выдающимся мастером крепостных сооружений конца XVI в. был Федор Конь (Савельев), который построил Смоленский кремль, прозванный за красоту «ожерельем земли Русской». Каменное строительство в XVI в. приобрело широкий размах не только при сооружении крепостей, но и при возведении многочисленных и крупных по масштабам каменных зданий. Русские мастера сооружали постройки большой высоты, умело рассчитывая прочность стен. Достижением строительной техники явилось возведение в 1532 г. церкви Вознесения в Коломенском под Москвой высотой 58 м. Сложную задачу поддержания сводов здания строители решили за счет увеличения толщины стен нижней части, в значительной степени поглотивших интерьер (до двух третей площади). Тот же прием был применен при строительстве центральной части храма Василия Блаженного (Покровского собора) на Красной площади в Москве высотой 47 м. Следует отметить, что русские мастера в этом отношении справлялись со своей задачей не менее успешно, чем их западноевропейские собратья, возводившие постройки примерно такой же высоты (Амьен — 42 м, Нотр-Дам — 69 м).
В связи с расширением каменного строительства был введен единый размер кирпича, производившегося на государевых заводах и имевшего клеймо (государственный герб). В качестве декоративного материала стали применять терракотовые изразцы. Преобладающим, однако, оставалось по-прежнему деревянное строительство. К XVI в. относится складывание тех типичных конструкций деревянных жилых сооружений, которые устойчиво держались потом в России на протяжении столетий. Крестьянские жилища получили так называемую «трехкаморную связь», т. е. состояли из избы с клетью (горницей) и соединявшими их холодными сенями с выходом наружу, покрывались двухскатной крышей. Помимо избы, в крестьянском дворе обычно имелись житница для хранения зерна, один-два хлева для скота, сенник, баня (мыльня), иногда также риги, овины, сараи, хотя последние чаще всего ставились вне дворов, на поле. Постройки ставились на высоких подклетях — до 12 рядов бревен, в то время как сами избы возвышались на 20—25 рядов бревен, а хозяйственные постройки на 12—17 рядов. Длина изб составляла 4—5 м. Но и в городе, и в деревне были заметные отклонения от этих размеров в ту и другую сторону, а также по количеству построек во дворах, что было обусловлено процессом имущественной дифференциации. В городах уже с конца XV в. стали появляться каменные дома, принадлежавшие боярству, высшему духовенству и крупному купечеству. В Москве одной из первых таких построек во второй половине XV в. явились палаты купца Таракана, о строительстве которых особо сообщается в летописи.
Тогда же, в XVI столетии, сложился своеобразный русский крестьянский костюм — понева и сарафан у женщин, косоворотка с разрезом на левой стороне у мужчин, кокошник у женщин, валенка у мужчин (головные уборы).
Наиболее распространенной пищей в XVI в. были капустные щи, гречневая, овсяная, гороховая каши, печеная и пареная репа, рыба, овсяный кисель, по праздникам — пироги с начинкой, блины, яйца, икра, осетрина, пиво, меды.
Шестнадцатый век был тем временем, когда оформились и укрепились многие специфические черты быта русской народности.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 373;